mobile menu Меню
Рубрики новостей

Объединение или обеднение - что делать фермерам в Казахстане print

03.05.2016 302 просмотра

Некоторые производители, благодаря ей, уже сейчас хорошо зарабатывают и раскручивают свой бизнес. Другие толком даже не могут развернуть собственное производство, чтобы их позвали в такое объединение, и не известно, попадут ли в него вообще. «Радиоточке» стали известны истории двух фермерских хозяйств, занимающихся одним и тем же бизнесом, в одной и той же стране, но с разными результатами, передает Radiotochka.kz.
 
В предыдущем материале мы рассказывали, какое будущее предлагает сельскому хозяйству Казахстана Тимур Кулибаев, и обещали рассказать, как оно поживает сейчас. Речь пойдет о двух полюсах работы аграриев. 
 
Нелли Салихановой 67 лет. Живет она в Илийском районе Алматинской области. Там же создала и, как малое дитя, взращивает своей бизнес. Хотя на самом деле ИП «Анжела» уже давно не младенец и скоро отметит совершеннолетие: 17 лет подряд компания производит молочную продукцию, которая с первых же дней попала в торговые сети. И это удивительно, потому что на всех аграрных форумах и совещаниях отечественные фермеры в унисон жалуются на пренебрежение гипермаркетов к их товарам. А Нелли Утеповне удалось-таки, да еще в 1999 году, прорваться со своим молоком, творогом, брынзой и сметаной на желанные полки торговой сети «Дастархан». 

1461925705_75144-preview-image.jpg

«Мой бизнес начинался с одной коровы, а потом я потихоньку стала скупать коров у населения. Но самое важное в хозяйстве – иметь хорошего быка. Тогда можно проводить селекционную работу, которой я, собственно, давно занимаюсь. Благодаря селекции мне не пришлось покупать дорогих заграничных молочных коров, я их сама вывела», - рассказала Салиханова.

После увеличения поголовья скота выросла и география ее поставок. С 2008 года ее клиентом стала сеть «Назик», а три года назад «Есентай гурмэ». Дальше история оказалась еще удивительнее. Гастроном не только с готовностью стал работать с предпринимательницей, но и спровоцировал ее увеличить производство.

«В «Есентай гурмэ» мы зашли с четырьмя видами продукции, а потом они раскрутили нас еще на 22 вида. Но они сразу предупредили, что предъявляют высокие требования к упаковке и ветеринарным справкам на продукцию. И это нормально, никто не будет покупать ваше молоко, абы как упакованное. Наша продажная цена молока составляет 250 тенге, а в магазине - 400 с лишним тенге», - рассказала Салиханова.

Активная работа с торговыми сетями только часть того, что она делает для своего бизнеса. Хочешь, чтобы он рос, будь всегда на связи с учеными. Следуя этой логике, Нелли Утеповна в 2008 году подала заявку и получила 500 тысяч тенге из гранта Всемирного банка, выделенного Высшей школе фермеров на разработку программы кормления молочного стада по немецкой технологии в местных условий. Опытным хозяйством в рамках этого проекта стала ферма нашей собеседницы.
 
«Второй грант на сумму 7,5 миллионов тенге я получила на реконструкцию мини цеха по переработке молока, покупку морозильной камеры и сепаратора. Сейчас у меня на ферме 100 голов скота, а мощность цеха составляет 600 тонн молока в сутки» - добавила Нелли Салиханова.
 
Сельхозкооперация для нее оказалась одним из способов снизить затраты на производство. Последние три года она работает совместно с производителями сена и комбикормов.
 
«Я частично финансирую их весенние посевы, а потом по низкой цене покупаю у них корм. Причем они сами его привозят и складируют у меня, даже голова об этом не болит», - сказал предпринимательница.
 
Жалобам коллег на неудачи она не верит и считает, что они случаются только у ленивых. Возможно, оптимизм и опыт Нелли Утеповны хоть как-то мог бы помочь другой нашей героине – Жаннат Койлыбаевой. Вместе с мужем в январе этого года она создала ИП «Усембаева» по производству молока и творога с торговой маркой «Акбулак». во время разговора она честно призналась: куда ни постучись со своем продуктом, почти везде глухо.

1461925163_7686cfbdaf626818c38049dfe95ea987-1.jpg

"В первую очередь мы постарались попасть на городские районные ярмарки, но нам твердили, что свободных мест нет. Когда все же удалось туда пробиться, оказалось, что потребителю наш продукт не интересен, он его просто не знает. Зато к стоящим рядом продавцам такой же продукции того же качества из Кыргызстана выстраивалась очередь покупателей», - пожаловалась Жаннат.
 
Правда цена у них была на 10-15 тенге ниже, но ведь коммунальные услуги и рабочая сила в Казахстане стоят дороже, чем в Кыргызстане. Поэтому и экономика производства другая, а значит, и цены на продукты. То, что продажи на ярмарке не пошли, ее расстраивает по вполне понятным причинам. За 8 рабочих дней в месяце на ярмарочной площади нужно платить только 6 тысяч тенге за потребленный свет и за работу уборщиков. Работать в торговых сетях начинающим производителям гораздо дороже. Жаннат Койлыбаева пробовала попасть в «Арзан». Но отказалась от этой мысли, прочитав договор.

«Во-первых, наша цена - 180 тенге за литр молока - для «Арзана» высоковата, они хотят получать его по 160 тенге. Во-вторых, товар скоропортящийся, поэтому гипермаркеты обязывают нас поставить свои холодильники. Каждый стоит не меньше 180 тысяч тенге. В-третьих, ежемесячно нужно платить ретробонусы в размере 6% от наших продаж. В-четвертых, есть штрафы: 0,01% за опоздание поставок на несколько часов и 0,1% за их срыв», - перечислила она.
 
Со всеми этими затратами стоимость молока с установленных 180 тенге падает до 140-150 тенге. Но это абсолютно невыгодная цена, заметила Жаннат, поэтому у нее остается единственный вариант – продавать продукцию в магазины у дома. Но и там высокая конкуренция, а места на полках продаются за отдельную плату.
 
Понять, виноваты ли в этой ситуации владельцы магазинов и гипермаркетов или сами производители, не желающие кооперироваться, сложно. Пока ясно лишь, что львиная доля денег, которые государство вкладывает в агропромышленный сектор, тратится впустую. Тем не менее, мы имеем удачные примеры кооперации, и, возможно, именно пересмотр отношений между самими аграриями, их добрая воля, смогут поменять ситуацию. С помощью НПП "Атамекен" или без нее.

В избранное
Нравится





Поделиться

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизироваться.


Мейрам Кабылбеков 05.05.2016 22:34:28

Объединяться надо. Даже ИП "Анжела", которая давно поставляет свою продукцию в кучу сетей понимает что кооперация позволяет сэкономить кучу денег.

Алия Мукеева 04.05.2016 23:02:41

Поэтому правильно, что сейчас занимаются просвещением предпринимателей. Многие узнают, как сложно это а самом деле, так и не будут этим заниматься. А кто назовётся груздем, так уже придётся все силы использовать.

NO NAME 04.05.2016 21:19:27

Решать: кто прав, кто виноват - это не дело. Думаю стоит следовать удачным примерам кооперации, дабы не терять государственных денег

Порог Абтекаев 04.05.2016 17:29:08

В конечном итоге, всё зависит от самих фермеров, и того, насколько эффективно они будут работать. Разумеется, объединение не панацея, но, тем не менее, в большинстве случаев, именно объединение сегодня может спасти многих одиночных фермеров от обеднения.

Ерлан Калмырзаев 04.05.2016 12:50:48

Да, выход фермеров напрямую на реализаторов поможет снизить цену самих продуктов питания и упрастить схему реализации.

полезные номера
Самое интересное, топ 5
день неделя месяц

Рассылка событий

Будь в курсе последних событий.
Новости “ИА ”ТоболИнфо”

Календарь новостей