mobile menu Меню
Рубрики новостей

В клубе “Эксперт” снова подняли проблему занятости молодежи print

12.12.2013 2302 просмотра

Дискуссионный клуб “Эксперт” в очередной раз созвал экспертов и журналистов побеседовать, теперь о будущем Казахстана, не отвлеченном и далеком, как в государственных программах, а о конкретном, прикладном, пишет Remarka.kz. Тема звучала как вопрос, - Конкурентоспособно ли сегодня казахстанское образование?


Этим вопросом сегодня задаются многие. Не секрет, что масса более-менее платежеспособных родителей казахстанских подростков предпочитают отправлять свои чада обучаться за рубеж: в Европу, Азию, за океан, куда угодно, но не отдавать их в руки отечественной “высшей школы”. Понятно, что хлебнув цивилизации по ненашенски в столь юном возрасте, часть молодежи предпочитает трудоустраиваться там же, где учились, за рубежом. Семьи с более скромным достатком довольствуются обучением в отечественных вузах, ни один из которых не аккредитован ни в одной мало-мальски приличной всемирной вузовской табели о рангах.

О проблемах выпускников казахстанских вузов в “Эксперте” уже собирались, высказывали много критики, звучали идеи, предложения, но вузы продолжают штамповать не востребованных, но обремененных знаниями и прикладными навыками обладателей дипломных корочек фактически по формуле “с дипломом в безработные”. В то же время, глобальные советские системы профессионально-технического и средне-специального образования, позволявшие молодому человеку получить профессию и саму работу канули в лету. Система колледжей только-только начала возрождаться, и ее эффективность пока под большим вопросом.

По данным госкомстата, нас с вами 17 миллионов 125 тысяч человек. Это данные на 1 ноября 2013 года. 5,2% граждан Казахстана - безработные! 890 520 человек, данные госкомстата: структуры неповоротливой, негибкой, порой упрекаемой в неточности публикуемой информации.

Ситуацию по молодежной безработице в нашей стране можно оценивать по-разному, но все оценки будут негативными. В проекте концепции молодежной политики Казахстана до 2020 года в 2011 году уровень молодежной безработицы оценивался в 4,6%.

В начале заседания клуба “Эксперт” его модератор Нурлан Еримбетов обозначил проблематику, - Хотелось бы, чтобы сегодня состоялся такой четкий, конкретный разговор о том, что ждет нашу молодежь, кто сегодня востребован на большом рынке труда Казахстана. У многих молодых людей сегодня тревожные ожидания о своем будущем, ведь не секрет, что сегодня более 50% молодых специалистов переучиваются заново, потому что их труд не востребован на рынке.

Сегодня огромное количество, 8,5 миллионов занятых в стране, из них 2,5 миллиона - это люди, работающие на низкоквалифицированных работах или не требующих квалификации, я имею ввиду грузчиков, дворников.

Что такое творится? Это же 2,5 миллиона людей, это 2,5 миллиона семей, это 2,5 миллиона судеб, поэтому сегодня здесь сидят представители МОН, крупных работодателей и хотелось бы, чтобы сегодня конкретный ответ на вопрос, какая работа ведется, чтобы наша молодежь сегодня была обеспечена работой, чтобы мы не прятались за такими названиями как «самозанятые»? Я хочу, чтобы вы здесь поделились мнениями ни как специалисты, ни как руководители, а как граждане, что нужно делать и страна вас услышит!

Первым слово было предоставлено директору департамента технического и профессионального образования МОН РК Борибекову Кадырбеку, - По стране у нас где-то 560 тысяч молодых людей, которые учатся в технических колледжах и из них только 2040 человек учатся на платном. А в конце этого учебного года выпустятся где-то 80 000 специалистов со средне-специальным образованием по техническим специальностям.

А выпускников колледжей мы сами прекрасно знаем как трудоустраивают. Об этом пишут в газетах, слышали по радио, по телевизору показывают, говорят о необходимости получения специальности рабочего, - высказал свою точку зрения минобровец.

- Насколько верна та информация, которую я имею, что сегодня пошел некий сдвиг в сторону среднего-технического образования?, - уточнил вопрос Н. Еримбетов.

- За последние 5 лет общее число молодежи идущей на тех специальности выросло, заявил К. Борибеков. - К примеру, многие уже не идут на такие специальности как юристы и другие управленческие специальности. Видят, что там уже идет переизбыток, идут на технические специальности потому что там сразу берут на работу.

Нурлан Еримбетов обратился к следующему приглашенному эксперту, советнику президента АО «КТЖ»Бакбергену Досмамбетову, - Пожалуйста, кто вам нужен сегодня, нужны ли вам сегодня вообще рабочие?

- Надо сказать о нашем менталитете, по нашим воззрениям, -пояснил Б.Досмамбетов. - Даже если мой ребенок не учится, надо чтобы мой ребенок умным был, такая вот психология. Какая бы такая учеба не была, она идет рука об руку со взятками.

Сегодня нужны новые технологии, к примеру, в КТЖ из 160 000 работающих людейв год 100 000 людей сталкиваются со всеми видами учебы: КазАТК, есть 4 колледжа, учебный центр, центр иностранных языков, зарубежные командировки есть. Все это нужно для повышения опыта.

Теперь к вопросу, все ли получают работу. Есть 16 ВУЗов и 36 колледжей готовящих по ж/д специальностям, где ежегодно выпускается 11600 ж/д специалистов, а нам нужно 940. Итого 10 000 выпускников остаются без работы.

В этой связи, сейчас, я думаю, что таким большим нацкомпаниям, учреждениям необходимо делать ежегодный прогноз. Это конечно обязанность МТСИЗН и МОНа, забота МОНа какие дают знания, а забота МТИСЗНа делать прогноз какие нужны специалиты к 2015 году, 2016 году и основываясь на этом производить госзаказ, производя оплату из госбюджета. Они на обязательной основе должны будут обеспечить работой, это не социализм или коммунизм, это планирование.

Начальнику департамента высшего и послевузовского образования, скажите, -обратился к следующему спикеру модератор, многие ректоры частных ВУЗов за последние 10-15 лет превратили свою работу образовательную в бизнес, толпами выпускали кого угодно, никто не думал об их будущем. Некоторые сегодня таксуют с двумя дипломами. Насколько сегодня МОН устанавливает какие профессии нужны? Насколько Вы можете влиять на это?

Директор департамента высшего и послоевузовского образования МОН РК Фатима Жакупова пояснила, - На самом деле, я не планировала говорить о том, что рынок диктует, поскольку в любом обществе роль государства, особенно государственного регулирования в такой системе как образование должно соответствовать современному развитию.

Был правильный переход в 91 году, когда Казахстан получил независимость и система образования также была подвержена рыночным преобразованиям: появились частные ВУЗЫ, произошел рост ВУЗов в три раза, соответственно, и количество людей, которое получало высшее образование тоже выросло в три раза. Но сегодня мы пришли к пониманию того, что требуется достаточно серьезное регулятивное вмешательство в эти процедуры и все, наверное, слышали об оптимизации, которая началась года 2 назад.

Н. Еримбетов, - У нас есть такое хитрое слово «оптимизация», значит закрытие.

Ф. Жакупова, - Я бы не сказала, что закрытие. Нурлан, Вы сами – член общественного совета по оптимизации, и Вы присутствовали на многих заседаниях, принимали решения… Поэтому там не только закрытие, там идет вопрос об объединении.

Мы не говорим, что количественно ВУЗы надо закрыть, и их станет гораздо меньше. Но я тоже хочу назвать вам несколько цифр: да, на самом деле, количество ВУЗов сократилось, но не только за счет закрытия, а и за счет объединения. Произошло объединение государственных ВУЗов, укрупнился потенциал, материально-техническая база, учебно-лабораторная база, сократилось количество студентов в ВУЗах. По сравнению с прошлым годом. в этом году в ВУЗах обучается на 70 000 человек меньше. По сравнению с позапрошлым годом эта разница составляет более 100 тысяч.

Во-вторых, мы (МОН РК - прим. автора) стали выдвигать более серьезные требования к школьникам, которые сдают ЕНТ, к выпускникам колледжей, которые сдают КТА.

Сейчас эксперт из компании КТЖ говорит, что нужно поменять учебный процесс. Да, эту процедуру мы тоже проводим: в течение двух лет количество кредитов, выделяемых на практику увеличено почти в 4 раза.

Н.Еримбетов, - А Вы можете сказать ректору какого-либо ВУЗа, что вы,оказывается, запланировали подготовить определенное количество журналистов или политологов, а нам этого не надо! Или закрывайтесь, или готовьте нам слесарей, монтажников, химиков, биологов. Или вы будете сидеть смотреть, а потом через 10 лет снова скажете: «ух ты, слишком много журналистов, слишком много политологов-болтунов»?

Ф. Жакупова, - Вы понимаете, чтобы сказать много ли или мало ли, сейчас тоже коллега из КТЖ сказал, что идет процесс формирования спроса на рынке труда, работодатель начал занимать активную позицию, начал говорить…

Н. Еримбетов, - А Вы работаете с работодателем?

Ф. Жакупова, - Конечно, работаем. Мы работаем с министерством труда вплотную. Встране, если знаете, идет формирование национальной системы квалификации. Сейчас идут более глубинные процессы, когда работодатель выдвигает профессиональные требования к выпускнику и ТИПО, и ВУЗа. Раньше таких требований не было, вузыготовили вслепую.

Теперь работодатель и ВУЗы повернулись лицом друг к другу, появляется понимание, рамочные требования к будущему специалисту с высшим образованием. Теперь вузы,совместно с работодателем начали готовить, потому что переучивать - это дорого.

Н.Еримбетов, - Скажете, в школах, в детских садах есть такое понятие давно забытое понятие как профессиональная ориентация? Я же помню, когда мы в школе учились, нам уже тогда говорили: «кем вы будете». Есть такое?

Ф. Жакупова, - Есть. На самом деле в МОН в прошлом году был разработан план по поручению Президента, план по развитию функциональной грамотности, в том числе и введение ранней профориентации. Вы, безусловно, правы, поскольку это нужная мера. Какое-то время мыв стране подзабыли, что нужно уделять особое внимание выбору будущей профессии, учитывая и психологические особенности этого ребенка и способности.

Сейчас перед нами остро стоит вопрос,как отбирать в ВУЗы тех лиц, которые будут учителями. Самое главное качество будущего учителя – мотивация учиться самому всю жизнь, мотивация учить детей, при этом имея еще и любовь к детям.

Н.Еримбетов, - Когда выпускник школы набрал мало баллов, а хотел стать, допустим, космонавтом, но на эти баллы он может стать только учителем и поступить только педагогический ВУЗ. Он ненавидит эту работу и потом всю жизнь ненавидит детей, школу, но он учитель.

Ф. Жакупова, -В этом году произошел небольшой, но сдвиг, и это радует. Например, 44 обладателя знака Алтын Белги поступили на педагогические специальности. Это больше, чем в предыдущие годы. И это переломный момент, который мы отметили в этом году, что алтын-бельгийцы стали поступать на педагогику, и баллы по ЕНТ на педспециальности – они растут: средний балл на пед специальности=70. Я считаю, это достаточно высоким балллом.

Н.Еримбетов, - Представитель Казахтелекома, кто вам нужен? Кого вы готовите?

Генеральный директор дирекции академии инфокоммуникативных связей АО “Казахтелеком” Сексенова Лариса, - Казахтелеком очень высокотехнологичная компания, поэтому для поддержки наших услуг требуются высококвалифицированные технические кадры. Прежде всего у нас работают электромонтеры, которые занимают рабочие позиции, связанные с высокими технологиями.

Н.Еримбетов, - Конкурс есть в Ваших учебных заведениях, чтобы стать связистом?

Л. Сексенова, - Конечно. У нас в стране более 21 вуза готовят специалистов по нашеимспециальностям, большое количество колледжей. У нас есть большая потребность в инженерах. Все понимают, что работать с современными гаджетами, устройствами связи - непросто, а обслуживать их – сами понимаете!

Мы заинтересованы, чтобы в нашей компании работали высококвалифицированные технические специалисты, мы с радостью принимаем дуальную модель, которую провозгласило наше правительство, МОН. Мы готовы работать в качестве партнеров колледжами в каждой области, мы отобрали колледжи, которые устраивают нас по направлению обучения, по материально-технической базе.

Н.Еримбетов, - Ребята, которые приходят к вам на работу, понимаю, я сейчас с молодежью часто встречаюсь: им не нужна высокая зарплата, они видели многие трагедии, когда было все, стало ничто, они говорят, что им нужна небольшая зарплата, но постоянная.К вам приходят люди, они же небольшую зарплату у Вас получают? Молодежь идет с пониманием того, что у них постоянная работа будет?

Л. Сексенова, - Большая часть приходит с пониманием, что работа в такой большой компании – это стабильно, но, естественно, есть люди, которые стремятся достичьбыстрее большего – они уходят, к сожалению. Поэтому мы тоже имеем в каком-то моменте потерю лучших специалистов: они у нас в компании обучаются, ищут свой собственный путь, уходят. Но многие оседают, становясь нашими почетными работниками, и создаются целые династии.

Н.Еримбетов, - Здесь есть представитель МТиСЗН. Когда озвучивают статистические данные, всегда говорят, что в Казахстане безработица 5,5%, ура-ура. В Европе 17, 20, 30 процентов! Не обманываем ли мы себя? Не сбрасываем ли мы многих людей в сферу самозанятых? Мы путаем понятия, за рубежом самозанятый - это адвокат, у которого своя контора, люди, бизнес, миллионы. У нас это другое.

Главный эксперт департамента занятости МТиСЗН Алим Байсакалов, - Уровень безработицы в Казахстане считается по международным стандартам, которые установлены международной организацией труда и ЕвроСтата. Уровень безработицы в Казахстане в 3 квартале 2013 года среди молодежи составил 5,4%, против 5,2% всего населения.

И вы правы, в Европе сейчас стоит громадная проблема, в той же Греции, Испании, где уровень безработицы превышает 40% среди молодежи. В этой связи в «Дорожной карте-2020» уделяется огромное внимание проблематике обеспечения занятости молодежи. Из 300 тысяч человек, которые были охвачены мероприятиями программы, начиная с 1 июля 2011 года по настоящее время, половину составляют лица до 29 лет. Казахстанская молодежь – она конкурентоспособна. Этот ответ я считаю окончательным для себя.

Казахстанская молодежь интеллектуальна, конкурентоспособна и не подвержена влиянию всяких ваххабитов – это моя гражданская позиция. Я считаю - наша программа занятости обеспечивает молодежи беспрецедентные льготы, которые дают возможности.

Например, программа «Молодежная практика» - это когда государство дотирует работодателя, выплачивает за него зарплату. Молодой человек, окончивший ВУЗ не есть специалист, ему необходимо пройти стажировку. А «Молодежная практика» дает возможность бесплатно практически работодателю принять этого работника, эксплуатировать, если уж хотите. Тем не менее, за эти 6 месяцев он получает какую-то практику, стаж. Таким образом, мы рвем порочный круг, который образуется: выпускник учебного заведения не имеет стажа, потому что его не берут на работу, а не берут на работу, потому что у него нет стажа.

Отнесение к категории самозанятых в последние годы, да, Вы правы – юристы, адвокаты – это самодостаточные самозанятые, а большинство казахстанцев – это непродуктивные самозанятые. Мы сейчас сделали такое деление вместе с агентством по статистке. И проблема уменьшения непродуктивных самозанятых – тех, которые работают на себя, производят продукцию не на продажу, а для собственного потребления, вот эту проблему мы решаем и тоже в рамках нашей программы занятости.

Н.Еримбетов, - Скажите по поводу самозанятых. Когда показывали недавно по телевизору все эти пожары на рынках, знаете, что меня больше всего удивило? Когда показывали всю эту толпу торговцев, меня удивило то, что там очень много молодых людей. Я понимаю, когда пенсионеры торгуют семечками, как это раньше было. Молодые люди здоровые, и что, мы хотим сказать, что они не входят список безработных? Там же среди них учителя, инженеры и т.д. А так они просто торгаши – и они не числятся безработными, то есть вы даете какую-то радужную картину.

А. Байсакалов, - Вы знаете, самозанятость в свое время сыграла очень положительную роль, потому что люди стали иметь какой-то доход. Наша беда в том, что менталитет таков – если у казаха родился сын, он обязательно должен стать начальником, и поэтому любой ценой дает ему высшее образование.

Профориентация – это действительно забытое советское. В той же ФРГ с начальных классов детей ориентируют по их физиологическим, моральным данным. Таким образом, уже идет отбор, кто будет иметь высшее образование, поэтому наша беда в том, что у нас не хватает квалифицированных рабочих – все получают высшее образование, идут, не спрашивая какие профессии востребованы, в этом наша беда.

Н.Еримбетов, - Здесь находится президент холдинга «Кәсіпқор» СадвакасоваЭльдана, она работает сейчас на “передовой”. Кратко о своей работе, что Вы готовите, как вы сегодня влияете на эти проблемы?

Председатель правления холдинга «Кәсіпқор» Садвокасова Эльдана, - Все выступающие правы: сегодня требуется очень четкое информирование и общества, и от работодателей информации, и от государства, о том, что такое прогнозная потребность в кадрах. Где, сколько и кого необходимо. На это должны ориентироваться и родители, и учебные заведения.

Сегодня дисбаланс, который сложился: в этом году дефицит более 20 тысяч человек, то есть - 20 тысяч человек были высоковостребованными работниками, но не найдены в работодателями в течение 1 года. Это очень большой показатель, так как, при этом было выпущено более 160 тысяч новых специалистов, которые не нашли в этой дефицитной диспропорции свое место.

Задача нашего холдинга – создание эталонов в каждой области того учебного заведения технического профессионального образования, которые отвечают требованиям сегодняшнего дня.

В первую очередь, мы начинаем работать с работодателями: четко определяем востребованные специальности – не только те, которые востребованы сегодня, но и те, которые востребованы в перспективе более 5 лет. Только 20% всей рабочей силывостребованы крупнейшими предприятиями Казахстана. Нужно думать, в первую очередь о том, кем востребованы остальные и какая эта специализация на рынке.

Мы определили, что каждый на своем уровне должен информировать определенные органы и эти органы выставляют этот информационный ресурс для общества, для того, чтобы мы могли своевременно как готовить кадры, так и находить себе работу. Мы с работодатели четко определяемся как формируются образовательные программы, это сегодня абсолютно новые образовательные программы, построенные на требованиях работодателя и на тех технологиях и рабочих местах, существующих сегодня на производстве.

Следующий большой элемент – качество и доступность образования: то, что мы должны обеспечить для молодых людей, которые выходят на рынок труда. Качество и доступность – тот новый информационный ресурс, которым должно пользоваться общество и здесь ведущая роль принадлежит работодателям – они должны оценивать учебные заведения, оценивать выпускника, которого готовит учебное заведение.

Мы работаем с работодателями, создаем независимые центры оценки и присвоения квалификации, выпускники наших колледжей будут проходить итоговую аттестацию работодателями, а не только одним колледжем. Большой вопрос к качеству педагогических кадров, которое поставлено во главу угла, потому что если педагог не обладает рабочей квалификацией, ежегодно не проходит практику на производстве, где стоит эта технология, он не сможет качественно преподнести материал своим студентам.

Н.Еримбетов, - Насколько сегодня эта проблема существует? Есть ли такие ВУЗы, где есть та техника, которая будет тут же использована на производстве?

Э. Садвакасова, - За последние 3 года более 30% колледжей получили совершенно новое материально-техническое оснащение. По своим специальностям они провели крупнейшую модернизацию оборудования и учебных мастерских.

В ближайшие 5 лет, я думаю, будет закрыта вся потребность с колледжами в новом оборудовании. Но можно поставить для себя эту цель и никогда ее не достичь, потому что технологии и рабочие процессы идут непосредственно в производство, и для этого нужна и дуальная система и практикоориентированность.

Н.Еримбетов, - Как Самрук-Казына сегодня устраивают эти прогнозы, какие специальности сегодня востребованы?

Начальник управления по дуальной системе обучения ЧУ “Корпоративный университет “Самрук-Казына” Нуртаева Асия, - Мы внедряем по поручению президента дуальную систему подготовки кадров в своих компаниях. Все те пункты, о которых говорил предыдущий спикер, как раз отражены в договорах между колледжами и компаниями фонда – договорах о социальном партнерстве, и являются основными пунктами.

Прежде чем внедрять дуальную систему мы провели опрос в компаниях Самрука по вопросу удовлетворенности системой подготовки кадров и получили такие ответы: система колледжей готовит техников, а компаниям фонда нужны техники, владеющие в основе специальности рабочей профессией, причем не на уровне 2, 3 разряда, а на уровне 4, 5 квалификационного разряда. Учитывая такой запрос предприятий, предприятия стали принимать активное участие в формировании учебного процесса.

Н.Еримбетов, - Можете сказать, при какихкомпаниях есть учебные центры?

А. Нуртаева, - Внедрением дуальной системы мы охватили все регионы – это 33 колледжа, более 1000 учащихся по 26 востребованным на производстве профессиям. Это и КТЖ, и Казахтелеком.

Здесь говорили об оснащении материально-технической базы, т.к. не могут все компании оснащать все колледжи - помогаем колледжам в оснащении, максимально стараемся оснастить учебные центры современным оборудованиям, где студенты и будут проходить практику на том оборудовании, на котором они будут работать, придя на предприятие, как это делается сегодня в Казахтелекоме.

Н.Еримбетов, - У меня к господину Борибекову вопрос. Значит, я в МОНе узнал, что в Узбекистане до 85% школьников, покидая школьную скамью, уже имеют профессию, то есть там внедрено обязательное получение рабочей специальности за счет государства. Может эту систему создать и у нас?

Директор департамента технического и профессионального образования МОН РК Борибекову Кадырбек, - Школьная система по 9 класс завершается в Узбекистане, а у нас 11-тилетнее образование. После 9 класса у них есть такая программа, которая называется «Национальные кадры», предусматривающая распределение всех выпускников 9-ых классов в профессиональные колледжи и академические лицеи.

Академические лицеи ориентируют на поступление в ВУЗ, а профессиональные колледжи, чтобы они получили профессию и среднее образование. Системы, в целом, похожи – у нас тоже после 9 класса можно пойти в колледж, получить профессию и среднее образование, после при желании они могут поступить в ВУЗ, но в Узбекистане более жестко в процентном соотношении поставлено. Там регулируется количество мест в ВУЗы – сколько они хотят, требования высокие для поступления в ВУЗы.

Поэтому не со школьной скамьи они получают профессию, а после профессионального колледжа, где обучение ведется 3-4 года. У нас 40% выпускников 9 классов ориентировано на поступление в колледж, из этих выпускников часть уходит в ВУЗы, остальная масса направляется на рынок труда. Какие скажем возможности выпускников колледжей получения профессий?

Мы говорим, что есть ряд национальных компаний, которые готовят кадры для себя, переобучают. Удачный пример – КТЖ, который монополист в своей отрасли. Второй – Казахтелеком – здесь нет другого рынка, они только предоставляют на этом рынке рабочие места.

И то, столько крупная компания как КТЖ говорит о том, что им нужно всего 800 человек в год, а в стране готовится в десятки раз больше. Мы же не можем запретить! Это право человека хотеть стать кем-то, пойти на этот рынок труда и попытаться получить рабочее место. Если ориентироваться на потребности конкретных работодателей, то безработной молодежи станет еще больше.

Финализируя очередное заседание “Эксперта” хотелось бы сказать, что да, в таких дискуссиях высказывается многое: жесткая критика, свежие идеи, программные заявления и обещания, но, к сожалению, дискуссионный клуб это не парламент, не правительство... Несмотря на актуальность рассматриваемых тем, реальные результаты этих дискуссий зачастую остаются лишь словами на бумаге газет, и строчками программного кода в интернет-сайтах. 

В избранное
Нравится





Поделиться
Теги данной новости

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизироваться.


Комментариев пока нет.

полезные номера
Самое интересное, топ 5
день неделя месяц

Рассылка событий

Будь в курсе последних событий.
Новости “ИА ”ТоболИнфо”

Календарь новостей