mobile menu Меню
Рубрики новостей

Раушан Каримова, доктор психологии о детских суицидах: "Уже среди дошкольников есть случаи депрессии" print

16.05.2015 311 просмотров

В последнее время о детских суицидах в Казахстане говорят не так часто. К радости общества, информационных поводов нет. Но это не должно лишать родителей бдительности, считает врач-невропатолог, доктор психологических наук, профессор Раушан Бейдалиевна Каримова. Гостья рубрики "Есть мнение" заведует к тому же научно-технической лабораторией превентивной суицидологии при Казахском национальном педагогическом университете имени Абая. Там изучают психологию и физиологию молодых людей после попыток самоубийства. Результаты и выводы, к которым пришли специалисты, любопытны, передает Radiotochka.kz.

- Раушан Бейдалиевна, Вам наверняка известно, что Казахстан был назван Всемирной организацией здравоохранения одним из мировых лидеров по числу самоубийств среди детей. Его место в рейтинге стран с высоким суицидальным риском – в первой пятерке. Бывало даже третьим. Критическим показатель считается при 15 случаях самоубийства на 100 тысяч населения. В нашей республике, по данным двухлетней давности, 19,2 фактов на 100 тысяч населения. А Вы следите за статистикой?

- Мы, конечно, следим. Это важный показатель, который необходим для определения нашей будущей работы - педагогов. Для всех людей, которые работают с молодёжью. Но я хочу сказать, что за последние годы статистика по суицидам среди подростков и школьников по Казахстану и, в частности, по Алматы - стабильная. Увеличения нет. Но без сомнения даже один случай суицида - особенно завершённого - это трагедия. И мы должны его обязательно рассматривать и выявить причины. Не допустить.

В мире существует такая взаимосвязь: на один завершённый суицид бывает 10 незавершённых или попыток. Поэтому статистика может существенно разниться - где-то зарегистрировано, где-то нет.

Для нас очень важно предотвратить общую суицидологическую настроенность что ли молодёжи. Мы должны не констатировать суициды, а схватить на ранних этапах работы и научной, и педагогической, образовательной факторы риска и не допустить даже попыток.

- Ваша лаборатория и называется "превентивной суицидологии". Расскажите, как она работает. Допустим, у ребёнка была попытка самоубийства. Его в обязательном порядке к вам направляют или по желанию родителей?

- В обязательном порядке такое правило: если совершил суицид - будь то подросток или взрослый - то человек должен обязательно наблюдаться и лечиться у психиатров. Это очень важно. Потому что любая попытка суицида может без лечения завершиться окончательным суицидом.

Мы проводим, в первую очередь, исследование тех факторов, которые приводят к самоубийствам. Мы изучаем в целом особенности деструктивных форм поведения (формы поведения, противоречащие общепринятым нормам, законности - прим. "Радиоточки"), одной из самых трагических которого является аутодеструктивное (направленное на саморазрушение - прим. "Радиоточки") поведение, то есть суицидальное. Для нас важно определить, насколько велик процент деструктивных форм поведения среди подростков, среди студенческой молодёжи.

- Как это происходит? В лабораторию приводят детей, которые пытались покончить с собой?

- Такие случаи у нас были. К нам приводили и подростков, и детей, у которых была попытка суицида. И мы их исследовали в плане психофизиологии. И получили очень интересные результаты.
 
Но прежде я хочу сказать, что лаборатория работает по двум направлениям. Первое: социально-психологическое исследование - опросы, анкетирование, работа в школах, опыт из практики педагогов - определяем общее состояние суицидологической склонности среди молодёжи. И второе: мы проводим исследования психофизиологической активности мозга у детей и студентов, склонных к деструктивным формам поведения - в состоянии стресса и индивидуальные исследования у лиц, которые уже совершили попытку суицида. И мы получили, действительно, интересные результаты.

- Расскажите, пожалуйста.

- Хотя кажется, что во всех этих случаях были факторы чисто психологические, которые привели к попытке самоубийства. Мы исследовали, например, детей 12-13 лет и молодёжь 19-20 лет. Но когда мы стали исследовать биоэлектрическую активность мозга у этих суицидентов...

- С помощью энцефалограммы?

- Да. Это абсолютно объективный метод регистрации, который даёт анализ всех показателей мозга. И стали изучать для контроля в таком же возрасте других людей - тех, у которых проблем нет. Например, девушка у нас была в возрасте 19 лет с попыткой суицида, и мы исследовали девушку в таком же возрасте с благополучным анамнезом. Так вот оказалось, что биоэлектрическая активность мозга у лиц, которые пытались совершить суицид - это было на второй-третий день буквально - и у лиц с нормальным поведение, резко различается.
 
У лиц после попытки суицида, казалось бы, состояние через несколько дней уже должно нормализоваться, но биоэлектрическая активность мозга сильно реагирует. Реагируют диэнцефальные структуры мозга, которые отвечают за эмоционально-волевую сферу. Получается, что у людей, образно говоря, тормоз регуляции поведения значительно ослаблен. Это на второй-третий день. Представьте себе, что происходило в головном мозге в первый день - день суицида.

Таким образом, мы показали, что существуют и психофизиологические параметры, предпосылки попытки суицида. Не только социальные или психологические, но и биологические факторы.

- То есть сложная ситуация в семье, в школе, с финансами, несчастная любовь - это только повод, а истинные причины кроются в особенной работе мозга?

- Да. Мы раньше тоже считали, что это чисто психологический фактор - то есть защитная поведенческая реакция. А на самом деле каким-то образом начинает мозг функционировать, и снижается контроль над рациональным поведением, появляется импульсивная что ли защита организма - он ищет самый короткий путь решения проблемы. В этой ситуации стресс, конфликт, иногда даже слово может послужить пусковым крючком, который даёт развитие этой реакции. Без сомнения это надо учитывать.

После таких результатов мы стали проводить мониторинг биоэлектрической активности мозга нашей студенческой молодёжи, в частности нашего университета. И обнаружили, что мониторинг здоровой популяции молодёжи у нас, в Казахстане, не проводился в XX, XXI веке. И когда мы провели такое массовое исследование и сравнили его результаты с советскими данными XX века - всесоюзными общими данными исследований биоэлектрической активности мозга, оказалось, что они значительно разнятся.
 
Деятельность мозга современной молодёжи менее зрелая, чем у поколения XX века. С чем это связано, трудно сказать. При том, что, наверное, в интеллектуальном, социальном плане нынешняя молодёжь, наоборот, опережает, учитывая современные технологии, психотехнологии. Нельзя сказать, что наша молодёжь отстаёт в развитии по сравнению с ровесниками в XX веке. Но показатель биоэлектрической активности намного ниже, то есть эмоционально они гораздо менее зрелые. 

- Это что значит? Что они не могут справляться со своими эмоциями? Не могут их контролировать?

- Им сложнее справляться с этими эмоциями. Будем говорить так: современный парень 20 лет справляется с этими эмоциями так, как 15-летний из XX века. Это значительная разница. И когда мы получили эти сведения, мы стали искать подтверждения в зарубежной литературе. И нашли - в статье австралийских учёных, которые тоже изучали биоэлектроактивность мозга, психофизиологию современной молодёжи. Они тоже обратили внимание, что у них процесс созревания биоэлектрической активности мозга значительно отстаёт.
 
И сейчас предлагают: юношество должно продлиться до 25 лет. То есть если мы раньше считали, что в 15 мозг уже созревает, а в 19-21 полностью становится мозгом взрослого человека, то теперь мы эти границы пересматриваем и расширяем. Оказывается, что мозг созревает и полностью достигает своего зрелого состояния только к 25 годам.

- Я вспомнила совсем свежий случай. В Актау была попытка массового суицида - пять девочек-студенток выпили по 50 таблеток парацетамола. Когда их спросили, в чём причина, они ответили, что у одной из них была несчастная любовь, а остальные решили поддержать её поступок. Это подтверждает вашу теорию? Это же поступок не взрослого человека?

- Подростковый максимализм это или подростковая солидарность. Когда мы рассматриваем суициды у юношей и девушек, конечно, причины разнятся. У девушек основной причиной до сих пор остаётся несчастная любовь. И здесь у девочек солидарность - доказать мальчикам, на что они способны - но это незрелая реакция.

В России несколько лет назад было несколько групповых самоубийств. Но там были тинейджеры 11-12 лет. Это была демонстрация своего отчаянного поведения, демонстрация эмансипации. Они не понимали, что за это реакцией ничего не будет - будет смерть. Для них это была игра - поиграем в суицид. Они даже не осознавали, чем это может закончиться - а закончилось плачевно. Несколько девочек прыгнули с крыши. Такой групповой суицид - это, с одной стороны, незрелость детской психики, с другой - недостаток воспитательной работы среди молодёжи и упущения родителей.

- А вообще кто более склонен к самоубийствам - девочки-женщины или мальчики-мужчины?

- По данным литературы, всё-таки мужчины более склонны. Также и все формы деструктивного поведения преобладают у мужчин. Но какие-то формы и в какой-то возрастной градации больше присущи девочкам. Если взять возраст, например, в 15-17 лет, то в нём больше девочек - это связано с вопросами несчастной любви. В других возрастных группах больше мальчиков. И у взрослых - мужчины.

- А что для мальчика может стать поводом?

- У мальчиков, чаще всего, - унижение достоинства, попадание в унизительную, как им кажется, безвыходную ситуацию - поставили на счётчик, перед всеми оскорбили, невозможность это вынести. И во многих случаях это связано с семьёй, когда родители ставят условия: "Если ты это не сделаешь, значит, ты наши планы разрушишь, мы на тебя надеемся, мы в тебя всё вложили и если ты это не выполнишь, в частности - не наберёшь определённый балл на ЕНТ, например". Они представляют это как катастрофу для всей семьи. И, конечно, это бывает причиной - ребёнку стыдно смотреть в глаза родителям и тогда он совершает самоубийство.

- А от таких параметров, как "благополучная семья-неблагополучная", "состоятельная-скромно живущая", "полная-неполная" как-то зависит склонность?

- Здесь удивительные показатели. Происходит трансформация в последние годы. Если раньше мы считали, что всё-таки суициды бывают в неблагополучной семье, в неполной, где недостаточно внимания детям. То сейчас, как ни странно, количество попыток самоубийств происходит больше в благополучных семьях. Видите, это благополучие внешнее - когда ребёнку всё дают в материальном плане, но нет духовной близости, духовного родства, нет мостика между родителями и подростком, который должен быть обязательно в любой ситуации.
 
Как бы ни были родители заняты на работе, какие бы у них ни были ситуации жизненные - вместе не живут - каждый родитель должен обязательно, особенно касается мамы, держать мостик. Ребёнок должен знать, что у него есть место, где его ждёт защита. Мы, в психологии, называем это "поле безопасности".

- Он должен знать, что в любой ситуации дома его поймут?

- Как бы ни было, в тяжёлой ситуации у ребёнка инстинктивное желание пойти домой и скрыться, защититься. А в некоторых случай - когда родители начинают перегибать палку и требовать от подростка полного подчинения, выполнения своих требований - мостик может быть потерян, и ребёнку тогда некуда идти. Тогда и возникает эта мысль - самая короткая. Она всегда как-то как молния простреливает ребёнка, и он идёт и совершает суицид.

- У меня старший сын учится во втором классе и я наблюдаю такую картину: мамы очень многого требуют от своих детей, болезненно воспринимают их неудачи, позволяют себе прилюдно делать им замечания или критиковать их умственные способности, успеваемость. Всё это они объясняют тем, что не хотят, чтобы дети "разбаловались" - якобы если от ребёнка не требовать, он не будет учиться и не станет человеком. Может ли такое поведение матери привести к суицидальным настроениям у ребёнка в более "радикальном" возрасте?

- Действительно, вина родителей есть, когда они предъявляют завышенные требования не только к учёбе, но и вообще к образованию общему. Ребёнка нагружают с утра и до вечера - это и дополнительные занятия, репетиторство, спорт, ещё что-то. Конечно, хорошо развивать равноценно грамотную личность, которая во всех отношения будет достойна родителей...
 
Но мы должны помнить, что запас психической прочности у ребёнка сейчас не очень-то и большой. У ребёнка может быть умственная составляющая большая по сравнению с детьми в прошлые годы, а вот уровень защитных сил нервной системы может быть совсем маленьким. И тогда, нагружая ребёнка, бесконечно с него требуя, чтобы он успел везде - если родители дают возможность просвещаться, то, конечно, они будут требовать только успехи -  конечно, можно дойти до срыва нервной деятельности.
 
И, к сожалению, сейчас даже в младших классах у детей пропадает интерес к учёбе - нагрузки, требует школа, родители требуют, и ребёнок как между молотом и наковальней. У него просто происходит истощение. Первыми признаками этого являются плаксивость, раздражительность, отсутствие желания учиться. Он понимает прекрасно, что надо учиться, но мотивация значительно снижается. Тогда он начинает предъявлять жалобы, что голова болит, устал, нет настроения. Особенно в весенне-осенний период.

И опять же - дети, в основном, сидят дома. Прежнего уровня насыщения кислородом головного мозга нет. Они у нас из одной аудитории переходят в другую. И пусть даже ребёнку то, чем он занимается, нравится, но он опять сидит. Фактор гиподинамии, кислородная недостаточность - из-за всего этого усвояемость нервной системы ежедневно снижается. Мозг перестаёт усваивать информацию.

Раушан Каримова, доктор психологии о детских суицидах: "Уже среди дошкольников есть случаи депрессии"

- А Вы не думали о том, почему Казахстан лидирует по числу детских суицидов? Вроде бы мы страна с традиционными семейными ценностями...

- Что удивительно. Пишет казахстанская пресса, не знаю, с каких слов, что уровень суицида среди молодёжи самый высокий. Когда я читаю прошлых лет статистику украинских психиатров, они пишут: "Уровень суицидов на Укране самый высокий среди подростков". Когда читаешь российскую литературу - там специалисты-медики пишут, что высокий уровень. В Прибалтике бьют тревогу... Разные данные дают разное понимание. Поэтому я считаю этот показатель не совсем объективным. Показатель уровня суицида вообще зависит от состава населения, то есть мы должны определять - мы же берём на сто тысяч населения, а каждая страна имеет свои возрастные особенности.
 
В одной стране преобладает старое население - как в Японии - в другой стране молодёжь - у нас, например. Поэтому статистические данные могут разниться. Поэтому здесь надо рассчитывать, в какой возрастной группе и в соотношении с общим количесвтом населения. Поэтому я думаю, что не настолько критическая показатель. Мне кажется, его нужно пересчитать и переосмыслить. Хотя, да - мы тоже бьём тревогу.

Недавно мы проводили совместно с акиматом и департаментом внутренних дел Алматы по ряду школ собрания среди родителей, активистов, учителей по профилактике суицидов. Там была озвучена такая статистика: за последние годы по районам города не увеличилось число зарегистрированных самоубийств. Цифра остаётся стабильной. В некоторых районах даже снижается. Но я хочу сказать, что всё равно это не должно успокаивать - каждый случай совершенного суицида должен нас заставлять работать. Мы должны предотвратить.

- А как можно предотвратить? Может быть, стоит в школе проводить исследования, подобные тем, что в университете у себя проводили?

- Что касается школьников - в первую очередь должна семья работать. Чаще всего, всё-таки происходят непонимание, конфликты между родителями и детьми, а в школе просто усугубляются. Родители постоянно должны - ещё раз хочу сказать - несмотря на свою занятость, невозможность постоянно быть с ребёнком, должны быть в курсе его дел. Где он, как он, с кем он. Родители должны всегда внимательно смотреть на настроение ребёнка.

Сейчас депрессия помолодела. Мы её не только у подростков, но даже в младшем школном возрасте видим. Уже и среди дошкольников отмечают случаи депрессии. Но у детей она протекает не так, как у взрослых. Ребёнок бдет механически ходить, учится, выполнять какие-то задания. Но у него нет интереса в глазах, он перестаёт заниматься теми делами, которые его раньше очень интересовали,  у него пропадает желание что-либо делать. Эти признаки должн привлечь внимание родителей - нужно выяснить причину. Мне приходится часто смотреть детей школьного возраста с различными проблемами... В принципе признаки депрессии у многих детей наблюдаются.

Какую бы ошибку ни совершали дети, нужно не наказывать, а понять, как можно проблему решить. Надо помочь ему в консруктивном плане. И ребёнку и нам с вами нужно учиться продуктивным уровням взаимодействия. Например, высокая тревога и у взрослых бывает и у детей. Так вот мы должны отделять продуктивную тревожность и непродуктивную. Когда мы бессмысленно тревожимся, это только вредит. А вот продуктивная тревога должна быть у родителей.

Ну и конечно педагоги должны обратить внимание, поддерживать. Бывает, что одно неосторожное слово учителя в классе, унижающее достоинство ребёнка, которое потом поддерживается подростками - народом в общем-то жестоким немножечко - делают из ребёнка изгоя. Невозможность вынести это оскорбление уже может привести к трагедии при непонимании со стороны родителей или такой, знаете, глухой стене между ними. Довольно часто бывает, что родители всё предоставляют, вплоть до того что привезут-увезут и в школу, и на различные мероприятия - считается, что эти родительская функция выполнена. На самом деле, нужно с ребёнком говорить, общаться, и если вы считаете, что он абсолютно не прав, даже если вас его поступок злит и раздражает, вы всё равно должны поддерживать уровень доверия, который позволит ему выйти из ситуации, не пойти на крайний шаг.

В избранное
Нравится





Поделиться

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизироваться.


Комментариев пока нет.

полезные номера
Самое интересное, топ 5
день неделя месяц

Рассылка событий

Будь в курсе последних событий.
Новости “ИА ”ТоболИнфо”

Календарь новостей