mobile menu Меню
Рубрики новостей

Эксперты: Пропаганда велокультуры без развития инфраструктуры – вред print

23.06.2015 298 просмотров

Неделю назад в Таразе произошёл трагический случай. Девушка на велосипеде врезалась в группу пешеходов – женщину и её детей. Она прикрыла малышей, приняла удар на себя, в результате получила травму и скончалась в больнице. Позже велосипедистка пришла с повинной в полицию. 

Это история доказательство того, что велокультура в Казахстане развивается парадоксально. За подтверждением этой мысли "Радиоточка" обратилась к мнению компетентных.

Виталий Дядчев – известный и активный велосипедист, он пропагандирует, сотрудничает по этому вопросу с государственными органами, один из тех, кто ведёт специализированный сайт, член инициативной группы "Вело-Алматы" – про инцидент в Таразе, конечно, слышал. Он отметил, что девушка нарушила: ехала по пешеходной зоне. А новые правила дорожного движения это категорически запрещают. Велосипедисту не место на тротуаре - только на крайней правой полосе, как можно ближе к бордюру.

Но движение по обочине – большой риск даже для такого опытного велосипедиста как Виталий Дядчев: вдоль неё припарковано множество машин; автомобилисты перестраиваются и поворачивают, как правило, не думая, что правее может быть кто-то ещё. 

велопрокат.png

Другой момент – по тротуарам теперь запрещено ездить даже детям до четырнадцати лет (раньше для них было исключение). Активист сразу оговорился: своего одиннадцатилетнего ребёнка он ни за что не выпустит на большую дорогу, как и все без исключения родители.

Парадокс и с парками. "В правилах никак не регламентируется, в законе вообще не упоминается – можно ли передвигаться на велосипеде по паркам и аллеям, в том числе и детям. Получается, что велосипед теперь является транспортным средством. Его нужно приравнивать к автомобилям. Заехать в парк на машине нельзя, соответственно, вы не можете и на велосипеде. Убрана из правил категория "до четырнадцати лет". Значит, детям на великах там тоже нельзя находиться", - рассуждает Виталий Дядчев. 

Но общество за здоровый образ жизни, билборды по госзаказу, размноженные по городам, внушают нам: велосипед – правильный транспорт, нужно ездить на нём. А негде. Как научить ребёнка кататься, если не в парке? Как ему добраться от дома до школы, если не по тротуару? Выходит, что - так или иначе - люди вынуждены нарушать.

Спикер признаётся, что младшую дочь в детский сад тоже везёт по тротуару – по дороге боится. Тем самым, преступает сразу два правила: запрет на движение по пешеходной зоне и перевозку пассажиров. Но, по его мнению, эти нормы "не совсем обоснованные".

Самое время вспомнить про спецдорожки. По данным активистов, их нет нигде по стране, в том числе и в Таразе – только в Алматы. В других источниках о них тоже не сообщается. Что касается мегаполиса, где ситуация с велокультурой, по оценкам специалистов, самая благополучная, то тут три велодорожки. Две из них – по Талгарской (междугородней) трассе и на окраине города (по улице Момышулы) – используются мало. Самая удобная – по центральной Абая – но она всего два с половиной километра, и фактически по ней никуда не доедешь.

Парадокс и с парками. "В правилах никак не регламентируется, в законе вообще не упоминается – можно ли передвигаться на велосипеде по паркам и аллеям, в том числе и детям. Получается, что велосипед теперь является транспортным средством. Его нужно приравнивать к автомобилям. Заехать в парк на машине нельзя, соответственно, вы не можете и на велосипеде. Убрана из правил категория "до четырнадцати лет". Значит, детям на великах там тоже нельзя находиться", - рассуждает Виталий Дядчев. 

Но общество за здоровый образ жизни, билборды по госзаказу, размноженные по городам, внушают нам: велосипед – правильный транспорт, нужно ездить на нём. А негде. Как научить ребёнка кататься, если не в парке? Как ему добраться от дома до школы, если не по тротуару? Выходит, что - так или иначе - люди вынуждены нарушать.

Спикер признаётся, что младшую дочь в детский сад тоже везёт по тротуару – по дороге боится. Тем самым, преступает сразу два правила: запрет на движение по пешеходной зоне и перевозку пассажиров. Но, по его мнению, эти нормы "не совсем обоснованные".

Самое время вспомнить про спецдорожки. По данным активистов, их нет нигде по стране, в том числе и в Таразе – только в Алматы. В других источниках о них тоже не сообщается. Что касается мегаполиса, где ситуация с велокультурой, по оценкам специалистов, самая благополучная, то тут три велодорожки. Две из них – по Талгарской (междугородней) трассе и на окраине города (по улице Момышулы) – используются мало. Самая удобная – по центральной Абая – но она всего два с половиной километра, и фактически по ней никуда не доедешь.


Негатив к велосипедистам заметен. В социальных сетях всё чаще можно встретить комментарии, их ругающие, или даже сравнения с людьми другого рода занятий по типу: "Они ещё хуже, чем велосипедисты".

Виталий Дядчев удивляется. Он считает, что это проблема общего бескультурья. Сейчас качество велосипедистов, по его мнению, перерастает в количество. И если раньше их инициативная группа знала практически всех активных пользователей этого транспорта в Алматы, могла их чему-то научить, поругать, то сейчас такое гражданскому движению без финансов и поддержки не под силу: "В Алматы - не буду говорить о других городах - большой процент просто необразованных, безответственных людей. Не только водителей, среди них есть и велосипедисты, и автомобилисты, и куча других, включая чиновников. Нет разделения, что велосипедисты в большинстве своём хуже или чаще нарушают, чем автомобилисты. Я думаю, если в процентах сравнить, то будет одинаковое количество и тех, и тех. У нас в принципе проблема не велосипедистов, а культуры в обществе. Нам только дай причину ненавидеть другого".

С одной стороны, все понимают: пересядь большинство казахстанцев на этот транспорт, они станут здоровее, дышать в городах будет легче, упростится трафик, да и экономически выгоднее. С другой – нормы, регламентирующие езду на велосипеде, написаны под такую развитую инфраструктуру, которой ещё нет и, наверное, долго не будет. Такая палка в колёса.

Группа активистов заверяет, что работает над изменением этих правил - составляют письмо, направят в парламент, где его уже ждут.

А пока "Радиоточка" публикует памятку-выдержку для велосипедистов и других участников движения из действующих ПДД:

• Велосипед приравнивается к другим транспортным средствам. Его владелец должен соблюдать ПДД;
• Другие участники движения должны уважительно относиться к велосипедисту, не нарушать его прав; 
• Велосипедисты должны двигаться по улицам населенных пунктов и дорогам только по крайней правой полосе в один ряд - как можно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам;
• Велосипедист не может двигаться по полосе, выделенной для общественного транспорта. На таких улицах он должен ехать в крайнем правом ряду для автомобилей;
• Движение по тротуару запрещено – даже детям до четырнадцати лет;
• Спешившийся велосипедист приравнивается к пешеходу;
• Велосипедистам запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
• При необходимости повернуть налево следует спешиться и перейти дорогу (в положенном месте) как пешеход;
• На нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог автомобиль слева должен уступить дорогу велосипедисту. Автомобиль, поворачивающий направо, должен пропустить велосипедиста, двигающегося рядом с ним по той же дороге прямо;
• Во всех случаях автомобиль обязан пропустить велосипед;
• На регулируемых перекрестках велосипедисты должны подчиняться сигналам светофоров (не пешеходных);
• На "зебрах" без светофоров велосипедисты, как и водители прочих транспортных средств, должны уступать дорогу пешеходам. Запрещается пересекать дорогу по пешеходному переходу на велосипеде, разворачиваться на нём. В этом случае нужно спешиться и перейти дорогу как пешеход;
• Велосипедист должен обгонять или объезжать другие транспортные средства только слева;
• Для обозначения маневра предусмотрены сигналы: 
- Поворот или перестроение направо: вытянутая правая рука.
- Поворот или перестроение налево: вытянутая левая рука.
- Подача сигнала рукой должна производиться заблаговременно, до маневра.
• Велосипедист должен соблюдать дистанцию и скоростной режим. Тормозной путь велосипеда всегда длиннее, чем у автомобиля, особенно на мокрой дороге; 
• У велосипедиста должен быть фонарь и светоотражатели, шлем.
• Пешеход должен пропускать велосипед, движущийся в потоке с остальным транспортом;
• Водитель автотранспорта при остановке, маневрах, поворотах направо, а также выходящие на обочинах пассажиры должны убедиться, что не помешают движению велосипедиста;
• Велосипедисту запрещено:
- Ездить в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного); под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание; в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения
- Бросать мусор;
- Разговаривать по мобильному телефону во время движения;
- Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- Двигаться по автомагистралям;
- Перевозить пассажиров и габаритный груз (выступающий > 0,5 м);

В избранное
Нравится





Поделиться

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизироваться.


Комментариев пока нет.

полезные номера
Самое интересное, топ 5
день неделя месяц

Рассылка событий

Будь в курсе последних событий.
Новости “ИА ”ТоболИнфо”

Календарь новостей