mobile menu Меню
Рубрики новостей

Что мы не знаем об Алтынсарине. Часть вторая print

02.03.2014 2036 просмотров

Начало: Что мы не знаем об Алтынсарине.

Эпистолярное наследие И.Алтынсарина – бесценный документ эпохи девятнадцатого века. В его письмах, адресованных Омарова Куляшдрузьям, читатель видит глубину души, открытость, доброту, сострадание, сочувствие, переживания за свой народ и за народное образование в крае первого народного учителя. Алтынсарина глубоко волнуют школьные проблемы, создание всех условий для учащихся, проблемы хороших, грамотных учителей, проблемы, связанные с учебниками, письма его пронизаны любовью к детям пишет в своей статье аместитель директора по научной работе мемориального музея Куляш Омарова.

Истинным подтверждением этого служат слова Н.И.Ильминского из книги «Воспоминания об И.Алтынсарине»: - «…достаточно полагаю, чтобы послужить ключом к чтению его писем, в которых отразилась его душа, его взгляд на вещи, особенно его понятие об образовании киргиз и горячее стремление к просвещению своего народа, его любовь к учителям, которыми он очень дорожил…»

Н.И.Ильминский весьма неоднозначная фигура своего времени. С одной стороны – он поборник миссионерской политики самодержавия: «Обрусение инородцев и совершенное слияние их с русскими по вере и языку – вот конечная цель, к которой должна стремиться система инородческого образования в крае».

 С другой – вдохновитель светского образования, в этой связи уместно привести выдержку из его письма: «Против инородческого образования воздвигается издавна, и чем дальше, тем больше, вражда и брань с разных сторон и разного содержания. Есть люди, которые почти ждут моей смерти, полагая, что я единственная опора и защита инородцев». 

Н.И. Ильминский пользовался авторитетом и влиянием духовных ведомств, высокопоставленных царских сановников. К тому же он был человеком обаятельным, добрым, высокоэрудированным. В деле открытия светских школ Алтынсарин часто обращался к нему за советом и поддержкой перед местной царской администрацией. 

Ибрай Алтынсарин был очень откровенен в корреспонденции с Ильминским, поэтому служебные письма носят доверительный характер. В ответных строках от Ильминского мы находим: «Признаюсь Вам по секрету, моё сердце отдано казахам…» Или: «Душа моя, Ибраш». В одном письме Алтынсарин просит его: «…уделить в своем добром сердце местечко и на киргизское образование». 

В другом письме он неоднократно указывает на простоту и доброту казахов: «Киргизы – народ простой, но мы и в простоте находим доброго. Печатные слова некоторых умнейших, что киргиз – колотырник, киргиз кровожаден, останутся навсегда только безжизненным печатным словом. А Вы, три года скитавшиеся по Ордынской степи, я уверен, скажете: киргизы – народ сметливый, умный, способный, но необразованный». 

Все эти и многие другие факты опровергают ошибочное мнение о том, что Алтынсарин будто бы стоял близко к миссионерам, что Н.Ильминский, якобы, был его духовным наставником. Уроком дружбы великого казахского педагога с русским ученым – востоковедом является то, что он, не принимая миссионерских взглядов последнего, тесно сотрудничал в общем деле просветительства, умения Алтынсарина уважать друга, видеть человека не односторонне, считая вовсе не обязательным разделять его идеологию.

Продолжение следует...

В избранное
Нравится





Поделиться

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизироваться.


Комментариев пока нет.

полезные номера
Самое интересное, топ 5
день неделя месяц

Рассылка событий

Будь в курсе последних событий.
Новости “ИА ”ТоболИнфо”

Календарь новостей