mobile menu Меню
Рубрики новостей

Что мы не знаем об Алтынсарине. Часть третья print

04.04.2014 1592 просмотра

Что мы не знаем об Алтынсарине

Что мы не знаем об Алтынсарине. Часть вторая

Стремление просветителя учить детей казахов таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу и приобщиться к достижениям земледелия, промышленности встретили сопротивление с двух сторон, пишет в своей статье заместитель директора по научной работе мемориального музея Куляш Омарова.

Царская администрация была заинтересована в подготовке нижнего звена чиновников из местного населения, способных вести делопроизводство на русском языке, быть писарями, переводчиками. Поэтому она не противодействовала инициативе Алтынсарина по обучению детей казахов русскому языку, но поддержки идее широкого образования не оказывала никакой. 

С другой стороны, местное духовенство противодействовало новшествам Ибрая, стараясь внушить, что он якобы хочет крестить" казахских детей и подготовить их к "солдатской службе" в русской армии. Алтынсарин действительно выступал против невежества, суеверия, замыкания в рамках устаревшего кочевого быта и тех служителей культа, которые ислам использовали в корыстных целях и даже в интересах имперской идеологии, согласно которой, "следуя Магомету, будьте слугами белого царя". 

Мусульманское духовенство видело в Алтынсарине вероотступника и опаснейшего противника, который в свою очередь с едкой иронией, метко и сатирически высмеивал показное благолепие, алчность и мракобесие «татарского фанатизма». Своими выступлениями Алтынсарин восстановил против себя всю местную казахскую аристократию, включая своих родственников.

Среди сородичей моих нашлись враги,

Их зависть заедает, и вот они меня порочат:

Клевещут, будто я крещён и крест ношу;

Невежество ведёт к ужасным заблуждениям.

…Моя вина лишь в том, что их детей учу! –

писал с горечью Алтынсарин

Существенным элементом мировоззрения просветителя является собственная трактовка им ислама, о чем можно судить по тому, что он составил учебник по исламу «Шариат-ул-ислам» («Мұсылманшылық тұтқасы»). Это доказывает, что Алтынсарин никогда не являлся противником ислама, как однобоко пытались выставить его советские идеологи.

В его книге содержатся все основные положения ислама мазхаба имама Агзама Абу Ханифы, написанные для народа доступным языком. И.Алтынсарин пишет: «Быть мусульманином – это не только одеваться в мусульманскую одежду или находиться среди них. Вначале нужно быть верующим, понять, что такое вера...». Он призывает знать обязанности мусульманина, религию, веру. Быть верующим – это главная обязанность мусульманина. Казахский просветитель начинал и оканчивал любое дело именем Аллаха.

Алтынсарин, еще работая учителем, все больше и больше убеждался в необходимости народного образования, но и здесь его одолевали сомнения. Он опасался, что выпускники, «не вынеся с собой из учения в школе ни порядочного образования, ни хорошего понятия… гордо вступят в степь и, показывая себя многознающим человеком, больше законщиком, в чем не будут сомневаться казахи, они употребят во зло своё маленькое знание, станут безжалостными обидчиками казахов же». Он придавал огромное значение нравственно – воспитательной роли школы, следуя здесь за В.Г.Белинским, который писал, что первоначальное воспитание должно видеть в ребенке «не чиновника, ни поэта, не ремесленника, но человека». 

19 января 1861 года он писал из оренбургского управления Ильминскому: «С киргизами мне здесь просто раздолье, конечно, но мне теперь чувствуется необходимость русского общества, в кругу которого я продолжал бы практиковаться русским языком, чтоб не забыть, что и знал… Киргизы на меня имеют много надежды; в особенности почетные, предъявляя мне свои намерения отдавать своих детей в заведение, покорнейше просят меня научить их, прежде всего, государственным законам, верно с тем намерением, чтобы после из них вывести законников, следовательно, кляузников. Вот куда у них глаза глядят».

«Грамотность пришла в степи, чтобы увеличить число кляуз», – писал тогда Валиханов, имея в виду чудовищную бумажную возню, возникавшую вокруг тех или иных оплачиваемых царской Россией государственных постов - от вельможных до низовых.

 «Я пролистал два тома "Истории Казахстана XIX века в документах, – вспоминал уже современный великий казах Олжас Сулейменов. – И не нашлось в архивах иных документов, кроме тысячи жалоб, доносов, кляуз, клеветнических заявлений больших и малых правителей степи», получившим право в числе сотен и тысяч других претендовать на единственный пост, оплачиваемым царизмом. Эти людишки, решив, что они возвысились над народом, забыв свой человеческий и национальный долг, распродав свое достоинство, торговали достоинством народа. Как это знакомо, не правда ли? Как и то, что «когда умирали Пушкины и Лермонтовы, процветали бенкендорфы всех мастей», а под шум бумажных баталий здесь, в Казахстане, ушли из жизни Абай, Сакен, Ильяс, Беимбет, как, впрочем, и сам Чокан»…

Продолжение следует...

В избранное
Нравится





Поделиться
Теги данной новости

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизироваться.


Комментариев пока нет.

полезные номера
Самое интересное, топ 5
день неделя месяц

Рассылка событий

Будь в курсе последних событий.
Новости “ИА ”ТоболИнфо”

Календарь новостей