mobile menu Меню
Рубрики новостей

Эволюция профессии учителя в Казахстане за последние 100 лет print

02.10.2016 304 просмотра

Профессия педагога – одна из самых важных во всем мире. В прекрасный праздник День учителя редакция today.kz предлагает своим читателям узнать о том, как изменилось педагогическое дело за последние сто лет и что об этом говорят сами учителя. 


По информации историков, в начале ХХ века большинство казахских детей имели возможность учиться только в аульных медресе. В это время на территории Казахстана было всего несколько русских и русско-казахских школ, в них обучалось около 20 тысяч казахских детей.


На территории Казахстана обучение грамоте на казахском языке осуществлялось на основе арабского алфавита, в 1928 году было принято решение о переводе на новый, латинский алфавит. В 1930 году было введено всеобщее начальное образование.


Большое развитие получила система среднего специального образования - были открыты двухгодичные учительские и педагогические институты в Караганде, Уральске, Семипалатинске, Шымкенте и других городах.

В 1928 году открылся первый специализированный вуз, где готовили учителей – Казахский государственный педагогический институт.


В годы Великой Отечественной войны в стране было временно приостановлено обязательное семилетнее обучение на селе и десятилетнее в городе, значительно снизился охват детей школой. Но несмотря на это, организовались воскресники по оказанию помощи школам, созданию фонда всеобуча, а также фондов помощи сиротам и нуждающимся детям.


К 1950 году в республике функционировало 3088 общеобразовательных школ с контингентом учащихся в почти полтора миллиона человек.


Также создавались вечерние и заочные школы рабочей и сельской молодежи. За пять лет среднее образование в них получили 2,5 тысячи человек. К концу пятилетки в республике было уже 363 таких школы, где обучались 35 тысяч человек молодежи. Но и они не смогли охватить всех желающих учиться, кроме того, не хватало помещений, специальных учебников, программ и учителей.


После обретения независимости экономическая депрессия вынудила снизить государственные расходы на образование. Профессия учителя была низкооплачиваемой. В 1993 более чем 30 тысяч учителей бросили преподавание.


В 1994 в Казахстане было 8575 школ, в которых размещались примерно 3,2 миллиона учащихся, и 244 специализированных учебных заведения, обслуживавших около 222 тысяч школьников. В 1992 около 51 процента детей размещались в 8,5 тысячи дошкольных учреждениях. В 1994 году приблизительно 272,1 тысячи учащихся поступили в 61 вуз страны.


Конституция Казахстана 1995 года утвердила обязательность среднего образования. Высшее образование было на конкурсной основе. Частные школы вмещали около пяти процентов учащихся, но и их деятельность регулировалась государством.


В советское время одной из главных задач стала ликвидация массовой неграмотности трудящихся. Как рассказала учитель казахского языка Макен Калиева, тогда не было технологий, упрощающих процесс обучения, - знания давали по привычным для всех методикам. Имея более 30 лет педагогического стажа, женщина с уверенностью заявляет, что из года в год старается обновлять багаж своих знаний для качественного преподавания, ведь время не стоит на месте и необходимо следовать за его течением.


"Мы начинали просто с мела и доски. Конечно, были различные методы, но новаторы искали новые подходы. Потому что это была просто зубрежка, которую не могли применить на практике. А сейчас, начиная с 2000-х, мы владеем компьютером. Я учитель казахского языка, и могу сказать, что сейчас изменились даже темы так, чтобы дети после школы могли адаптироваться в обществе, могли себя реализовать. Но нельзя сказать, что старые методики нужно забыть. Даже когда анализирую новый материал, я нахожу некоторые советские методики. Если ты не любишь свое дело и детей, то ничего не получится", - поделилась Макен Калиева.


Значительные изменения в процессе преподавания отметила и учитель химии Татьяна Печкурова, которая после 38 лет, посвященных детям, сейчас на заслуженном отдыхе. Она считает, что самое главное – любить дело, которым занимаешься.


"Однозначно улучшилась материальная база. Я работала в конце 90-х и в начале 2000-х.  Изменилась методика, подготовка учителей. Очень много изменений, но в лучшую сторону. Тем не менее знания давали. Ученики всегда были разные. Я всегда говорила, что учитель – это специфическая профессия. Если не любишь школу, не любишь детей, то не надо ходить туда. Иначе сам будешь мучиться и детей мучить", - подчеркнула ветеран педагогики Татьяна Печкурова.


Одним из главных изменений за последние десятилетия педагоги считают отношение современного поколения к обучению. По мнению учителя с 30-летним стажем Нурии Шаяхметовой, каждый раз приходится придумывать новые технологии, чтобы привлечь внимание ученика и заинтересовать его.


"Дети всегда были хорошими. Просто сейчас дети более развиты, они приходят к нам уже умными. Поэтому приходится дополнительно еще их во что-то вовлекать, что-то организовывать, давать какие-то творческие задания. Волнение на уроках до сих пор присутствует, потому что мы всегда работаем с живыми детьми, неравнодушными, которые всегда все спрашивают", - рассказывает учитель биологии Нурия Шаяхметова.


Таким образом, учитель, как и 100 лет назад, должен быть высокообразованным, добрым, любящим и понимающим детей. Сейчас, в век информации и современных технологий, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. И главной задачей современного педагога становится не просто научить, а научить учиться.



В избранное
Нравится





Поделиться
Теги данной новости

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизироваться.


Комментариев пока нет.

полезные номера
Самое интересное, топ 5
день неделя месяц

Рассылка событий

Будь в курсе последних событий.
Новости “ИА ”ТоболИнфо”

Календарь новостей