mobile menu Меню
Рубрики новостей

В Казахстане бить жену нельзя, даже если это разрешает Коран print

29.11.2013 3890 просмотров

В Каз­не­те недав­но по­яви­лись за­мет­ки с со­ве­та­ми ав­то­ри­тет­ных ис­лам­ских бо­го­сло­вов: как пра­виль­но бить же­ну со­глас­но дог­ма­там ис­ла­ма – ку­да имен­но нуж­но бить, как сле­ду­ет на­но­сить уда­ры, ка­кая же­на за­слу­жи­ва­ет по­бо­ев. ИА Zakon.​kz по­про­си­ло има­ма Мос­ков­ской ме­мо­ри­аль­ной ме­че­ти на По­клон­ной го­ре, ис­лам­ско­го бо­го­сло­ва и про­по­вед­ни­ка, ав­то­ра мно­го­чис­лен­ных книг по ис­лам­ской те­ма­ти­ке Ша­ми­ля Аля­ут­ди­но­ва дать разъ­яс­не­ния по по­во­ду то­го, мо­жет ли муж бить же­ну, в ка­ком слу­чае он мо­жет ее уда­рить и име­ет ли он во­об­ще та­кое пра­во?

Про­рок Му­хам­мад го­во­рил: “Луч­шие из вас (му­суль­мане) не бьют сво­их жен”. Смысл ко­ра­ни­че­ских строк, на­пря­мую ка­са­ю­щих­ся это­го во­про­са, та­ков: “Му­жья яв­ля­ют­ся гла­ва­ми се­мьи [они — ми­ро­твор­цы в се­мье, ру­ко­во­ди­те­ли, ведь се­мья как лю­бая дру­гая об­ще­ствен­ная, со­ци­аль­ная струк­ту­ра нуж­да­ет­ся в том, кто бу­дет да­вать на­прав­ле­ние и от­ве­чать за бла­го­по­лу­чие и спо­кой­ствие]. [Яв­ля­ют­ся гла­ва­ми се­мьи] бла­го­да­ря то­му, чем до­пол­ни­тель­но на­де­лил их Ал­лах (Бог, Гос­подь) [муж­чи­ны обыч­но фи­зи­че­ски бо­лее силь­ны, вы­нос­ли­вы, эмо­ци­о­наль­но сдер­жа­ны] и по при­чине тех ма­те­ри­аль­ных за­трат, что они несут [обес­пе­чи­вая се­мью]. Бла­го­нрав­ные [же­ны] — это те, ко­то­рые по­кор­ны [Бо­гу и сво­им му­жьям], обе­ре­га­ют неве­до­мое [дру­гим, то есть не раз­гла­ша­ют внут­ри­се­мей­ные тай­ны и сек­ре­ты] по­доб­но то­му, как Бог обе­ре­га­ет их [воз­ла­гая опре­де­лен­ные обя­зан­но­сти на их му­жей пе­ред ни­ми]. Ес­ли вы [му­жья, яв­ля­ю­щи­е­ся управ­лен­ца­ми в се­мье] опа­са­е­тесь непо­кор­но­сти [жен сво­их, на­при­мер ес­ли же­на не сле­дит за до­маш­ним по­ряд­ком, за вос­пи­та­ни­ем де­тей, тра­тит очень мно­го вре­ме­ни на раз­го­во­ры по те­ле­фо­ну; на за­ме­ча­ния му­жа от­ве­ча­ет гру­бо­стя­ми и кол­ки­ми сло­ва­ми], то вам необ­хо­ди­мо:

(1) по­го­во­рить с ни­ми об этом [по­ста­рать­ся про­бу­дить в жене чув­ство от­вет­ствен­но­сти в ве­де­нии до­маш­не­го хо­зяй­ства, про­бу­дить на­бож­ность и по­ря­доч­ность]; (2) [ес­ли не по­дей­ству­ет], то спи­те раз­дель­но (неко­то­рые уче­ные, сре­ди ко­то­рых спо­движ­ник Про­ро­ка Ибн ‘Аб­бас, по­яс­ня­ли это как “спать спи­ной к жене и не иметь с ней ин­тим­ных от­но­ше­ний”, дру­гие уче­ные рас­тол­ко­вы­ва­ли это как “не раз­го­ва­ри­вать с же­ной”) [то есть по воз­мож­но­сти ди­стан­ци­руй­тесь]; (3) [а ес­ли и это не по­мо­жет] то стук­ни­те (от­шле­пай­те) их [про­бу­ди­те в них со­весть си­лой, по­доб­но край­ней ме­ре, при­ме­ня­е­мой в вос­пи­та­нии непо­слуш­ных де­тей].

Ес­ли же они по­слуш­ны, то вы [му­жья] не име­е­те ни­ка­ко­го пра­ва неспра­вед­ли­во от­но­сить­ся к ним [же­нам ва­шим]. Во­ис­ти­ну, Гос­подь — Наи­выс­ший [во всем], Огром­ный [пред Ко­то­рым все ни­чтож­но. Мощь Его без­гра­нич­на, Он обе­ре­га­ет жен от при­тес­не­ний му­жей, на­ка­зы­ва­ет при­тес­ня­ю­ще­го в со­от­вет­ствии с ве­ли­чи­ем Сво­им и муд­ро­стью]” (Св. Ко­ран, 4:34).

Са­мо со­бой ра­зу­ме­ет­ся, что в ая­те име­ют­ся в ви­ду му­жья, во­пло­ща­ю­щие ко­ра­ни­че­ское бла­го­род­ство и мяг­кость. Кто же не яв­ля­ет­ся та­ко­вым по при­чине, на­при­мер, же­сто­ко­сти и несдер­жан­но­сти, при­стра­стия к вы­пив­ке, си­га­ре­там, кто пре­лю­бо­дей­ству­ет и без­от­вет­стве­нен в вы­пол­не­нии се­мей­ных обя­за­тельств — та­кой “муж” сам за­слу­жи­ва­ет или уго­лов­но­го, или ад­ми­ни­стра­тив­но­го пре­сле­до­ва­ния со сто­ро­ны со­от­вет­ству­ю­щих ор­га­нов и об­ще­ствен­но­сти.

Вот один из жиз­нен­ных при­ме­ров: “Я за­му­жем по­чти 13 лет, у нас двое де­тей. Они очень лю­бят сво­е­го от­ца и отец их то­же. Но он из стол­пов Ис­ла­ма мо­жет быть вы­пол­ня­ет толь­ко пер­вый. Ча­сто пьет и вдо­ба­вок у него очень тя­же­лый ха­рак­тер. Чут­кость, жа­лость ко мне про­сто от­сут­ству­ют. Я дол­го на­де­я­лась на его ис­прав­ле­ние, но, увы, я уже в от­ча­я­нии”.

Как по­нять ко­ра­ни­че­ское “вад­ри­бу­у­хун­на” (стук­ни­те их)? Нач­нем с из­вест­но­го и до­сто­вер­но­го фак­та о том, что про­рок Му­хам­мад (да бла­го­сло­вит его Все­выш­ний и при­вет­ству­ет) ни ра­зу не уда­рил ни од­ну из сво­их жен.

Ка­но­ни­че­ский пре­дель­но до­пу­сти­мый уро­вень при­ме­не­ния “стук­ни­те их” чет­ко и яс­но был ого­во­рен Про­ро­ком: “И [ес­ли уж не ви­ди­те ино­го спо­со­ба внут­ри­се­мей­но­го уре­гу­ли­ро­ва­ния], то стук­ни­те их “дар­бан гай­ра му­бар­рих” (ударь­те слег­ка, не же­сто­ко)”.

Му­суль­ман­ские уче­ные, со­по­став­ляя всю ка­но­ни­че­скую ин­фор­ма­цию ка­са­тель­но дан­но­го ас­пек­та, го­во­ри­ли о до­пу­сти­мо­сти та­ко­го ро­да фор­мы по­ло­жи­тель­но­го вли­я­ния на су­пру­гу, но при этом под­чер­ки­ва­ли край­нюю неже­ла­тель­ность при­ме­не­ния по­доб­но­го на прак­ти­ке (мак­рух тахри­ман). Необ­хо­ди­мо еще от­ме­тить, что бить по ли­цу од­но­знач­но за­прет­но. Про­рок Му­хам­мад (да бла­го­сло­вит его Все­выш­ний и при­вет­ству­ет) в по­ве­ли­тель­ном на­кло­не­нии под­чер­ки­вал: “…И не бей­те (же­ну) по ли­цу! Не оскорб­ляй­те ее! [И ес­ли вы в вос­пи­та­тель­ном по­ряд­ке спи­те с ни­ми раз­дель­но] то не по­ки­дай­те их, кро­ме как оста­ва­ясь до­ма!”

Важ­но и умест­но упо­мя­нуть, что сна­ча­ла Про­ро­ком был ого­во­рен пол­ный за­прет от­но­си­тель­но уда­ров. За­тем че­рез неко­то­рое вре­мя был нис­по­слан вы­ше­упо­мя­ну­тый аят, до­пус­ка­ю­щий би­тье в ка­че­стве по­след­не­го спо­со­ба по­вли­ять по­ло­жи­тель­но на су­пру­гу. Имен­но по­ло­жи­тель­но! Уче­ные од­но­знач­но вы­ска­зы­ва­лись о недо­пу­сти­мо­сти уда­ров, ко­то­рые по­рож­да­ют внут­ри­се­мей­ную непри­язнь, нена­висть. Яв­ным до­ка­за­тель­ством то­му яв­ля­ет­ся: (1) по­ве­де­ние са­мо­го Про­ро­ка (он ни­ко­гда не под­ни­мал ру­ку на дру­го­го че­ло­ве­ка, кро­ме как вы­нуж­ден­но на по­ле бит­вы); (2) яс­ное и од­но­знач­ное по­яс­не­ние по­слан­ни­ка Бо­жье­го — “(ес­ли и до­пус­ка­ет­ся, то толь­ко) “уда­ром, ко­то­рый не бу­дет же­сток!”; (3) про­рок Му­хам­мад го­во­рил: “Луч­шие из вас (му­суль­мане) не бьют сво­их жен!”

От­ме­чу, что ци­ти­ру­е­мые неко­то­ры­ми сло­ва о том, что “муж­чи­на (муж) не от­ве­ча­ет за уда­ры, на­не­сен­ные жен­щине (жене)” не име­ют ка­но­ни­че­ской до­сто­вер­но­сти (да‘иф).

Ша­миль Аля­ут­ди­нов

"Мож­но ли бить же­ну, как на это смот­рит пра­во­сла­ви­е?» – с этим во­про­сом мы об­ра­ти­лись к Управ­ля­ю­ще­му де­ла­ми Пра­во­слав­ной Церк­ви Ка­зах­ста­на – Епи­ско­пу Кас­ке­лен­ско­му Ген­на­дию.

К со­жа­ле­нию, на­ше об­ще­ство со­вер­шен­но незна­ко­мо с со­дер­жа­ни­ем уче­ния хри­сти­ан­ской Церк­ви. Толь­ко этим объ­яс­ня­ет­ся, как мо­жет воз­ник­нуть столь стран­ный во­прос. О ка­ких по­бо­ях мо­жет ид­ти речь? От­ку­да та­кие пред­став­ле­ни­я? Свя­тое Еван­ге­лие, ко­то­рым ру­ко­вод­ству­ют­ся хри­сти­ане, тре­пет­но и бла­го­го­вей­но от­но­сит­ся к бра­ку. Брак объ­яв­ля­ет­ся в Еван­ге­лии свя­щен­ным Та­ин­ством. Он, без­услов­но, един­стве­нен и уни­ка­лен. Ни о ка­ком двое и трое­жен­стве не мо­жет ид­ти и ре­чи. Брак - сво­бод­ный со­юз двух сво­бод­ных лю­дей, сво­бод­но ис­по­ве­ду­ю­щих ве­ру в еди­но­го Бо­га и Бо­го­че­ло­ве­че­скую при­ро­ду на­ше­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста. В бра­ке долж­ны ца­рить вза­им­ная лю­бовь и гар­мо­ния.

Кар­ти­на от­но­ше­ний в бра­ке да­ет­ся в по­сла­нии апо­сто­ла Пав­ла к Ефе­ся­нам: "Му­жья, лю­би­те сво­их жен, как и Хри­стос воз­лю­бил Цер­ковь и пре­дал Се­бя за нее, что­бы освя­тить ее, очи­стив ба­нею вод­ною по­сред­ством сло­ва; что­бы пред­ста­вить ее Се­бе слав­ною Цер­ко­вью, не име­ю­щею пят­на, или по­ро­ка, или че­го-ли­бо по­доб­но­го, но дабы она бы­ла свя­та и непо­роч­на. Так долж­ны му­жья лю­бить сво­их жен, как свои те­ла: лю­бя­щий свою же­ну лю­бит са­мо­го се­бя. Ибо ни­кто ни­ко­гда не имел нена­ви­сти к сво­ей пло­ти, но пи­та­ет и гре­ет ее, как и Гос­подь Цер­ковь, по­то­му что мы чле­ны те­ла Его, от пло­ти Его и от ко­стей Его. По­се­му оста­вит че­ло­век от­ца сво­е­го и мать и при­ле­пит­ся к жене сво­ей, и бу­дут двое од­на плоть. Тай­на сия ве­ли­ка; я го­во­рю по от­но­ше­нию ко Хри­сту и к Церк­ви. Так каж­дый из вас да лю­бит свою же­ну, как са­мо­го се­бя; а же­на да бо­ит­ся сво­е­го му­жа". (Ефе­ся­нам 5:25-33).

То есть со­юз муж­чи­ны, и жен­щи­ны Еван­ге­лие упо­доб­ля­ет со­ю­зу Хри­ста и об­щи­ны ве­ру­ю­щих в Него лю­дей - Церк­ви. Мы пом­ним, что Хри­стос от­дал за Цер­ковь свою жизнь, умер на кре­сте, ис­те­кая кро­вью. Так и муж дол­жен непре­стан­но жерт­во­вать со­бою ра­ди же­ны. Быть го­то­вым про­лить за нее кровь свою, за­щи­тить ее. И как Цер­ковь сво­бод­но и доб­ро­воль­но по­ви­ну­ет­ся Хри­сту, так и же­на слу­жит и по­ви­ну­ет­ся му­жу. Ни о ка­ком на­си­лии в Свя­щен­ном Пи­са­нии хри­сти­ан нет и ре­чи.

Мож­но ли с точ­ки зре­ния за­ко­но­да­тель­ства Ка­зах­ста­на бить же­ну? На этот во­прос Zakon.​kz от­ве­ча­ет экс-пред­се­да­тель кол­ле­гии по уго­лов­ным де­лам Вер­хов­но­го су­да, чле­ну НКС Вер­хов­но­го Су­да, док­тор юри­ди­че­ских на­ук Ра­и­са Юр­чен­ко.

Ка­зах­стан – де­мо­кра­ти­че­ское, свет­ское, пра­во­вое и со­ци­аль­ное го­су­дар­ство, выс­ши­ми цен­но­стя­ми ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся че­ло­век, его жизнь, пра­ва и сво­бо­ды (ст. 1 Кон­сти­ту­ции РК). В ста­тье 14 Кон­сти­ту­ции ука­за­но, что все рав­ны пе­ред за­ко­ном. Так что и жен­щи­на, и муж­чи­на поль­зу­ют­ся рав­ны­ми пра­ва­ми и сред­ства­ми за­щи­ты сво­их прав. Та­к­же в ста­тье 17 Кон­сти­ту­ции ука­за­но, что до­сто­ин­ство че­ло­ве­ка непри­кос­но­вен­но, а в пунк­те 2 этой же ста­тьи за­креп­ле­но по­ло­же­ние о том, что ни­кто не дол­жен под­вер­гать­ся пыт­кам, на­си­лию, дру­го­му же­сто­ко­му, уни­жа­ю­ще­му че­ло­ве­че­ское до­сто­ин­ство об­ра­ще­нию. Это кон­сти­ту­ци­он­ное по­ло­же­ние все­це­ло рас­про­стра­ня­ет­ся и на слу­чаи без­опас­но­сти лич­но­сти от по­ся­га­тельств в се­мье. То есть се­мья и брак за­щи­ща­ют­ся Кон­сти­ту­ци­ей и дру­ги­ми за­ко­на­ми, по ко­то­рым жи­вет на­ша стра­на.

В этой свя­зи по­ло­же­ния ре­ли­ги­оз­ных ис­точ­ни­ков не мо­гут слу­жить по­во­дом для со­вер­ше­ния на­силь­ствен­ных дей­ствий в се­мье, в част­но­сти, при­ме­нять бо­лее силь­ным су­пру­гом, ка­ко­вым яв­ля­ет­ся муж­чи­на - муж, те­лес­ное на­ка­за­ние по от­но­ше­нию к жене. По­это­му на ваш во­прос я от­ве­чу од­но­знач­но: бить же­ну ни в ко­ем слу­чае нель­зя. По за­ко­но­да­тель­ству Ка­зах­ста­на, нель­зя со­вер­шать ни­ка­кие дей­ствия, при­чи­ня­ю­щие фи­зи­че­скую боль. Да­же ущип­нуть нель­зя.

Бы­то­вое на­си­лие неред­ко пе­ре­рас­та­ет в со­от­вет­ству­ю­щее де­я­ние, от­но­ся­ще­е­ся к раз­ря­ду пре­ступ­ле­ний, за ко­то­рое уго­лов­ным за­ко­ном преду­смот­ре­но уго­лов­ное на­ка­за­ние. Де­ла о пре­ступ­ле­ни­ях, со­вер­шен­ных на бы­то­вой поч­ве, рас­смат­ри­ва­ют су­ды. Не толь­ко Кон­сти­ту­ция, но и Уго­лов­но-про­цес­су­аль­ный ко­декс преду­смат­ри­ва­ет пра­во каж­до­го че­ло­ве­ка на су­деб­ную за­щи­ту сво­их прав и сво­бод. Жерт­вы бы­то­во­го на­си­лия впра­ве тре­бо­вать от субъ­ек­тов про­фи­лак­ти­ки бы­то­во­го на­си­лия, пе­ре­чис­лен­ных в гла­ве 2 За­ко­на «О про­фи­лак­ти­ке бы­то­во­го на­си­лия», при­ня­тия мер пре­ду­пре­ди­тель­но­го и пре­се­ка­тель­но­го ха­рак­те­ра в от­но­ше­нии лиц, со­вер­ша­ю­щих бы­то­вое на­си­лие.

Ес­ли ли­ца, по­стра­дав­шие от бы­то­во­го на­си­лия, или ко­то­рым угро­жа­ет при­ме­не­ние та­ко­го на­си­лия, не по­лу­чи­ли со­от­вет­ству­ю­щей по­мо­щи от ор­га­нов по­ли­ции, до­пу­стим, не при­ня­ли за­яв­ле­ние, не обес­пе­чи­ва­ют за­щи­ту жертв от на­си­лия, то они впра­ве об­жа­ло­вать без­де­я­тель­ность или дей­ствия ор­га­нов по­ли­ции (до­зна­ва­те­ля) про­ку­ро­ру или в суд. Су­ды не впра­ве от­ка­зать в при­е­ме жа­ло­бы, так как это про­ти­во­ре­чит ста­тье 12 Кон­сти­ту­ции. Су­ды долж­ны са­мым вни­ма­тель­ным об­ра­зом рас­смат­ри­вать жа­ло­бы жертв бы­то­вых на­си­лий на без­дей­ствие ор­га­нов про­фи­лак­ти­ки бы­то­во­го на­си­лия, и при­ни­мать со­от­вет­ству­ю­щие ре­ше­ния об устра­не­нии вы­яв­лен­ных на­ру­ше­ний за­ко­на, прав и сво­бод за­яви­те­ля.

Сей­час го­то­вит­ся при­ня­тие УПК в но­вой ре­дак­ции. Так вот, его по­ло­же­ния преду­смат­ри­ва­ют, что каж­дое за­яв­ле­ние долж­но быть при­ня­то и за­ре­ги­стри­ро­ва­но в Еди­ном ре­ест­ре и по нему долж­но быть на­ча­то рас­сле­до­ва­ние. Непри­ня­тие за­яв­ле­ния вле­чет стро­гую от­вет­ствен­ность вплоть до уго­лов­ной.

На во­прос Zakon.​kz «Бье­те ли вы свою же­ну?» от­ве­ча­ют из­вест­ные в Ка­зах­стане муж­чи­ны.

Аль­берт Рау, пер­вый ви­це-ми­нистр ин­ду­стрии и но­вых тех­но­ло­гий: Во­прос ка­кой-то шо­ки­ру­ю­щий. И его по­ста­нов­ка. Отец ни­ко­гда на ма­му го­лос не по­вы­сил, не то что…Так что фак­тор вос­пи­та­ния. Ес­ли все-та­ки эмо­ции есть, то луч­ше по­плыть мол­ча ки­ло­метр в бас­сейне.

Га­ни Ка­сы­мов, пред­ста­ви­тель На­ци­о­наль­ной па­ла­ты пред­при­ни­ма­те­лей РК в Се­на­те: Ни­ко­гда в жиз­ни! У ме­ня в ха­рак­те­ре это­го нет, нет та­ко­го по­зы­ва. У ме­ня 40-лет­ний стаж су­пру­же­ской жиз­ни и я мо­гу ска­зать, что са­мый луч­ший спо­соб при­ми­ре­ния - это по­си­деть на кухне за чаш­кой чая и по­го­во­рить по ду­шам. Это са­мый луч­ший ме­тод, луч­ше нет, это очень бла­го­при­ят­ная се­мей­ная те­ра­пия. Ко­неч­но, на­до быть ре­а­ли­ста­ми и при­знать, что в жиз­ни вся­кое бы­ва­ет. Да­же по­го­вор­ка есть: бьет, зна­чит лю­бит. Я счи­таю, что ес­ли бьет, то это от бес­си­лия, или пси­хи­че­ско­го сры­ва, или ка­кой-то ма­те­ри­аль­но-бы­то­вой неустро­ен­но­сти и так да­лее.

Ру­стем Аб­дра­шев, ре­жис­сер ки­но и те­ле­ви­де­ния, ху­дож­ник: Не бью. Ес­ли же­на вы­ве­дет ме­ня, то я луч­ше про­мол­чу, вый­ду на ули­цу, а ко­гда она успо­ко­ит­ся – вы­ска­жу ей.

Ай­дар Али­ба­ев, пред­се­да­тель Ас­со­ци­а­ции пен­си­он­ных фон­дов Ка­зах­ста­на: Нет, во­об­ще не бью. Это недо­стой­но муж­чи­ны бить свою же­ну. Та­кое не долж­но быть. Я это пол­но­стью от­вер­гаю, это для ме­ня аб­со­лют­но непри­ем­ле­мо. И во­об­ще это по­след­нее де­ло - вы­яс­нять та­ким об­ра­зом от­но­ше­ния. Для это­го есть мас­са дру­гих ме­то­дов, ин­стру­мен­тов ци­ви­ли­зо­ван­ных. Ес­ли воз­ник­нет про­бле­ма­тич­ный во­прос меж­ду на­ми, мы это об­суж­да­ем. Иной раз, ко­неч­но, бы­ва­ет по­вы­шен­ный тон, не без это­го, но не бо­лее то­го.

Сер­гей Ут­кин, из­вест­ный неза­ви­си­мый юрист: Так сло­жи­лось, что не бью ее, она не поз­во­ля­ет (улы­ба­ет­ся). Ну и я се­бе это­го не поз­во­ляю. Ино­гда оби­жа­ем­ся друг на дру­га, ру­га­ем­ся, но до ру­ко­при­клад­ства де­ло не до­хо­дит. Бить не бьем, нецен­зур­но не об­зы­ва­ем­ся, но мо­жем от­вер­нуть­ся друг от дру­га, мол­чать. А кри­чать, бить ку­ла­ком по сто­лу… У ме­ня та­кое про­ска­ки­ва­ло один-два ра­за. Про­сто я не вспыль­чи­вый, урав­но­ве­шен­ный, а она, на­о­бо­рот, эмо­ци­о­наль­ная. Ис­хо­дя из сво­е­го опы­та, мо­ло­дым му­жьям мо­гу по­со­ве­то­вать: пер­вое - ни­ко­гда не вос­при­ни­мать близ­ко к серд­цу то, что она го­во­рит. Она се­год­ня ска­за­ла, а зав­тра за­бы­ла, та­кая у нее при­ро­да. Вто­рое – все вос­при­ни­мать с юмо­ром - лю­бые ее на­пад­ки, лю­бые ее по­пыт­ки на­ка­лить си­ту­а­цию и то­гда все раз­ре­шит­ся са­мо со­бой. Тре­тье – не быть зло­па­мят­ным по от­но­ше­нию к ней. У нее сме­на на­стро­е­ний – вполне нор­маль­ная вещь, она мо­жет ме­нять­ся по несколь­ко раз в сут­ки. Чет­вер­тое – хо­ро­шо знать «ин­струк­цию по экс­плу­а­та­ции» жен­щи­ны, а для это­го на­до чи­тать кни­ги по пси­хо­ло­гии, со­ве­ты, их сей­час пол­ным-пол­но, ка­ких толь­ко нет.  

В избранное
Нравится





Поделиться
Теги данной новости

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизироваться.


Комментариев пока нет.

полезные номера
Самое интересное, топ 5
день неделя месяц

Рассылка событий

Будь в курсе последних событий.
Новости “ИА ”ТоболИнфо”

Календарь новостей