mobile menu Меню
Рубрики новостей

На что Казахстан тратил деньги Нацфонда в течение 15 лет print

14.07.2016 303 просмотра

При цене на нефть ниже $30 средств Нацфонда хватит лишь на пять лет, сообщает forbes.kz.

«Мы не знаем, каким будет следующий год, 2017-й и 2018-й. Поэтому моя позиция принципиальна – использование средств (Национального фонда. – F) на текущие расходы должно быть прекращено. Единственный механизм участия фонда – это ежегодный фиксированный трансферт… в республиканский бюджет. Слава богу, что эти деньги есть, что мы можем это делать. Поручаю правительству разработать новую концепцию формирования использования средств Национального фонда в условиях новой глобальной реальности», – цитировала главу государства в конце ноября 2015«Казахстанская правда».

Forbes Kazakhstan решил выяснить, как использовались средства Нацфонда за период его существования, и попытаться спрогнозировать изменение объема его активов в среднесрочной перспективе 2016–2020. Тем более, что этот воп­рос встал особенно остро в связи с падением цен на нефть, ведь нефтяные доходы являются основным источником пополнения фонда.

Для того, чтобы составить прогноз, мы проанализировали всю отчетность Национального фонда, которая публикуется на сайтах Министерства финансов и Республиканского центра правовой информации Министерства юстиции. В результате получилось: при позитивном сценарии, если среднегодовая цена на нефть составит в 2020 $75,3 за баррель, активы фонда будущих поколений могут сократиться примерно до $56,1 млрд. В случае базового сценария, по которому цена достигнет $65,3, активы снизятся до $41,1 млрд. А если все пойдет совсем плохо, и стоимость черного золота будет держаться ниже $30, то Нацфонд через пять лет вовсе перестанет существовать. Однако давайте по порядку…

Спаситель госкомпаний

На основе собранных данных мы рассмотрели cash-flow (движение денежных средств) Нацфонда с 2001. Интересно, что из-за значительной волатильности курса тенге расчеты этого показателя в долларах у Министерства финансов и Нацбанка сильно разнятся. Это наглядно можно увидеть, если сравнить информацию финансовой отчетности Нацфонда с оперативными данными, которые публикует Национальный банк на своем сайте. Порой расхождения доходят до… нескольких миллиардов долларов.

Объясняется данный казус следующим. Отчетность Национального фонда составляется на конец года в тенге, однако часть активов держится в иностранной валюте. А если курс в течение года сильно колебался, то и расходы в валютном выражении существенно разнятся. Все это вносит определенную путаницу. Например, в 2014 из фонда в казну была изъята сумма в размере 1 480 млрд тенге. По курсу на начало года эта сумма составила $9,6 млрд, а на конец – $8,1 млрд. Соответственно, свести cash-flow в долларах несколько затруднительно.

33e21d9cdf1493af17a876427db359ed-small.jpg

Поэтому, хотя пересчет в долларах производился на конец того или иного года, в итоговых цифрах могут присутствовать небольшие неточности. Тем не менее можно констатировать астрономическую сумму общих поступлений в Нацфонд с 2001 по ноябрь 2015 – 27,6 трлн тенге, или $147,5 млрд! Именно таковым гипотетически мог быть объем Нацфонда при условии, если бы государственные мужи неуклонно соблюдали принцип сохранять средства для будущих поколений.

Вместо этого на текущий момент, согласно данным Нацбанка, активы фонда составляют $64,2 млрд. Соответственно, несложно подсчитать, что за весь период существования из него было потрачено $83,3 млрд. Для сравнения: ВВП Казахстана по итогам 2014 года составил около $227 млрд.

Мы разделили все расходы средств Нацфонда на следующие четыре основные категории.

1. Самой большой их статьей являются гарантированные трансферты в республиканский бюджет. За неполные 15 лет существования из фонда было потрачено 9,9 трлн тенге, или более $60,2 млрд. Причем основные расходы пошли с 2007, хотя первый трансферт в казну был осуществлен еще в далеком 2001, когда из Нацфонда было изъято 7,5 млрд тенге ($50 млн). Однако после ипотечного кризиса в США, который перерос в глобальный, республиканский бюджет крепко подсел на нефтедоллары – ежегодно из него изымалось в среднем по $6,7 млрд в год. Если говорить без обиняков, эти деньги уходили на финансирование скрытого дефицита бюджета. Или сверхвысоких расходов государственных органов - кому как нравится.

2. Далее по величине идут расходы на покупку облигаций государственных холдингов (преимущественно ФНБ «Самрук-Казына», но в списке также значатся НУХ «Байтерек» и «КазАгро») – 2,5 трлн тенге, или около $13,9 млрд. Бумаги эти оседают в инвестиционном портфеле фонда, то есть формально это не расходы. Однако на сегодня данные «инвестиции» обесценились уже на 82 %.

К примеру, с 2009 по 2014 включительно Нацфонд приобрел ценных бумаг госхолдингов на сумму $11,2 млрд. При этом, как говорится в отчете за 2014, их оценочная стоимость нынче составляет $2,028 млрд, то есть ниже номинала в пять раз. Невзирая на это, менеджмент Нацбанка в 2015 принял решение о приобретении за счет средств фонда очередных облигаций «Самрук-Казыны» на $2,7 млрд. Эти деньги, очевидно, пошли на спасение «КазМунайГаза» от банкротства.

3. C 2008 из Нацфонда начали выделять средства на целевые трансферты. Всего таким образом было потрачено 1,75 трлн тенге, или $10,9 млрд. Эти деньги пошли на обеспечение антикризисной программы, помощь банкам, завершение долевого строительства, поддержку малого и среднего бизнеса, фондирование фонда проблемных кредитов и т. д. В среднем на целевые трансферты уходило $1,3 млрд в год.

4. Наконец, еще одна статья – административные расходы самого Национального фонда: оплата услуг аудиторских компаний, внешних управляющих портфелем, кастодианам (в разные годы это были такие компании, как BNY Mellon, BNP Paribas, UBS и другие). Всего на эти цели было потрачено 58,8 млрд тенге, или примерно $355 млн.

5d82470e360af0c7c1ca1ea6d8ad75c8-small.jpg

3d5e8cdba026356de17c0505b2f81197-small.jpg

Кстати, средняя доходность фонда за 14 лет составила 4,02 % (для сравнения: индекс S&P500 с 2001 показал среднюю доходность 5,08 %). А в последние пять лет она ни разу не превысила 4 %. В то же время ежегодные расходы по управлению Нацфондом именно в 2009–2014 значительно выросли, в 2014 составив более $64,3 млн.

Как считает директор ТОО «Oil Gas Project» Жарас Ахметов, правительству не следовало трогать средства Национального фонда без особой необходимости. По его мнению, основная функция этого института состоит в обеспечении макроэкономической стабильности: не допустить излишнего укрепления национальной валюты и роста инфляции в «тучные» годы, а в «худые» – покрыть дефицит бюджета. Тем более не была оправданной операция по покупке ценных бумаг госхолдингов, которая прямо противоречит философии фонда.

Ахметов также замечает, что при принятии инвестиционных решений не принимались в расчет ни институциональные барьеры, ни сложившиеся диспропорции в отечественной экономике. Между тем, говорит он, если бы в первую очередь были решены эти проблемы, то и прибегать к средствам Нацфонда не было бы нужды – нашлись бы частные инвестиции.

ec76f52ef8015779175c5e306ae25601-small.jpg

Можно не обращаться вновь к примеру государственного пенсионного фонда Норвегии (Government Pension Fund Global), который является общепризнанным эталоном работы подобного института. Но тот же Азербайджанский нефтяной фонд с 2009 увеличил свои активы в 2,5 раза – с $14,7 млрд до $37,1 млрд.

Иссякший источник

Что касается нашего прогноза по активам Нацфонда в ближайшие пять лет, то расчет производился с учетом всех известных переменных факторов, исходя из консервативного принципа «максимум расходов – минимум доходов».

Так, предстоящие затраты Нацфонда были высчитаны на основе их динамики с 2007, включая утвержденный размер гарантированных траншей: согласно закону о государственном бюджете 2016–2018 – в среднем по 2,9 трлн тенге в год. Получается, что текущие ежегодные расходы Нацфонда в ближайшие три года должны составить $11,5 млрд, с последующим ростом в 2019 и 2020 до $12 млрд и $13,1 млрд соответственно. Учитывая склонность правительства к оказанию поддержки испытывающим трудности крупным компаниям (размер совокупного внешнего долга Казахстана на второй квартал 2015 составил $155 млрд, причем $16,9 млрд необходимо погасить в 2016), будущие крупные траты из Нацфонда неизбежны.

Как уже говорилось, доходная часть Нацфонда прогнозировалась, исходя из трех основных сценариев. Мы рассчитали существующую корреляцию между ценой на нефть и поступлениями в Нацфонд (R=0,916). Были взяты прогнозные данные по стоимости сырой нефти на 2016–2020, опубликованные Всемирным банком. При этом, чтобы рассмотреть альтернативные варианты, мы также ввели два сценария – с отклонением от прогноза ВБ ±$10 за баррель в тот или иной период.

1d5d5a8258e2c881d07ed4ba64fa06c3-small.jpg

При расчетах не учитывалось возможное повышение объема добычи нефти в Казахстане, который, по прогнозам Министерства национальной экономики, составит в 2016–2020 от 77 до 92 млн тонн, так как это предполагает запуск Кашаганского месторождения. Достаточно вспомнить, что этот многомиллиардный проект должен был начать работу еще в 2005, и что рейтинговое агентство S&P исключило Кашаган из своих расчетов по прогнозу ВВП РК на будущий период.

В результате, как мы считаем, при благоприятном стечении факторов (цена барреля нефти достигнет в 2020 $75,3) активы фонда могут снизиться до $56 млрд. Базовый сценарий Всемирного банка приведет этот показатель к $41,1 млрд. Негативный поворот на товарных рынках облегчит Нацфонд до $26,3 млрд.

По расчетам директора Национального бюро экономических исследований Касымхана Каппарова, в случае, если цена на черное золото упадет ниже $30 за баррель, поступления в Национальный фонд фактически прекратятся. При таких обстоятельствах судьба его окажется аналогичной участи опустевшего горшочка, мед из которого не донесли до адресата.

В избранное
Нравится





Поделиться

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизироваться.


Комментариев пока нет.

полезные номера
Самое интересное, топ 5
день неделя месяц

Рассылка событий

Будь в курсе последних событий.
Новости “ИА ”ТоболИнфо”

Календарь новостей