mobile menu Меню
Рубрики новостей

Традиционные виды и символика орнамента print

11.04.2016 450 просмотров

По происхождению казахский орнамент делится на две группы: к первой относятся те орнаменты, которые возникли на собственной национальной почве, являются истинно казахским орнаментом, передает Kazportal.kz.

Вторая — это те орнаменты, которые казахи переняли у других народов, т.е. интернациональные орнаменты. Казахский национальный орнамент насчитывает очень много видов и названий — более 200. По содержанию орнамент можно классифицировать по следующим группам:

1. Космогонический (связанный с изображением солнца, луны и звезд). Он символизирует мировое пространство, четыре стороны света, вечное движение. В его составе такие виды орнамента, как «ай» (луна), «айшық» (лунообразный), «жұлдызша» (звездочка), «күн нұры» (солнечный свет), «күн көзі» (солнечный глаз), «күн сәулесі» (солнечный луч), «ай гүл» (лунный цветок), «жұлдыз» (звезда).

2. Орнамент, связанный с названиями животных, частей их тел и т.д. В основу этого вида орнамента взята форма «қошқар мүйіз» (бараний рог), «ит құйрық» (собачий хвост), «өркеш» (верблюжий горб), «түйе табан» (верблюжий след), «аша тұяқ» (пара копыт), «түйе мойын» (верблюжья шея), «арқар мүйіз» (рог архара).

3. Орнамент, связанный с названиями мелких животных и насекомых: «алақұрт» (пестрый паук), «жылан» (змея), «жыланбас» (змеиная голова), «құмырсқа» (муравей), «жыланбауыр» (змеиное брюхо), «көбелек» (бабочка), «шыбын қанат» (крылья мухи).

4. Орнамент, связанный с названиями птиц: «құсқәнат» (птичьи крылья), «қазтабан» (гусиные лапки), «қазмойын» (гусиная шея), «құсмойын» (птичья шея), «құстұмсық» (птичий клюв).

5. Растительный орнамент включает мотивы — листья, пальметты, трилистники, бутоны, цветки, имеющие специфические названия «арпабас» (ячменная головка), «үш, бес, алты, сегіз, он екі жапырақты гүлдер» (трех-, пяти-, шести-, восьми-, двенадцатилистные цветы), «қызгалдақ» (тюльпан), «райхангүл» (роза), «гүл» (цветок), «жетігүл» (семицветик) и др.
Их переплетения раскрывают в орнаменте понятие единства, согласованности, причинно-следственной обусловленности жизни на земле.

6. Орнамент, связанный с орудиями труда и быта: «балта» (топор), «өзгім-өзімек» (плетенка), «шарбақ» (плетень), «төрт таспа» (четыре ленты), «түйме» (пуговица), «ожау» (ковш), «қайнар» (родник), «қос тұмарша» (два амулета), «балтақ» (костыль), «сыңар өкше» (один каблук), «ирек» (зигзаг), «тарақ» (гребешок).

7. Орнамент, связанный с изображением геометрических форм — квадратов, ромбов, прямоугольников, зигзагов, многогранников, символизирующих магические знаки оберега от злых духов.

В популярной книге Узбекали Джанибекова «Эхо… По следам золотой домбры», знакомящей нас с историей и этнографией казахского народа, в графическом виде представлены основные мотивы казахского орнамента, которые используются и сегодня в народных ремеслах как в чистом виде, так и в их интерпретациях (рис. 2.1). Родоначальником орнаментального искусства считается широко распространенный в народном быту рогообразный орнамент. Например, зооморфные узоры: қошқар мүйіз — бараньи рога, қос мүйіз — парные рога, сыңар мүйіз — один рог. Такие мотивы, как қарға тұяқ — воронья лапка, аша тұяқ -раздвоенное копыто, құсмұрын — птичий клюв, құсқанат — птичье крыло, уходят в глубины сакского времени, базируясь на многочисленных сюжетах яркого искусства «звериного» стиля.

kazakh-ornament-741x1024.jpg

К древнейшим видам орнамента относят космогонические узоры. Предметы искусства с солярными знаками в древности были талисманом, оберегом. Древние солярные и геометрические мотивы: шаршы — ромбы, тұмарша — амулет (треугольники), балдақ — костыль (тобразные), ирек, су өрнек — зигзаг, сүйір — остроконечный, шынжыр — цепь, в многогранных и меандровидных и сетчато-пересекающихся линиях заметны следы первобытного искусства скотоводов трехтысячелетней давности. Солнце, небо символизирует дөңгелек- круг, четыре стороны света — төрт құлак — крестовину, шұғыла — луч солнца, айгүл -лунный цветок, айшық гүл — полумесяц. Узор айгүл — один из древнейших. В сочетании с треугольными пирамидками он встречается на памятниках искусства гуннов, на женском нагруднике из Пазырыкского кургана. Древняя символика вкладывалась в значение некоторых орнаментов. Қошқар мүйіз (бараний рог) и аша тұяқ (раздвоенное копыто) обозначают материальное благополучие скотовода; если одежда украшалась узором түйе табан (верблюжий след), то это означало, что одежда сшита для дальней дороги; если человек желал комуто счастья, свободы, независимости, то дарил вещь со знаками құсмұрын (птичий клюв), құсқанат (птичье крыло). Девушки и теперь носят «құсмұрын жузік», «бес білезік» браслеты на цепочке, где одно кольцо — птичий клюв, другое — птичье крыло.

Практически невозможно охватить полностью все названия орнаментов, созданных народом, или дать характеристику каждому из них, так как каждый создатель давал своему орнаменту отличительное название. Мастер орнаментального искусства считался неординарным и уважаемым в народе человеком. Любой кочевник с детства знал символику орнамента, мог его читать, зашифровать в нем свои представления о жизни. Так, узор из стилизованных растений в его представлениях обозначал степь. Символизированный мир животных отражался в разных формах зооморфного орнамента. Силуэт юрты дал кочевнику мотив геометрического орнамента. Йдею верности, дружбы, силы, неутомимости выражали спаренные круги и квадраты. Волнистая линия символизировала воду. Орнамент, расположенный над пологом двери юрты, благословлял: «Пусть никогда не угаснет огонь в этом доме!». Детали убранства лошади украшались орнаментами, которые, как считалось у степного народа, принесут удачи всаднику, быстроту и неутомимость коню. Имели смысловое значение и материалы, используемые для орнаментальных украшений: для выражения богатства и святости применяли золото или янтарь; красный коралл олицетворял радость, жемчуг или серебро — честность и правдивость, бирюза — верность и вечность, прозрачный топаз — чистоту.

В древности окраска изделий в определенные тона, использование в орнаментах тех или иных красок имели символическое значение, служили выражением определенных понятий и представлений. Каждый из трех основных спектральных цветов (голубой, желтый, красный) и двух ахроматических (белый и черный) означали собственный символ желаний и чувств. Так, синий свет — символ неба, поклонение тенгри, красный — огня, солнца, белый — истины, чистоты, радости, счастья, желтый — разума, черный — земли, зеленый — весны, молодости. Таким образом, цвет и орнамент в древности имели ритуальное значение.

Овладение искусством орнамента было обязательным условием успешной работы для любого мастера. При выполнении орнамента мастера соблюдали следующие правила:
1. Орнамент должен соответствовать объему и форме изделия.
2. Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы.
3. Узоры в композициях должны располагаться симметрично.
4. Декоративный центр и бордюры орнаментальной композиции должны выделяться с помощью различных цветов.

В современном мире утрачено смысловое значение орнамента. И если в прошлом орнамент сопровождал казаха и его далеких кочевых предков всю жизнь, то сегодня его роль сведена к «минимально-ритуально-сувенирному, отчасти функциональному присутствию» в жизни современного человека, жителя республики. Орнаментальное искусство в наши дни развивается благодаря творческому поиску народных мастеров, наполняется новым содержанием, преобразуется в новые виды и жанры. Ниже показаны варианты стилизации природных мотивов, выполненные В.М. Гряниковой и А.Д. Райымкуловой (рис. 2.2, 2.3).

stilizacia-prirodnyh-motivov-702x1024 (1).jpg

В избранное
Нравится





Поделиться

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизироваться.


Комментариев пока нет.

полезные номера
Самое интересное, топ 5
день неделя месяц

Рассылка событий

Будь в курсе последних событий.
Новости “ИА ”ТоболИнфо”

Календарь новостей