Ученые "воскресили" средневековую версию микроба, вызывающего проказу print

14.06.2013 2144 просмотра

Европейские генетики восстановили и расшифровали геном средневекового штамма проказной палочки и выяснили, что ее эпидемия в Средневековье закончилась после того, как наша иммунная система научилась бороться с этим микробом, передает РИА Новости со ссылкой на журнал Science.

Йоханнес Краузе из университета Тюбингена(Германия) и его коллеги уже несколько лет "охотятся" за палеогеномами. Так, в 2010 году они участвовали в восстановлении генома неандертальцев, а в октябре 2011 года они "воскресили" средневековый штамм чумной палочки. В новой работе биологи взялись за более сложную задачу - геном палочки Хансена (Mycobacterium leprae), возбудителя средневековой проказы.

Хроники свидетельствуют о том, что проказа была широко распространена в Европе в первой половине Средних веков. В частности, от нее страдала примерно четверть жителей Скандинавии в конце 13 века. Слухи о высокой заразности и неизлечимость проказы заставляли жителей крупных городов выселять ее носителей в лепрозории. К концу 16 века ее эпидемия сошла на нет, и причины этого оставались неизвестными.

Краузе и его коллеги изучали останки жителей Швеции, Дании и Англии, погибших от проказы в 11-14 веках нашей эры. Ученые отделили небольшие кусочки от зубов, где могли прятаться останки бацилл, размололи их и попытались извлечь обрывки бактериальной ДНК. К их удивлению, эмаль европейцев содержала в себе удивительно много фрагментов генома бациллы, в десятки раз больше ожидаемого.

Это позволило им восстановить полный геном микроба с точностью, превышающей стандарт для живых бактерий в 5 раз. Ученые сравнили структуру ее ДНК с геномами 11 современных разновидностей Mycobacterium leprae. Оказалось, что геномы всех микробов были практически идентичными. Это позволяет говорить о том, что данный микроб был изначально крайне заразен для людей, однако со временем он потерял силу, так как иммунитет человека приспособился к нему быстрее, чем бактерия училась преодолевать его заслоны.