mobile menu Меню
Рубрики новостей

Казпотребнадзор: Повышение цен на бензин необоснованно print

08.10.2013 1631 просмотр

С начала года нефть на мировых рынках подешевела более чем на 2%. Несмотря на это АРЕМ, сославшись на месячный рост ее цены в 4,3%, заявил о повышении в Казахстане стоимости бензина на 6,4%, сообщает Казпотребнадзор.

4 октября Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) официально сообщило о предстоящем повышении цен на бензин самой популярной марки АИ-92/93 со 110 до 117 тенге за литр. Формальный повод для поднятия цен – рост мировых котировок. Как указывается в сообщении, цена на нефть увеличилась со $109 за баррель в августе до $113,68 за баррель в сентябре.

Подобного рода данные, по мнению специалистов ОО «Казпотребнадзор», являются некорректными. Диапазон колебания цены нефти, которым оперирует уполномоченный орган, является незначительным. К примеру, средняя цена на нефть за последнюю неделю (с 30 сентября по 5 октября) составила $107,97. Вместо этого контролирующий орган приводит едва ли не максимальную цену в течение последнего месяца. Кроме того, ее следует сравнивать с ценой не в предыдущем месяце, а в тот период, когда были введены текущие предельные цены, то есть с октябрем 2012 года. Тогда минимальная цена на нефть в течение недели составляла около $110 (macd.ru/stock/oil), другими словами за год цена на нефть снизилась на 2,4% (euroinvestor.com). То есть, если следовать логике регулирующего органа и привязывать цену на бензин к мировым показателем цен на нефть, то предельные розничные цены на бензин должны быть снижены, а не повышены.

В целом, мотивировка роста розничных цен на нефть при повышении мировых котировок, по меньшей мере, некорректна по целому ряду причин:

  • В Казахстане бензин производится не из нефти марки Brent, а из гораздо менее качественных, и соответственно дешевых сортов;
  • Цена нефти, поставляемой для обеспечения внутреннего рынка, значительно ниже рыночной;
  • В себестоимости бензина доля цены на нефть по независимым оценкам составляет менее 60% (yvision.kz).

За неделю до официального сообщения АРЕМ о возможном повышении предельных цен на бензин заявил министр нефти и газа республики Узакбай Карабалин. Примечателен тот факт, что он мотивировал рост цен совсем иной причиной, а именно «остановкой Омского и Уфимского НПЗ в октябре». При этом не совсем понятно, как повышение цен в Казахстане позволит компенсировать дефицит нефтепродуктов внутри страны, если их неоткуда поставлять.

Кроме того, вызывает недоумение тот факт, что в публикациях российских интернет СМИ не была найдена официальная информация о плановой остановке Омского и Уфимского НПЗ в октябре (за исключением цитат высказывания казахстанского министра). Подобного рода информации нет и на официальных сайтах соответствующих НПЗ. Это позволяет ставить доводы министра под сомнение.

Однако даже если министр привет достоверную закрытую информацию, а в России о ней не знают, вызывает недоумение тот факт, что в течение последнего года остановка российских НПЗ не становилась причиной роста цен на ГСМ в Казахстане. В частности, в мае текущего года Омский НПЗ прекращал свою работу, однако это не привело к дефициту топлива в Казахстане или росту цен на бензин.

Исходя из приведенных доводов, ОО «Казпотребнадзор» считает текущую мотивировку повышения цен на бензин марки АИ-92/93 безосновательным. При этом не исключено, что правительством движут совсем другие причины, однако чиновники почему-то предпочитают умалчивать о них.

В целом, зависимость от российской нефти снизится только после обновления отечественных НПЗ, которое должно завершиться в 2016 году. Однако и это не снимет риски дефицита ГСМ по двум причинам:

  • Оптовый рынок распределения и хранения ГСМ контролируют преимущественно частные игроки, которые могут манипулировать объемом поставок топлива на розничный рынок. В любой момент они могут создать искусственный дефицит. При этом как показывает практика дефицита ГСМ осенью 2009 года, правительство не имеет действенных механизмов борьбы со сговором монополистов.
  • Никогда нельзя исключать вероятность форс-мажорных обстоятельств. На казахстанских НПЗ регулярно происходят крупные аварии. В случае если они будут иметь место, например, сразу на двух НПЗ, дефицит ГСМ, достигнет критических объемов. Модернизация от этого никак не застрахует.

При этом следует учитывать, что дефицит ГСМ, как и его рост существенно тормозит отечественную экономику. Во избежание дефицита топлива в будущем ОО «Казпотребнадзор» предлагает по примеру США создать стратегический государственный запас ГСМ. Данная мера требует существенных материальных затрат, однако все они окупятся за счет устойчивого роста экономики и повышения энергетической безопасности Казахстана.

Сохраняет свою актуальность и предложение ОО «Казпотребнадзор» повключению налога на транспорт в цену бензина. Ранее оно уже выносилось на всеобщее обсуждение в контексте прогнозируемого роста цен на топливо. При этой схеме налог на транспорт в традиционном виде будут платить только автолюбители, владеющие авто с большим объемом двигателя - его целесообразно назвать «экологическим налогом». Для остальных казахстанцев в цену литра топлива, например 117 тенге за марку АИ-92/93 налог на транспорт уже будет включен. В этом случае планируемое повышение цены несущественно отразится на кошельках казахстанцев. То есть автолюбители станут платить за бензин больше, но не будут уплачивать ежегодный налоговый сбор за свой автомобиль.



В избранное
Нравится





Поделиться
Теги данной новости

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизироваться.


Комментариев пока нет.

полезные номера
Самое интересное, топ 5
день неделя месяц

Рассылка событий

Будь в курсе последних событий.
Новости “ИА ”ТоболИнфо”

Календарь новостей