mobile menu Меню
Рубрики новостей

Национальные особенности «освоения» бюджетных миллиардов print

08.05.2016 497 просмотров

Опубликованная в нашей газете статья о "деятельности" национального научно-технологического холдинга "Парасат" вызвала настолько большой интерес у читателей, что редакция решила продолжить публикацию материалов о том, как работала эта "фабрика по перекачке бюджетных средств", уютно устроившаяся пол крышей Министерства образования и науки РК, сообщает Сamonitor.kz.


Эпизод 1-й: наука "по-парасатовски"

В последний день октября 2012 года между "Парасатом" и Комитетом науки Министерства образования и науки РК был заключен договор на выполнение научно-исследовательских работ (№ 2017). Он предусматривал создание опытно-промышленного участка энергоавтономного, безотходного и экологически чистого производства металлургического кремния. Сумма договора - 585 млн. тенге (около 3,9 млн. долларов США). А уже в середине декабря, то есть через полтора месяца (!) после его заключения, "Парасат" и Комитет науки подписали акт выполненных работ на всю названную выше сумму.

Но это только вершина айс­берга. Всё самое интересное скрыто в деталях, а они таковы.  "Парасат" в лице Нуралы Бектурганова передал львиную долю указанных средств на соисполнение своей дочерней организации - ТОО "Физико-технический институт". Договор между ними от 6 ноября 2012 года был заключен на сумму 570 млн. тенге. И теперь уже субподрядная организация (ТОО "Физико-технический институт") наняла для исполнения своих обязательств перед "Парасатом" другого соисполнителя - АО "Кенжер", заключив с ним договор на 495 млн. тенге.

Согласно его условиям, АО "Кенжер" должно было создать энергетический блок опытно-промышленного участка и передать его не позднее 31 декабря 2013 года, однако до настоящего времени это не сделано. Деньги в полном объеме перечислены на счета АО "Кенжер", подписанный акт выполненных работ отсутствует.

Однако самое интересное, что при этом имеются акты выполненных работ между "Парасатом" и Комитетом науки Министерства образования и науки РК, а также между "Парасатом" и ТОО "Физико-технический институт". Деньги из республиканского бюджета благополучно освоены, а окончательного результата до сих пор нет.

Эпизод 2-й: инновации "по-парасатовски"

В 2012 году между Министерством образования и нау­ки и "Парасатом" был заключен договор на оказание услуг по бюджетной программе "Внедрение системы элек­тронного обучения в организациях среднего и технического профессионального образования".

"Парасату" на выполнение этой  задачи были выделены средства в размере 3 млрд. 56 млн. тенге (более 20 млн. долларов США). По сложившейся практике руководство холдинга в лице Нуралы Бектурганова привлекло для соисполнения свою дочернюю (на тот момент) организацию АО "Национальный центр информатизации", куда была передана вся сумма, выделенная государством. Однако в ходе разработки электронных учебников быстро обнаружился плагиат (статья в газете "Время" под названием "На ком кепка горит?" от 25 октября 2012 года).

В частности, английская компания Whizz Education Limited выявила плагиат и нарушение своих интеллектуальных прав со стороны АО "Национальный центр информатизации" (далее НЦИ) при разработке определённого количества электронных образовательных ресурсов. Данные учебники были выпущены НЦИ, одобрены центром "Учебник" и переданы МОН РК как заказчику. Впоследствии конфликт удалось замять, и официально Whizz Education Limited не имеет претензий: после выхода статьи НЦИ согласился убрать цифровые образовательные ресурсы из национальной сис­темы.

При этом значительная часть денег на стадии реализации проекта была, по сути, "распилена".  Тогда сотрудникам департамента Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) по г. Алматы практически удалось установить всю цепочку того, как происходило списывание и обналичивание денег, однако на завершающей стадии поступило негласное указание разработку прекратить, а материалы дела передать в центральный аппарат Агентства. Впоследствии дело было прекращено.

В результате бюджетные деньги в размере более 3 млрд. тенге были истрачены, но широкого применения электронные учебники в школах и колледжах страны так и не получили.

Эпизод 3-й: бизнес "по-парасатовски"

Отметим, что в рамках практически всех договоров, финансируемых из государственного бюджета, "Парасатом" закупалось дорогостоящее оборудование. Так, за 2011-2015 годы он приобрел оборудование на общую сумму свыше 2,9 млрд. тенге (около 18 млн. долларов США). Однако значительная его часть не используется и пылится на складах в разных областях Казахстана. При детальном анализе возникает резонный вопрос: была ли вообще необходимость (если не считать возможные "откаты")  в приобретении дорогостоящего оборудования? Например, остается только догадываться, зачем в рамках договора на разработку чистых источников энергии покупались офисная мебель, кондиционеры и оргтехника.

Дальше еще загадочней. Приобретенное оборудование, фактически принадлежащее "Парасату" и числящееся у него на балансе, передавалось соисполнителям - частным компаниям. До настоящего времени между "Парасатом" и его соисполнителями было заключено более 25 различных договоров (в том числе на безвозмездное пользование). Фактически получается, что "Парасат" строил и развивал бизнес для каких-то негосударственных компаний за счет бюджетных средств.

Таким образом, государство, инвестируя в проекты через АО "Парасат", вместо извлечения прибыли потерпело убытки. Эти миллиарды тенге - недополученные государством доходы, а значит, непостроенные школы и детские сады. И это не просто громкие слова. Чтобы наши читатели  поняли глубину и остроту проблемы, приведем лишь несколько фактов:

- около 545 000 детей в настоящее время ждут своей очереди в детские сады;

- около 4 000 учащихся не имеют возможности обучаться по месту жительства в связи с отсутствием школ в населенных пунктах их проживания;

- около 40 000 детей обучаются в аварийных зданиях (136 школ по всей стране);

- 12 000 школьников обучаются в три смены;

- 3 161 школа в нашей стране относится к разряду малокомплектных (44% всех школ), из них 57,5% размещены в неприспособленных зданиях;

- в 55% малокомплектных школ отсутствуют специализированные кабинеты физики, в 65% - химии, в 70% - биологии, в 49% - лингафонные кабинеты, в 39% - спортзалы, в 32% - столовые, в 83% нет доступа к широкополосному интернету.

Нуралы Бектурганову как бывшему министру образования и науки не знать ли об этих проблемах?

И тут хочется задаться вопросом: где вы, принципиальные господа из Национального бюро по противдействию коррупции? Что вы сидите, в рот воды набрав -  ведь вам давно известны эти факты. Или вы не видите ничего, кроме копеечного "дела Матаева"?!

В избранное
Нравится





Поделиться
Теги данной новости

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизироваться.


Комментариев пока нет.

полезные номера
Самое интересное, топ 5
день неделя месяц

Рассылка событий

Будь в курсе последних событий.
Новости “ИА ”ТоболИнфо”

Календарь новостей