mobile menu Меню
Рубрики новостей

Инициатива прозрачности добывающих отраслей (ИПДО) print

16.04.2013 10829 просмотров

  В сентябре 2002 г. на Саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге премьер-министр Великобритании Тони Блэр провозгласил Инициативу прозрачности в добывающей промышленности (EITI или ИПДО),"Инициатива по повышению прозрачности деятельности добывающих отраслей" и призвал правительства всех стран, богатых природными ресурсами, добровольно присоединиться к ней.

 
  Целью этой Инициативы является публикация информации, как о платежах добывающих компаний в бюджет, так и о доходах, полученных правительствами стран, богатых природными ресурсами. В рамках Инициативы, добывающие компании должны раскрыть информацию о размерах своих налоговых и неналоговых выплат правительствам и государственным компаниям тех стран, в которых они осуществляют свою деятельность, а правительства этих стран должны публиковать отчеты о полученных ими доходах.

  Прозрачность информации о размерах получаемых доходов позволяет Парламенту, равно как и всем гражданам и организациям, контролировать деятельность Правительства. Такой гражданский контроль не только затрудняет злоупотребления и использование поступающих средств для целей, не связанных с обеспечением устойчивого развития, но также содействует более эффективному развитию в результате улучшения экономических условий и более активного привлечения прямых иностранных инвестиций. Как показывает мировой опыт, добывающие компании только выигрывают от большей прозрачности, благодаря созданию равных и предсказуемых экономических отношений.

  Инициатива прозрачности добывающих отраслей направлена на укрепление управления посредством повышения уровня прозрачности и подотчетности в добывающих отраслях.

  ИПДО – это разработанный на международном уровне глобальный стандарт, способствующий обеспечению прозрачности доходов. Посредством хорошо разработанной, но гибкой методологии выполняется мониторинг и сверка платежей компаний и доходов правительства в масштабе отдельной страны. Процесс осуществляется под надзором представителей правительства, компаний и гражданского общества. Целью ИПДО является повышение прозрачности платежей компаний правительству и связанным с правительством структурам, а также прозрачности доходов правительств стран, в которых осуществляют свою деятельность такие компании. 

Принципы ИПДО 

1. Мы признаем тот факт, что понимание обществом схемы движения государственных прибылей и расходов может со временем вызвать широкую общественную дискуссию, и позволит избрать правильный, рациональный путь экономического развития, ориентированный на устойчивое развитие. 
2. Мы подчеркиваем важность прозрачности со стороны правительств и компаний в добывающих отраслях промышленности и осознаем необходимость усиления контроля над финансовыми потоками и повышения роли отчетности перед общественностью.
 3. Мы признаем, что стремиться к более высокой степени прозрачности следует в контексте соблюдения соглашений и законодательства. 
4. Мы согласны с тем, что достижение прозрачности в сфере финансов должно привести к улучшению условий для внутренних и внешних прямых инвестиций.
 5. Мы верим в принцип и практику отчетности правительств перед своим народом в вопросах управления финансовыми потоками и бюджетными расходами.
 6. Мы намерены стремиться к повышению уровня прозрачности и отчетности в жизни государства, в программах, осуществляемых правительством, и в частном предпринимательстве. 
7. Мы считаем, что необходимо выработать такой подход к прозрачности осуществления платежей и получения доходов, который был бы удобным в применении и мог бы широко использоваться.
 8. Мы считаем, что открытость в вопросах осуществления платежей в той или иной стране должна быть внедрена на всех предприятиях добывающей отрасли промышленности данной страны. 
9. Мы считаем, что все заинтересованные лица, включая правительства и их структуры, предприятия добывающей промышленности и сферы обслуживания, международные организации, финансовые организации, инвесторов и неправительственные организации должны внести свой достойный и весомый вклад в дело поиска необходимых решений.

  Реализация ИПДО должна удовлетворять нижеизложенным критериям:

1. ГЛАСНОСТЬ: Регулярное обнародование для широкой общественности всех существенных платежей, поступающих из нефтяного, газового и горнодобывающего секторов в государственную казну, и всех значимых доходов, получаемых правительством от компаний нефтяного, газового и горнодобывающего секторов, общедоступными средствами, в подробном и понятном изложении. 
2. АУДИТ: В странах, где такой аудит еще не проводится, платежи и доходы подлежат добросовестному независимому аудиту с применением соответствующих международных стандартов. 
 3. СВЕРКА СЧЕТОВ: Платежи и доходы сверяются добросовестным независимым администратором, с применением соответствующих международных стандартов и публикацией заключения такого администратора по проведенной сверке, с указанием на выявленные несоответствия.
4. СФЕРА ДЕЙСТВИЯ: Данный подход распространяется на все компании, включая предприятия, находящиеся в собственности государства.
 5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: Гражданское общество активно участвует в разработке, контроле и оценке этого процесса, внося компетентный вклад в его публичное обсуждение. 
6. РАБОЧИЙ ПЛАН: Местным правительством разработан государственный, финансово обоснованный Рабочий план по внедрению всех вышеописанных мер, при необходимости с поддержкой со стороны финансовых учреждений; такой план предусматривает постановку целей, достижение которых поддается измерению, наличие графика реализации мер и оценку возможных лимитов и препятствий в их осуществлении.

  С момента выдвижения Инициативы ее реализацией занималась группа заинтересованных лиц и организаций, в которую входили правительства, нефтяные, газовые и горнорудные компании, промышленные предприятия, международные организации, инвесторы и неправительственные учреждения. Информация поступала в группу и по результатам широких политических дискуссий по вопросам борьбы с коррупцией и отсутствием прозрачности, которая ведется в странах «большой восьмерки». 

  Доступ к процессам, проходящим в рамках Инициативы, свободен для всех, и все соответствующие документы можно найти в компьютерной сети на сайте: http://eiti.org
   С самого начала ИПДО пользуется широкой международной поддержкой, однако эпицентр инициативы находится на национальном уровне. Участие страны и участие в инициативе компаний является внутренним и международным сигналом о приверженности высоким стандартам прозрачности и подотчетности в общественной жизни, государственных действиях и в бизнесе. 

  Реализация ИПДО несет с собой широкий спектр преимуществ 

 - Правительства получают преимущества, внедряя стандартизированную и признанную на международном уровне процедуру обеспечения прозрачности в сфере управления природными ресурсами. Головокружительные доходы от нефтегазовой и горнорудной сфер повышают ожидания населения.   Реализация ИППДО формирует управленческий потенциал, повышает уровень международного доверия и подтверждает готовность правительства бороться с коррупцией.
  - Реализация ИПДО способствует улучшению инвестиционного климата. Намерение осуществлять сверку платежей компаний и доходов правительства посредством процесса, предусматривающего участие группы заинтересованных лиц, является четким сигналом приверженности оптимальным методам управления. 
 - Компании извлекают выгоду из улучшения инвестиционного климата, который является прямым следствием внедрения прозрачности и оптимальных методов управления. 
 - Повышается уровень энергетической безопасности за счет более прозрачной и однородной конкурентной среды. Страны-импортеры энергоресурсов выигрывают с точки зрения упрочнения стабильности в странах-поставщиках, которая в свою очередь приводит к долгосрочным инвестициям в производство, тем самым обеспечивая еще большую стабильность поставок.
  
 В 2008 году Всемирный банк выдвинул новую инициативу ИПДО++, которая включает более широкое раскрытие информации в добывающем секторе, начиная от условий лицензирования и заканчивая государственными расходами. ИПДО++ сфокусирована на Африке: в Гвинее и Мавритании в качестве двух пилотных стран. Заявленные цели ИПДО + + заключаются в том, чтобы содействовать использованию доходов от природных ресурсов для развития стран. Инициативу активно поддерживают организации «Publish What You Pay», «Global Witness», «Revenue Watch Institute» и «Transparency International» и многие другие общественные организации.

 Основная схема ИПДО:

 Компании раскрывают информацию о платежах.

 Правительство раскрывает информацию о полученных доходах.

 Независимое подтверждение налоговых платежей и выплаченных роялти.

 Контроль, осуществляемый группой заинтересованных сторон.

   Процесс присоединения и внедрения стран к ИПДО Для того чтобы получить статус страны-кандидата ИПДО страна должна соответствовать четырем индикаторам, определенным для стадии подготовки, включая разработку рабочего плана, который определяет, каким образом страна намерена добиться статуса последователя ИПДО.
   Для того чтобы получить статус последователя или же увеличить срок пребывания в статусе кандидата с 2-х лет на более долгий срок, страна должна завершить прохождение процедуры валидации.
   Валидация является наиважнейшим элементом глобального стандарта ИПДО. Она предусматривает независимую оценку достижений и определяет меры, необходимые для укрепления процесса ИПДО. Валидация проводится независимым валидатором, избранным группой заинтересованных сторон на основе методологии, изложенной в Руководстве по валидации ИПДО.

 Если Совет ИПДО решит, что страна отвечает всем индикаторам валидационной таблицы, страна будет признана страной-последователем ИПДО. Если же наблюдается существенный прогресс, но не удовлетворены все требования ИПДО, страна может подать заявку на продление статуса кандидата на ограниченный срок. 
Там, где в результате прохождения страной процедуры Валидации выяснилось, что не имеется значительного прогресса, Совет лишит страну статуса кандидата. В настоящее время несколько стран готовятся к прохождению процедуры валидации. 

Реализация ИПДО подтверждается в ходе проведения валидации независимой стороной. 

Процесс присоединения и внедрения стран к ИПДО включает следующие этапы. 

 Присоединение 

1. Публичное заявление правительства 
2. Намерение работать с заинт. сторонами 
3. Назначение ответственного за реализацию
4.  Составление, согласование и опубликование рабочего плана с подробным обоснованием затрат 

Подготовка 

5. Формирование рабочей группы заинтересованных сторон 
6. Привлечение гражданского общества
7. Привлечение компаний
8.  Устранение препятствий на пути к внедрению 
9. Согласование форм отчетности 
10. Назначение независимого администратора ИПДО 
11. Обеспечение полномасштабного участия компаний
12.  Обеспечение надлежащей проверки счетов компаний
13.  Обеспечение надлежащей проверки счетов правительств  

Раскрытие данных

14. Раскрытие данных администратору о платежах компаний правительству 
15. Раскрытие данных администратору о доходах правительств
16.  Осуществление сверки данных по платежам и доходам
17.  Выявление различий в суммах и рекомендации по их устранению 

Распространение

18. Опубликование отчета ИПДО 

Мониторинг и оценка 

19. Рассмотрение мер, предпринимаемых компаниями для поддержки реализации
20.  Анализ действий, предпринятых по результатам выполненной работы 

ВАЛИДАЦИЯ 

 Страна проходит процедуру внешней валидации

 Надзор над ИПДО осуществляет Международный совет ИПДО. 

В Совет входят представители правительств стран, реализующих ИПДО, добывающих компаний, групп гражданского общества, инвесторов и правительств поддерживающих Инициативу стран.

 Высшим руководящим органом является Собрание членов на Всемирной конференции ИПДО. В работе последней конференции, которая проходила в феврале 2009 г. в г. Доха, приняли участие свыше 500 человек, включая Глав государств, руководителей компаний и лидеров гражданского общества.

 Организации гражданского общества участвуют в ИПДО и напрямую, и в рамках кампании «Публикуйте, что вы платите», которую поддерживают более 300 НПО во всем мире.

 Международные организации, поддерживающие ИПДО:

Всемирный Банк, 
МВФ, 
Африканский Банк Развития,
Азиатский Банк Развития, 
Европейский Банк Реконструкции и Развития, 
Европейский Инвестиционный Банк. 

Эти организации предоставляют техническую помощь и финансовую поддержку странам, реализующим ИПДО, и поддерживают пропагандистскую деятельность.

В избранное
Нравится





Поделиться

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизироваться.


Комментариев пока нет.

полезные номера
Самое интересное, топ 5
день неделя месяц

Рассылка событий

Будь в курсе последних событий.
Новости “ИА ”ТоболИнфо”

Календарь новостей