mobile menu Меню
Рубрики новостей

Казахстанцы могут не платить за покупки в случае нерасторопности банков - эксперт print

19.01.2016 689 просмотров

В случае, если банк, обслуживающий POS-терминал, в течение 30 дней не принял меры по списанию суммы платежа с карточки, то покупка может обойтись клиенту совершенно бесплатно, даже если он получил товар или услугу в полном объеме, передает Tengrinews.kz.


Как рассказал Чикин, в августе 2015 года он приобрел продукты на 10 000 тенге в одном из супермаркетов, расплатившись карточкой. Сумму тогда заблокировали, но в течение 30 дней не списали. Спустя четыре месяца списание провести все-таки решили. В результате у Чикина на счету образовался так называемый овердрафт - это специальный мгновенный кредит, предоставляемый банком, когда на счету недостаточно средств для оплаты. Увидев, что у него минусовой баланс, Чикин отправился в банк. "Я попросил на ресепшене форму для карточных споров, заполнил ее и сдал начальнику отделения. На все у меня ушло около пяти минут. И вот, всего через два дня мне пришел полный возврат списанной суммы за транзакцию. Получается, что та покупка четырехмесячной давности обошлась мне абсолютно бесплатно", - рассказал он.

Представитель банка пояснил, что по правилам международных платежных систем (МПС) при оплате товара или услуги сначала банком владельца карточки блокируется сумма на карте. Потом должно прийти так называемое финансовое представление от банка-владельца POS-терминала на списание блокированной суммы. На это дается 30 дней. "Если оно в банк не поступило, неважно, по какой причине, такую транзакцию можно оспорить, а покупка вам может обойтись совершенно бесплатно, даже если вы получили товар или услугу в полном объеме", - говорит Чикин. Он пояснил, что причиной, по которой он все же решил оспорить оплату товаров был тот факт, что из-за задержки со списанием у него на карте образовался овердрафт, за который надо платить как за кредит (около 20 процентов годовых) и по которому могут начислить пени.

Он также уточнил, что все это работает в случае, если в транзакции участвуют разные банки. "Транзакция состоит из двух частей - блокировка и последующее списание. Так сделано, потому что карточка может быть одного банка, а POS-терминал - другого. В случае, когда все принадлежит одному банку, это происходит достаточно быстро, в течение нескольких минут. В случае, когда участвуют разные банки, должен быть обмен документами - ведь не исключена ошибка, могут быть проблемы с безопасностью. То есть, банк, обслуживающий POS-терминал, должен прислать в обслуживающий карточку банк документы, в которых укажет, что была такая-то покупка на такую-то сумму в такое-то время. На это дается 30 дней", - сказал Чикин. По его словам, в течение 30 дней блок на сумму автоматически снимается. Чикин отметил, что в итоге покупатель, принявший усилия по оплате денег, не несет ответственности за оплату товара.

Аналогичную позицию выразили в Kaspi bank. Представители финансового института отметили, что если банк по техническим или иным причинам не провел покупку вовремя и изъял деньги спустя 30 дней после проведения операции, клиент может подать заявку в свой банк об оспаривании операции. "Банк, которому принадлежит POS-терминал, в этом случае обязан вернуть деньги", - сообщили в Kaspi bank. "По правилам МПС, банк-владелец POS-терминала должен отправлять финансовый документ на списание максимум в течение 30 дней. Если сумма списана позже, такую покупку можно оспорить. Право не платить за покупку у клиента возникает при просрочке совершения проведения оплаты банком владельцем POS-терминала", - пояснили в пресс-службе. Уточняется, что в данном случае вопрос регулируется МПС в пользу клиента.

В АТФ Банке, в свою очередь, добавили, что оспорить платеж можно и раньше. В зависимости от типа операции, сроки ожидания финансового документа могут варьироваться от 7 до 30 дней. "Если в указанные сроки банк-эмитент (банк, выпустивший карточку) не получит финансовый документ, то может отказать в акцепте при нарушении сроков со стороны банка-эквайера (владельца терминала. - Прим. автора)", - заявили в пресс-службе. Отмечается, что если в договоре между банком-эмитентом и держателем карточки не прописаны особые условия, клиент-держатель карточки может оспорить любые операции, списание по которым произошло через 30 дней и более, после факта оплаты за покупку.

В избранное
Нравится





Поделиться
Теги данной новости

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизироваться.


Комментариев пока нет.

полезные номера
Самое интересное, топ 5
день неделя месяц

Рассылка событий

Будь в курсе последних событий.
Новости “ИА ”ТоболИнфо”

Календарь новостей