mobile menu Меню
Рубрики новостей

Банки готовятся к активизации спроса на безналичные платежи print

16.01.2014 3058 просмотров

Рынок безналичных платежей в ожидании галопирующего роста. В 2013 году банковский сектор активно инвестировал в инфраструктуру удаленного обслуживания. За год число банков, предлагающих интернет-банкинг, возросло с 12 до 25. Мобильный банкинг предлагают на своих сайтах уже 9 финансовых институтов (годом ранее было 6 банков). Число банковских киосков за год (ноябрь 2012-2013) увеличилось в два раза до 3,5 тысяч. Для жителей крупных городов Казахстана фактически реализован современный концепт банковской системы «банк всегда под рукой».

Сформировалась и внушительная аудитория потенциальных пользователей безналичной формой оплаты. Всего в обращении более 15,1 миллионов платежных карточек (годовой рост свыше 25%). В ноябре использовали более 6,2 миллионов карт. Для сравнения, число официально зарегистрированных наемных работников в Казахстане около 6 миллионов.

Инфраструктуру безналичной формы оплаты активно осваивает торговый сектор. Число торговых предприятий, принимающих платежные карты, за ноябрь 2012-2013 возросло в полтора раза, до 21 тысячи. Парк Pos-терминалов увеличился на 37% до 44 тысяч.

При очевидных преимуществах удаленного банковского обслуживания и электронной торговли (минимальные трудозатраты и экономия времени), безналичные платежи недооценены населением. Если объем снятия наличных через платежные карточки в ноябре составил 472 миллиарда тенге, то объем безналичных платежей зафиксирован на уровне 70 миллиардов тенге.

Доля «безнала» в обороте денежных операций по платежным картам немногим превышает 13%. В среднем по Казахстану вес безналичного платежа на одну платежную карту в ноябре составил 11,3 тысячи тенге. За год показатель увеличился всего на 410 тенге. Для сравнения, среднемесячная зарплата за этот же период выросла на 6,4 тысячи тенге, до 107,3 тысяч.

Основная проблема низкого проникновения безнала в массы – боязнь технологичности, как со стороны населения, так и торговых предприятий (особенно в сегменте малого бизнеса и ИП).

Ожидаемо, что в текущем году банки будут увеличивать маркетинговые бюджеты на «финансовую грамотность» по использованию потенциала инфраструктуры удаленного банковского обслуживания и удобства безналичных платежей.

Массовое проникновение платежной инфраструктуры в торговые компании всех форматов значительно увеличат вес безналичных платежей в торговом обороте. На данном этапе, в многочисленных точках продаж, наличным деньгам нет альтернативы. В октябре 2013 года, объем безнала от общего объема розничной торговли и общепита, составил всего 15,5% (71 миллиард к 461 миллиарду тенге).

Знаковым событием прошлого года стало внедрение Казкомом мобильных Pos-терминалов (minipos). Данное решение позволит обеспечить глобальное проникновения платежной инфраструктуры в торговые предприятия. Minipos в 8 раз дешевле традиционных Pos-терминалов, используется на базе традиционных смартафонов и планшетников, имеет минимальные технические требования для установки (скачать специальное приложение в интернете) и функционирует «без проводов» в зоне покрытия сотовой связи.

По сути, Казком и Народный, как два крупнейших банка, выполняют роль тягловой силы по внедрению безналичных платежей в потребительскую среду. Они имеют самые крупные сети по дистанционному банковскому обслуживанию в Казахстане. Структура ДБО банков представлена по всему спектру каналов удаленного доступа.

На их долю приходится почти 56% от всех установленных по республике Pos-терминалов, из всех торговых предприятий принимающих платежные карточки, 40% являются партнерами этих банков. Также на их совокупную долю приходится около 33% от всех эмитированных платежных карт в Казахстане.

Самая масштабная инфраструктура для безналичных платежей и дистанционного обслуживания на сегодня представлена Казкоммерцбанком. Число Pos-терминалов банка составляет 16,9 тысяч единиц. Это около 40% от всех Pos-терминалов в Казахстане. В его партнерской сети (эквайринговая сеть) находится свыше 7 тысяч предприятий, принимающих платежные карточки банка. Количество эмитированных карт банка превысило 1,3 миллиона.

Казкоммерцбанк один из первых запустил Web-портал интернет-банкинга для физических лиц под брендомhomebank.kz. Ежемесячно на портале регистрируется около 8 тысяч новых пользователей, включая держателей платежных карточек Казинвестбанка, Ситибанка и Казпочты. К концу 2012 года количество пользователей превысило 400 тысяч. За девять месяцев 2013 года число пользователей выросло до 470 тысяч.

В среднем за месяц через homebank проходит около 1,2 миллионов банковских операций. Для сравнения: через все отделения банка проходит всего 500 тысяч операций. Информация по объемам платежей по другим интернет-банкам фактически отсутствует.

Портал работает на пяти языках (включая немецкий и китайский). С 2008 года банк предлагает клиентам свое решение для проведения оплаты в Интернете с защищенной передачей данных (по протоколу SSL), которое служит аналогом системы «электронных денег».

Каждый четвертый пользователь Homebank.kz работает с ресурсом через мобильные приложения. Банк ожидает, что через год-полтора, мобильные устройства будут составлять 50% трафика ресурса. По итогам первого полугодия 2013 года, количество пользователей мобильным банкингом превысило 75 тысяч.

С 2006 года для юридических лиц работает интернет-банкинг под брендом onlinebank.kz. На ресурсе зарегистрировано более 14 тысяч компаний. Преимущества ресурса – можно подключиться дистанционно (подобный сервис есть еще у двух банков). В мае 2013 года Казкоммерцбанк запустили услугу Mobilebank для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Банк имеет один из самых высоких рейтингов мобильных приложений пользователями в "google Play" ("Play market"). Казком получил одну из самых высоких оценок по сравнению с такими крупными российскими банками, как Альфа банк, VTB 24 (дочерний банк ВТБ) и даже крупнейшего Сбербанка России.

Сеть Pos-терминалов Народного банка превышает 7,6 тысяч единиц. Это 18% от всего парка в Казахстане. Количество партнеров банка внутри эквайринговой сети около 1 600. Также Народный банк имеет самую крупную сеть банкоматов – 1 900 единиц и крупнейшую сеть по банковским киоскам (банковский терминал по самообслуживанию) – 558 единиц. Объем выпущенных карт превысил 3,6 миллионов.

В 2010 году банк запустил обновленную версию интернет-банкинга для физлиц под брендом myhalyk.kz. Данный ресурс стал быстро набирать популярность. К середине 2013 года банк официально объявил о регистрации стотысячного пользователя ресурсом. За период с января 2012 по 2013 - количество пользователей возросло на 173%. У банка значительный потенциал для наращивания аудитории за счет самого большого пула держателей платежных карт. Интернет-банкинг для юридических лиц представлен брендом ib.halykbank.kz.

С 2005 года банк внедрил услугу «Мобильный банкинг». Сервис представляет полный пакет по SMS-банкингу (оповещение на мобильный телефон по всем операциям по платежной карте клиента), а также дает возможность с телефона осуществлять денежные переводы с карточки Народного банка на карточки других банков и оплачивать услуги операторов сотовой связи. Услугой SMS-банкинга народного банка пользуется около 400 тысяч клиентов. Услуги мобильного банкинга также представлены для юридических лиц.

Другие банки в секторе пока значительно отстают от лидеров по масштабам инфраструктуры ДБО. Впрочем, в 2013 году, большинство банков первой десятки объявили в качестве стратегического приоритета масштабное развитие сервисов и инфраструктуры удаленного доступа.

В избранное
Нравится





Поделиться

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизироваться.


Комментариев пока нет.

полезные номера
Самое интересное, топ 5
день неделя месяц

Рассылка событий

Будь в курсе последних событий.
Новости “ИА ”ТоболИнфо”

Календарь новостей