mobile menu Меню
Рубрики новостей

Что мы не знаем об Алтынсарине print

20.02.2014 4873 просмотра

У большинства молодежи познания о великом просветителе ограничены, к сожалению, тем, что он открывал первые школы, был учителем, написал пособия, призывал народ к знаниям и несколькими рассказами из школьной программы. Возможно, это связано с тем, что не было о нем такого фильма, как о Чокане, таких произведений, как об Абае, говорит заместитель директора по научной работе мемориального музея Куляш Омарова.

Омарова Куляш НурашевнаИ не скажешь, что для этого нет материалов. Ведь письма Ибрая Алтынсарина при их тщательном изучении, представляют собой одно из самых значительных эпистолярных собраний в казахском литературном наследии. В его письмах, написанных уже более 150 лет назад, но до сих пор, не подвергавшихся анализу с точки зрения историко-литературного значения, ставятся и решаются актуальные вопросы общенародного значения. 

Такие особенности как его боевой наступательный характер, действенное вмешательство в ход окружающей жизни, глубоко присущи эпистолярному наследию просветителя. Его письма всегда полны страсти, задора. Они представляют собой незаурядное явление и со стороны стиля. Они написаны на русском языке, но его богатейшими и гибкими средствами казахский автор полно выражает национальное своеобразие своего мастерства. 

В его стиле с простотой и лаконичностью сочетается эмоциональная насыщенность, ибо он всегда говорит о предметах и явлениях глубоко интересующих его, как просветителя. Тематика их весьма многообразна, по ним можно судить об общественной и личной жизни просветителя, об отношениях с друзьями, коллегами, начальством.

 Письма – это своеобразное документальное повествование Алтынсарина о своей жизни и о своем творчестве. И все же познавательное значение алтынсаринских писем шире, чем их биографическая ценность: в них бьется пульс всей культурной и общественной жизни Казахстана 19 века. Многие труды об Алтынсарине носят научный характер. Это исследования его педагогической, творческой деятельности. Но, согласитесь, никто еще не смог дать объективную оценку героизму Ибрая Алтынсарина, его мужеству в деле просветительства в реалиях социально-политических условий. Следовательно, не родился для Ибрая такой писатель, как Ауэзов для Кунанбаева.

О титаническом труде по организации учебных заведений, подбору кадров, оснащению и снабжению школы; мелочах быта, финансовой отчетности педагога-просветителя, который плюс ко всему этому был чиновником, вынужденным отстаивать свои начинания и улаживать дела вопреки противодействиям, интригам, клевете пишет в своем дневнике Шалабаев В.Е.- педагог, лингвист, краевед, общественный деятель:

 «Мы в этом году на самолете побывали в Оренбурге (это агитпоезд по местам деятельности просветителя к его 150-летию), устанавливали мемориальную доску на здании школы, где учился Ибрай. Весной побывали в Актюбинске, Иргизе, в прошлом году - в Аркалыке, Амангельды, Тургае; в позапрошлом - близ Кустаная - в Боровском, Семиозерном, Алтынсаринском - на всех видах современных средств передвижения. Уму непостижимо, как перекрывал эти расстояния Ибрай - и по несколько раз! на перекладных. Он открыл около 2 десятков школ разного типа, преодолевая косность степи, наживая себе врагов, в то же время ломая устои колонизаторского официального режима, обеспечивая вопросы строительства от гвоздя до стекла, организовывая занятия, решая вопросы быта учеников, учителей, выполняя снабженческие функции от бумаги, мела до учебников, творя по ходу и учебники, задачники на обоих языках, размножая их в издательствах Казани, Москвы, Петербурга.

В сущности выполнил он роль «Министерства, Академии педнаук, Учпедгиза, педвузов и педучилищ, Института усовершенствования учителей, обкомов профсоюзов, инспекций и методических разработок, вместе взятых. Немыслимая работа!

Кроме того он был поэт, прозаик, ученый-этнограф, переводчик. И все это за 47 лет. Подобной феноменально универсальной и в то же время неуемно активной, в то же время столь результативной деятельности я не знаю. Ни в чьей истории. В то же время никому так не перепадало от собственного народа, как ему. Недовольны были родственники, которые считали, что занимается «непонятным» им делом. Недовольны были муллы, которым он становился поперек горла как кость.

Недовольны были баи, бии, волостные управители, т.е. «сильные мира всего», что он нарушает их покой и сложившиеся веками устои степи.

Недовольны были родители, от которых отнимались и «увозились» куда-то дети.

Недовольны были административные русские власти.

Могла ли быть довольной семья, если он исчезал из дома месяцами?

Находятся неблагодарные и среди современного потомства, оценивающие его значимость с высоты сегодняшнего дня. Именно они больше всего скрыто или плохо прикрыто, а иногда и злобно откровенно, говорили: «Это же «нехристь», он крестил казахских детей, он предатель интересов собственного народа и т. п. Больно это…»

Об этом говорил на юбилее просветителя и народный писатель Гафу Каирбеков: «Да, он был одновременно степным министром просвещения, грузчиком, экспедитором стройматериалов для школ, строителем-плотником, финагентом, бухгалтером-экономистом, оставаясь при этом великим ученым, написавшим учебники, хрестоматию, создателем казахского алфавита, собирателем казахского фольклора, этнографом, историком – всем тем, кем был Ломоносов для русского народа, глашатаем вечной дружбы обоих народов, по выражению Н.Ильминского, «апостолом казахского просвещения».

Открытие русско-казахских школ, профессиональных училищ, организации учебной деятельности проходила в условиях упорного противостояния представителям колониальной администрации и мусульманскому духовенства.

Ведь не секрет теперь, что вместе с военной, политической и экономической экспансией, царская Россия преследовала в Казахстане еще одну цель в осуществлении колонизации, которая возводилась в ранг задачи государственной важности - насильственное обрусение казахов, то есть превращение их в русских по языку, обычаям, вере. 

Об этом рассказывают архивные документы истории образования ХІХ века, отчеты о народном образовании нашего края. Для достижения указанной цели предполагалось воздействовать на умы коренного населения, чтобы сделать из инородцев преданных людей в этой отдаленной окраине империи. Отсюда вытекали определенные выгоды.

С одной стороны, для русского чиновника не возникало необходимости знать язык киргизов, их обычаи, традиции, к тому он и не утруждал себя в этом деле. С другой стороны, киргиз, научившись русскому языку, впервые получал «правильные сведения о русском Государстве, о русском народе и распространял полученные знания среди своих соплеменников» 

И это подтверждается доводами, предлагаемыми русификаторами-миссионерами: «...в понятие обрусение входит: и русский язык, и русский быт, и русский суд и все прочее русское, не исключая веры - словом, русский дух». Видное место в стремлении достичь нужных результатов отводилось школе с преподаванием русского языка.

Ибрай Алтынсарин под русским образованием имел в виду не обращение в русскую веру, а педагогическую систему, основанную на идеях русской педагогики К.Д.Ушинского, Каменева, Бунакова, Л.Н.Толстого, примененных в казахских условиях. Великий казахский просветитель «русско – туземные» школы, призванные быть орудием русификаторской политики, превратил в национально – образовательные очаги! Чтобы претворить в жизнь свои намерения, Алтынсарину пришлось преодолеть огромные трудности, так как создавать школы ему пришлось, по его выражению, на «гладком месте». И. Алтынсарин знал, что ему нечего надеяться на содействие властей, но не падал духом.

Перед ним стояла задача – подготовить в Казахстане образованных людей, которые могли понести идеи просветительства в народ. А создать такие кадры можно было через светские школы. Он ввел преподавание казахского языка в этих школах, не допускал, чтобы казахские ученики молились с русскими детьми или на стол подавалась свинина, боролся против насильственной русификации. 

Призыв Ибрая Алтынсарина к изучению русского языка, русской культуры ни в коей мере не означал отказа от собственного языка, забвения собственной культуры. В царское время он не мог не считаться с властью и заботился о народе в рамках дозволенного метрополией. Но - сколько личного мужества и реальных шагов! Проявляя внешне согласие с условиями, поставленными правительством, внутренне он был верен своей мечте. И смог донести свои идеи образованным людям, ученым Ильминскому, Григорьеву и благодаря своему таланту, высоким человеческим качествам убедить в своей правоте. За свою короткую жизнь Алтынсарин ни разу не пошёл на сделку с совестью. Он не провёл ни одного акта крещения казахских детей, как того требовали законы империи – после его смерти у него дома был обнаружен целый сундук крестов, не использованных по назначению.

И его русские друзья, известные деятели российского просвещения, восхищались его мужеством, невероятным усилием, энергией, беспрестанным движением его по необъятной степи (это при тогдашних-то средствах передвижения!) для открытия десятков школ.

Чтобы открыть школу в наше время, государство расходует немалые средства, задействуя в этом деле немало организаций. Невозможно измерить сколько сил ушло в тех условиях на открытие в степи школ, если учесть, что правительство в них не было заинтересовано. Его настроения, отчаяние зачастую одинокого в борьбе человека отражают его письма. И самое положительное в том, что письма, деловые бумаги, отчеты, написаны на русском языке. Кому на казахском языке в царское время ты напишешь свои чаяния, объяснишь о сметливости, способности, чистоте души своего народа, особенно чиновникам, имеющим сформировавшееся отношение к непросвещенному народу. 

С огромным трудом Алтынсарину приходилось преодолевать косность царского колонизаторского аппарата, а подчас презрительное отношение тупоумных чиновников к делу народного образования. С великой горечью не раз констатировал он: «Народ казахский сам по себе представляет благодатную почву для образования, но грустно иногда бывает, как подумаешь о несочувственном отношении к делу «образованных» людей. Мы в этом случае представляемся сиротами, нуждаемся в теплом слове». Поистине героических усилий потребовало от просветителя настойчивое убеждение в правоте своего дела.

«На нашу долю, - писал он, - теперь выпало самое тяжелое, ответственное время, когда все надо еще создавать, вводить эти нововведения в темную среду и освещать ее, насколько хватит у нас сил…Вот таскаюсь по степям, выпрашивая денег у общества и разных общественных, уездных и областных властей». Министерство народного просвещения, принимая и претворяя в жизнь, всевозможные правила, уставы, циркуляры, получило и сохранило облик министерства «народного затемнения». На долю «просвещения» царизм тратил ничтожную сумму своего годичного бюджета, от 1 до 2 процентов общего бюджета страны…

Одиночество Алтынсарина в этой борьбе, его неимоверные усилия, страдания, переживания видели царское правительство и соратники, друзья, сородичи. Кто злорадствовал, а кто сопереживал, худшие ставили препоны, лучшие старались помочь. Его недоброжелатели, видя его упорство, разжигали распри среди сородичей, поддерживали клеветников.

Возвращаясь к письмам, мы отчетливо видим тесную связь Алтынсарина с родным народом, уважение и любовь к степнякам и, с другой стороны, отчужденность от байских кругов, связанных с царским чиновничье – колонизаторским аппаратом. Алтынсарин счастлив служить народу, но не желает превратиться в исполнителя воли его угнетателей. Возмущением, несправедливостью, мародерством и произволом, чинимыми колониальными властями, местными богатеями, безысходной печалью, разочарованием полны некоторые строки к Н.И. Ильминскому: «По долгу службы я имею частые столкновения с киргизами, из числа коих есть здесь родные мои. Знаю о них очень много и очень многих от души ненавижу. В тайной немилости моей находятся должностные лица в Орде. Они бесчеловечно, бессовестно грабят и обирают киргиз – бедных, беззащитных…» 

Продолжение следует...

В избранное
Нравится





Поделиться

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизироваться.


Комментариев пока нет.

полезные номера
Самое интересное, топ 5
день неделя месяц

Рассылка событий

Будь в курсе последних событий.
Новости “ИА ”ТоболИнфо”

Календарь новостей