mobile menu Меню
Рубрики новостей

Вице-министр Елжан Биртанов: Ключевая проблема в здравоохранении - отсутствие качества print

08.09.2016 275 просмотров

1 марта этого года вступил в силу закон об обязательном социальном медицинском страховании. Облегчилась ли жизнь казахстанцев после того, как их начали страховать? Что такое страховая медицина - забота о здоровье народа или очередные поборы со стороны государства? На эти и другие вопросы Zakon.kz отвечает вице-министр здравоохранения и социального развития РК Елжан Биртанов.

- Елжан Амантаевич, есть мнение, что закон об обязательном медицинском страховании является следствием кризиса, что дабы сэкономить на самой затратной статье расходов – здравоохранении - государство все медицинские расходы возложило на плечи населения, чтобы мы сами платили за свое здоровье. Точнее, болезни населения оплатит работающая часть нашего общества.

- Ничего подобного. Сегодня медицинские услуги не только у нас, но и во всем мире являются дорогостоящим удовольствием, будь то лечение, диагностика, анализы, рентген, или компьютерная томография, лекарственные препараты и так далее. И в мире существуют разные подходы к оплате системы здравоохранения. В одних странах это делается за счет государства, в других покрывают сами пациенты.

Медицинское страхование - наиболее распространенная форма. В случае, когда у человека или у его близких, родных возникают какие-нибудь заболевания, он во избежание больших финансовых расходов может эту ситуацию заранее застраховать. Медицинское страхование основано на том, что человек платит ежемесячно, регулярно небольшую сумму в фонд медицинского страхования, деньги накапливаются и в случае необходимости медицинские услуги возмещаются за счет медицинской страховки. Иными словами, медицинская страховка покрывает затраты на лечение.

- Какие формы медицинского страхования существуют в мире?

- По сути, существуют две формы – страхование индивидуальное, то есть добровольное медицинское, когда каждый сам себя страхует и страхование коллективное, так называемое социальное страхование.

В Казахстане действует индивидуальное страхование, когда люди могут пойти и добровольно купить себе медицинскую страховку у частных страховых компаний. Кроме того, существует страхование добровольное в компаниях, организациях, когда работодатель с целью стимулирования работников в виде дополнительного вознаграждения может предоставить им медицинскую страховку.

Но по факту сегодня добровольным медицинским страхованием пользуется не более 10 процентов населения. Остальные 90 процентов не имеют такой страховки.

- Какой вид страхования наиболее подходит для Казахстана?

- Мы предлагаем ввести всеобщее коллективное или социальное страхование. Суть его в том, что мы все на основе закона договариваемся, что будем платить определенные взносы от каждого участника системы. Например, те, кто работает, со своей зарплаты отчисляют. Те, кто сами на себя работают, со своего дохода отчисляют. А тех, кто не может работать в связи с тем, что он инвалид, или сидит дома по уходу за ребенком и так далее, то есть не работает по уважительной причине - а таких у нас 15 категорий населения - страхует и платит за них взносы государство. Таким образом, мы все договариваемся и платим определенные страховые взносы в один большой фонд. Этот большой фонд собирает все эти деньги и затем уже все медицинские услуги, которые входят в эту медицинскую страховку, оплачивает, покрывает.

- Чем эта ситуация отличается от той, которая существует сегодня?

- Сегодня у нас большой объем медицинских услуг - так называемый гарантированный объем бесплатных медицинских услуг оплачивается из бюджета. Человек идет в поликлинику, потом на диагностику и так далее, по тем квотам, направлениям, которые ему дают в государственных клиниках, и затем эти клиники выставляют счета в Министерство здравоохранения и министерство оплачивает.

Сейчас мы говорим о том, чтобы перейти к новой системе, когда гарантированный объем бесплатной медицинской помощи также будет оставаться на плечах у государства, но уже в меньшей степени. А все остальные медицинские услуги, такие как амбулаторное обслуживание у участкового терапевта, педиатра, консультации специалистов, диагностика, лечение в стационарах, реабилитация будут входить в пакеты медицинского страхования и все затраты на лечение будут оплачиваться из общего фонда.

- Почему мы переходим к медицинскому страхованию, с чем это связано?

- Это очень важный вопрос. Сегодня состояние отечественного здравоохранения далеко от того, как хотели бы видеть граждане. Необходимо внедрять новые современные международные стандарты в сфере медицины и здравоохранения. Мы многие годы, в течение 25 лет независимости пытались сохранить свою казахстанскую систему здравоохранения. Я помню времена, когда я работал врачом экстренной медицинской помощи, и у нас не хватало шприцев, и мы пользовались многоразовыми шприцами. Не хватало лекарств, простыней и люди ходили в больницы со своими простынями. Не хватало денег, и нам не вовремя давали зарплату. Но, тем не менее, система развивалась. Именно в эти тяжелые годы нам удалось построить новые больницы, закупить новое оборудование и обучить медработников новым технологиям. Систему мы сохранили, развивали, и все же она далека от того, что хотелось бы сделать. И нам сейчас нужно думать о том, как улучшить качество здравоохранения.

Сегодня критикуют нашу медицину, что она не удовлетворяет спросы населения, что компетенция медицинских работников низкая, медицинское образование слабое, что есть коррупция в государственных медицинских организациях, хамское отношение и прочее, прочее. Нужно с этим что-то делать. Проанализировав опыт других стран и положение дел у себя, мы пришли к выводу, что ключевой проблемой в системе здравоохранения является у нас именно отсутствие качества. А качество отсутствует по причине отсутствия мотивации медиков, врачей, медсестер, руководителей медицинских клиник к стремлению качества, максимальному удовлетворению интересов населения и пациентов.

- Почему возникла такая ситуация?

- Нам бы тоже хотелось разобраться, почему мы не можем удовлетворить требования населения, почему у медработников низкая мотивация. Прежде всего, следует признать, что сегодняшняя система недофинансируется, причем очень сильно. Сегодня мы на душу населения тратим в среднем всего лишь около 50 тысяч тенге, или 150 долларов. Между тем, в более или менее развитых странах, где видны хорошие показатели в здравоохранении и высокий уровень качества медицины, расходы на душу населения составляют от 1000 до 1500 долларов. В чем разница? Лекарства по одинаковой стоимости покупаем. Оборудование по одинаковой стоимости покупаем... А разница в оплате труда. Это главное. Пока у нас будет низкая система оплаты труда, у нас не будет мотивационной медицины. Врачи, медсестры, работающие в госсекторе, не заинтересованы в результатах своей работы. И что мы в итоге наблюдаем? Мы наблюдаем, как все больше и больше уходят из госсектора врачи, медсестры, и этот поток увеличивается с каждым днем. Из-за того, что не хватает врачей, в государственных клиниках очереди. В поликлиниках скученность, один врач работает за двоих. Постепенно все переходят в частный сектор, частные клиники растут как грибы после дождя.

- Что здесь плохого? Появляются частные клиники, частные больницы, а вместе с тем комфорт, сервис, хорошее отношение, доступное качество…

- Проблема в том, что это дорого, не всем по карману, поэтому основная задача медицинского страхования – чтобы частный сектор развивался, и качественные услуги и в частных, и в государственных клиниках были доступны всем застрахованным в рамках обязательного социального медицинского страхования.

- Думаете, это возможно?

- Я уверен в этом. В Казахстане есть возможности развития здравоохранения на высоком уровне. Для этого, во-первых, нужно поддерживать конкуренцию в секторе здравоохранения, что, в свою очередь, будет стимулировать все клиники к качеству услуг. Во-вторых, сделать все медицинские услуги доступными для народа. И, в-третьих, эффективно внедрить медицинское страхование. Медицинское страхование это тот рывок, который мы можем сделать, и тем самым обеспечить качественное здравоохранение нашим согражданам. Для этого и нужен фонд медицинского страхования, он будет служить гарантом того, что будут предоставляться только качественные услуги. То есть фонд будет оплачивать, финансировать медицинские организации не на принципах содержания, а на принципах оплаты за конечный качественный результат. Так работают все страховые компании мира. Они страхуют своих клиентов и при этом стараются оказать им максимально качественные услуги. Применительно к Казахстану, все население страны будет застраховано в государственном фонде социального медицинского страхования. И этот фонд будет способствовать дальнейшему развитию качественных медицинских услуг.

- То есть основная цель создания медицинского страхования – повышение качества медицинских услуг на всех уровнях и обеспечение их доступности?

- Совершенно верно. И здесь еще один немаловажный аспект - в современном мире появляются новые болезни, а вместе с тем - новые, дорогостоящие технологии, методы лечения. Если, к примеру, нам вчера хватало этих денег, то сегодня уже не хватает. Давайте вспомним, как мы раньше лечили тот же инфаркт миокарда. Давали лекарства, потом стали вводить тромболитические препараты. Сегодня мы уже можем требовать лечение по международным стандартам, по совершенно новым технологиям, в том числе стентирования сосудов сердца. Как их сделать доступными, как их покрывать?

Требуемые расходы на поддержание здоровья населения, отдельного гражданина, к сожалению, повсеместно увеличилось. И если, допустим, мы в прошлом году потратили на это 600 миллиардов тенге, то это не значит, что мы еще 2-3 года можем держаться примерно на этой сумме. Новые лекарства приходят на рынок каждый день. Вот недавно нам показали новые препараты по лечению вирусного гепатита, новые противоонкологические препараты. Они инновационные и дорогостоящие.

Сегодня у нас расходы на здравоохранение составляют порядка 12% госбюджета. Такое соотношение характерно для многих развитых стран. То есть мы все больше и больше тратим на здравоохранение из государственной казны. Правомерно возникает вопрос, как обеспечить финансовую устойчивость системы. Мы посмотрели опыт международных стран, анализ экспертов Всемирного банка. Во многих развитых странах в ближайшие годы расходы на здравоохранение там достигнут 20% от ВВП. Представляете, каждый пятый доллар в экономике у них будет тратиться на здравоохранение. В США уже сегодня 16%. В принципе это естественный процесс, поэтому мы должны сделать так, чтобы в Казахстане появилась такая система, которая выдержит эту растущую дорогостоящую технологическую нагрузку. Чтобы мы применяли систему, которая будет формировать финансовые резервы, финансовую подушку для того, чтобы все новые и новые виды медицинских услуг гражданам предоставлялись бесплатно. Так, уже с 1 января 2018 года у нас будет введен список бесплатных лекарств, которые граждане будут получать на уровне своих поликлинике. На сегодня по 49 болезням даются бесплатные лекарства, но мы будем этот спектр поэтапно увеличивать. То есть мы включаем в пакет обязательного медицинского страхования поэтапно новые виды услуг, в том числе новые, высокотехнологичные методы лечения, по которым у нас есть расчеты до 2020 года и далее.

В новые виды услуг включается и медицинская реабилитация. Это тот вид помощи, который, к сожалению, никогда не покрывался в рамках гарантированного бесплатного объема. То есть после сложных процедур люди должны будут получать реабилитацию, восстановительные курсы и это тоже должно оплачиваться страховкой.

Мы будем включать, в том числе паллиативную помощь - уход на дому, поскольку идет старение населения, и пожилые люди нуждаются в помощи, но ее не обязательно оказывать именно в больнице. Пациент может находиться на дому, где медсестра может провести необходимые процедуры.

Таким образом наша совместная задача - заложить финансовую основу, чтобы отечественная медицина развивалась, и в этот процесс мы вовлекаем самих граждан, а также работодателей, которые будут платить регулярные взносы в фонд. Это и есть солидарность в охране здоровья общества.

- Сейчас, наверное, не лучшее время для этого, экономика находится в плачевном состоянии и новые взносы это дополнительная нагрузка.

- Как сказать. Давайте посмотрим. 60 процентов формирования фонда - основная нагрузка на выплаты - приходится на государство. А работодатель начнет в 2017 г. платить 2 процента от зарплаты работника, и далее нагрузка будет увеличиваться поэтапно по 1% в год до 5%.

Кроме того, есть категории населения, которых мы называем самозанятые. Они сами на себя работают, и они также должны участвовать в медицинском страховании, поскольку эта система обязательная, всеобщая, мы все несем солидарную ответственность. Но сегодня сложилась такая ситуация, что многие граждане работают в теневой экономике, налоги не платят, но при этом пользуются услугами. Государство должно легализовать их, стимулировать, чтобы они выходили из тени, регистрировались как индивидуальные предприниматели и платили налоги и социальные взносы с доходов.

Другая категория людей это те, кто по уважительным причинам или по состоянию здоровья не может работать, и за них будет платить государство.

И третья категория - непродуктивно самозанятое население, к ним преимущественно относятся домохозяйки и люди, проживающие в сельской местности. Мы не должны лишать их права на медобслуживание в системе медстрахования, поэтому их тоже предлагаем вовлекать в данный процесс. Они могут платить совершено минимальные взносы, например, два процента от минимальной зарплаты. Это будет где-то 400-500 тенге в месяц и 5 тысяч тенге в год. Годовая страховка. Согласитесь, это небольшие суммы, но зато эти люди будут вносить свои взносы, иметь право на все услуги медстрахования. Солидарность и проявление единства - основные принципы коллективного медицинского страхования. Мы все вносим деньги в один фонд, и мы все имеем равные права на все услуги, которые этот фонд будет оплачивать.

Со своей стороны, Министерство здравоохранения должно максимально поддерживать и стимулировать развитие частных клиник, поддерживать стандарты, управление в этих клиниках, чтобы система была более эффективной. Поэтому хочу сказать, что внедрение медицинского страхования - не единственное новшество, над которым мы сегодня работаем. Мы начали огромную работу по расширению, участию частного сектора в предоставлении бесплатных медицинских услуг. Сегодня из госбюджета на частный сектор выделяется всего 8-9 %, а на государственный - 90%, что также подтолкнуло нас начать большую программу по расширению участия в медицинском страховании частного сектора. С другой стороны, это вопрос экономики, ведь медицина, здравоохранение - это большой сектор экономики, там очень много людей заняты, здравоохранение - крупный работодатель.

- Теоретически все это хорошо, но как эта программа будет реализовываться на практике?

- Мы будем помогать частному сектору, давать им возможность брать в аренду и в управление плохо работающие государственные клиники. И эта программа поддержана частным сектором. У нас есть бизнес совет, в котором присутствуют представители частного сектора. Также эти вопросы отрабатываются с региональными властями, уже составлены предварительные планы, перечень плохо работающих объектов, которые мы вынуждены содержать. Туда народ не идет, качество там плохое. Давайте мы передадим его находящемуся поблизости частному медицинскому центру, тем более, если он хочет расширяться, но у него нет возможности. Сегодня не каждый бизнесмен может взять деньги в банке и построить новое здание, корпус в больнице. Да и зачем? У нас достаточно помещений, достаточно коечной мощности, давайте будем передавать в управление, пусть частный сектор приходит со своими стандартами, требованиями и персоналом, со своим сервисом и оказывает эти услуги. В этом отношении нами уже намечен четкий план, параллельно подготовке к медстрахованию идет работа по вовлечению в это частного сектора.

Главное, медицинское страхование - это рост новых технологий, рост качества медицинских услуг на основе их доступности населению. И тут мы, как говорится, не будем заглядывать в чужие карманы. По официальной статистике, из ста процентов средств, которые в нашей стране уходят на медицину, на лекарства, 30 процентов мы тратим из своих личных средств. Это очень много и уже тяжело для многих граждан, многие уже просто неспособны покупать некоторые лекарства. Мы уверены, что медцинское страхование поможет решить этот вопрос.

Неслучайно социальное медстрахование работает в большинстве стран мира. Европа придерживается именно социального медстрахования. Такие передовые страны как Франция, Германия, Австрия, Корея, где высокий уровень медицины, давно уже внедрили у себя всеобщее обязательное страхование. У них граждане обязаны отчислять деньги в фонд медстрахования, и этот фонд как раз таки обеспечил эффективное развитие системы здравоохранения. Нам надлежит заимствовать такой передовой опыт, и мы активно готовимся к этому, разрабатываем нормативную базу, уже на подходе несколько законопроектов, постановлений правительства. В общем, делается все, чтобы эта система заработала без сбоев.

- Успеете?

- У нас есть время. Учитывая специфику новшества, правительство предложило главе государства передвинуть сроки на полгода, таким образом, чтобы фонд медицинского страхования начинал выплату по страховкам с 1 января 2018 года.

Одновременно мы начали работу с нашими ведущими учеными и клиницистами по гармонизации и выравнивания наших стандартов лечения с европейскими и мировыми.

Параллельно идет работа над тарифами на медуслуги. Чтобы фонд медстрахования работал устойчиво, у него должна быть адекватная финансовая поддержка. Министерством разработан законопроект, направленный на повышение его прозрачности. Представители общественности войдут в состав органов управления в виде наблюдательных советов, причем на всех уровнях, от республиканского до районного. Общественный контроль должен быть, и это будет не просто контроль. Думаем, придут грамотные экономисты, юристы, которые помогут принимать нашим главным врачам и менеджерам правильные решения.

Самое главное, конечно же, кадры и мы сегодня должны модернизировать нашу систему подготовки медсестер и врачей, чтобы они были готовы работать по современным стандартам. По всем нашим государственным вузам мы вошли в проект стратегического партнерства с ведущими мировыми ВУЗами. Со стратегическими партнерами в этом году заключили долгосрочные соглашения, они помогают нам полностью пересмотреть программу обучения, подходы к обучению. Мы хотим, чтобы наши будущие медсестры и врачи учились по международным стандартам. ВУЗы, которые мы для этого отобрали, это ведущие университеты Европы: Польши, Италии, Швеции, а также США. Они помогут нам сделать рывок в медицинском образовании. Разумеется, это не просто, чтобы взять и переучить, чтобы наутро все врачи стали хорошими. Так не бывает. Над образованием нужно работать, и мы делаем на это большую ставку.

В избранное
Нравится





Поделиться

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизироваться.


Комментариев пока нет.

полезные номера
Самое интересное, топ 5
день неделя месяц

Рассылка событий

Будь в курсе последних событий.
Новости “ИА ”ТоболИнфо”

Календарь новостей