mobile menu Меню
Рубрики новостей

Почему дорожает бензин? print

19.10.2015 786 просмотров

Отечественные нефтеперерабатывающие заводы повысили стоимость предоставляемых услуг от 70 до 200 процентов! К чему это приведет?

За месяц цена самого ходового бензина марки АИ-92 выросла со 108 до 130 тенге за литр, передает hordelo.kz.

С таким вопросом на сайте газеты hordelo.kz мы обратились к рудничанам. Напомним, что согласно информации комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики РК, с 1 октября этого года переработка одной тонны нефти на Атырауском НПЗ теперь стоит 20 501 тенге. Рост составил 203 процента! На Павлодарском нефтехимическом заводе - 14 895,2 тенге. Рост – 72 процента!

В результате 91 процент рудничан считают, что: «вслед за переработкой нефти повысятся цены на бензин, которые автоматически спровоцируют рост цен на товары и услуги». В свою очередь 9 процентов уверены, что: «на рынке ГСМ это скажется, но незначительно, поскольку большую часть горючего в Казахстан завозят из России».

Если честно, однозначного ответа на этот вопрос нет. Рынок ГСМ в Казахстане всегда являлся самым непонятным сегментом по ценообразованию. Ведь по логике при дешевом сырье стоимость любого продукта должна падать. Однако в случае с казахстанским бензином этого не происходит. Дело в том, что руку на пульсе рынка горючки всегда держали недропользователи, давальцы сырья. При существующей схеме, когда цена нефти высокая, ее выгоднее продать на экспорт, и тогда стране грозит дефицит горючего. При снижении цен спасением становился внутренний рынок, где цены регулируются государством.

Однако, немалое влияние на рынок оказывают и переработчики сырья. Достаточно вспомнить ситуацию, возникшую в августе текущего года. Эксперты в один голос стали пророчить Казахстану очередной топливный кризис уже в октябре. Причина - в сентябре из-за реконструкции из строя выбывает Павлодарский нефтехимический и частично Атырауский нефтеперерабатывающий завод. К слову, на долю ПНХЗ приходится более половины производства АИ-92 в Казахстане, а существующие три нефтеперерабатывающих завода, в лучшем случае, могут обеспечить только 60 процентов от необходимого объема горючего, остальные 40 должны быть восполнены за счет поставок из России. При этом оптовые цены на горючее в России на тот момент были намного выше, чем ценовой потолок розничного рынка Казахстана, установленный правительством. Итог – очередной топливный кризис?

Чтобы избежать подобной ситуации, правительству необходимо было принять непростое решение. При этом эксперты прогнозировали три возможных решения. Во-первых, сделать более прозрачным формирование оптовых цен, которые задают тон всему рынку, и начать их регулировать, как это происходит с ценами розничными. Во-вторых, всеми силами удерживать существующие цены, и тогда мы столкнемся с жестким дефицитом топлива, как осенью 2014 года. В-третьих, поднять розничные цены, и это запустит цепочку подорожания всех товаров и услуг, в основу которых заложена стоимость транспортировки…

Выбрали третье, по заверениям чиновников самое «разумное» решение. В итоге, 4 сентября правительство Казахстана отказалось от удерживания предельных цен на ходовую марку бензина АИ-92/93, чем были созданы условия для ввоза в страну достаточного количества российского топлива. Сейчас, по информации министра энергетики Казахстана Владимира Школьника, запасы в стране самой популярной марки бензина составляют 214 тысяч тонн, тогда как в прошлом году они едва доходили до 90 тысяч тонн.

При этом Школьник прогнозировал, что цена 92-го может подняться до 140-150 тенге за литр. Однако, наравне с прогнозами, чиновники предупреждали участников рынка о «жестком» контроле над ценообразованием. В результате, цены на АЗС страны рванули вверх, но быстро «устаканились», поднявшись со 108 до 125 тенге.

Но, вернемся к казахстанским нефтеперерабатывающим заводам. Как уже говорилось, нам приходится закупать в России до 40 процентов горючего от необходимого объема, в частности, доля бензина марки АИ-92 в импорте составляет 30 процентов. Чтобы освободиться от импортной зависимости, в Казахстане еще в 2010 году была начата модернизация отечественных НПЗ, которой, в итоге, конца края не видно. Окончательный срок проведения модернизации был назначен на январь 2014 года. Однако, в связи с финансовыми проблемами в октябре 2011 года национальная компания АО «КазМунайГаз» попросила отсрочку до 2015-го.

Когда осенью прошлого года Казахстан в очередной раз столкнулся с топливным кризисом, в «КМГ», ссылаясь на финансовые трудности, назвали новый срок завершения – январь 2016 года. И вот, новые подарки и новые сроки. Понятно, что программы модернизации требуют серьезных инвестиций. Вот и пришлось переработчикам поднять цены на свои услуги. После этого цены на бензин марки АИ-92 на АЗС страны в среднем сразу поднялись до 130 тенге за литр. При этом срок завершения модернизации нефтеперерабатывающих заводов вновь передвинут уже на 2017 год. Замкнутый круг…

Более того, ставка акциза на бензин и дизельное топливо, как на продукты переработки давальческого сырья также должна возрасти в самое ближайшее время. Стоит ли удивляться, что цены на горючее растут, а транспортная составляющая тянет за собой повышение цен на все виды товаров и услуг…

Но и это еще не предел. В 2016 году цены на бензин в Казахстане могут вырасти в 1,5-2 раза. Так, согласно техническому регламенту Таможенного союза к 1 января 2016 года Казахстан должен полностью перейти к производству бензина стандартов Евро-4 и Евро-5. Производство и продажа топлива других стандартов (Евро-2 и Евро-3) будут запрещены. У нас такого топлива просто нет, и пока, судя по затянувшейся модернизации, не предвидится.

Одним из выходов из ситуации, в случае, если к 2016 году казахстанские НПЗ не успеют модернизировать производство, может стать увеличение импорта бензина. К примеру, уже сейчас ряд автозаправочных станций в Алматы и Астане реализуют бензин марки АИ-95 стандарта Евро-5. Правда, один литр такого топлива, произведенного в Беларуси, стоит 295 тенге! Возможно, цена немного снизится, за счет того, что уберут таможенные пошлины, но резкого снижения ждать не стоит. Транспортные расходы никто не отменял. Словом, такой бензин может оказаться слишком дорогим для казахстанских автомобилистов.

В избранное
Нравится





Поделиться
Теги данной новости

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизироваться.


Комментариев пока нет.

полезные номера
Самое интересное, топ 5
день неделя месяц

Рассылка событий

Будь в курсе последних событий.
Новости “ИА ”ТоболИнфо”

Календарь новостей