mobile menu Меню
Рубрики новостей

Под Анракаем казахи сломали хребет Джунгарскому ханству print

27.08.2015 365 просмотров

Интернет-редакция Kazpravda.kz продолжает серию материалов, посвященных 550-летнему юбилею образования Казахского ханства. Наш сегодняшний гость – Зиябек Кабульдинов, доктор исторических наук, профессор Евразийского национального университета им. Гумилева, автор многочисленных статей, научных работ. В текущем году выйдет уже третье издание разработанного им школьного учебника по истории Казахстана для учеников 8-го класса.

Разговор с собеседником пойдет про один из непростых и в то же время героических периодов государства – казахско-джунгарскую войну, длившуюся с перерывами сто с лишним лет. Мы не будем зацикливаться лишь на самом конфликте, а расскажем о его предыстории, поствоенном состоянии, теми, кто стоял за ширмой, и даже порассуждаем, как развивалось бы наше государство, не будь ойратского нашествия. 

– Зиябек Ермуханулы, начнем с того, что Казахским ханством изначально могли управлять только чингизиды – потомки Джучи. Предъявлялись ли джунгарами претензии на нашу страну, с точки зрения, так сказать, "восстановления исторической справедливости"? Ведь джунгары являлись одним из монголоязычных народов.

– Знаете, вопрос этнической составляющей того народа, который назывался монголами во времена Чингисхана и нынешних монголов, а также тюрков, до сих пор является дискуссионным. В последнее время большая часть профессиональных историков и исследователей, основываясь на изучении целого комплекса источников: текстовых документов, монет, имен, топонимики, родовых тамг и прочих, приходят к выводу, что войско Чингисхана было в основном тюркоязычным. Учитывая, что большинство каменных стел Монголии содержат тюркоязычное содержание, то больше убеждаешься в этом. Монголы той эпохи были тюрками. Вопрос о том, кем на самом деле был сам "Потрясатель Вселенной" – монголом или тюрком, также остается открытым. Не зря даже журналисты и писатели об этом начали говорить… 

Смогли бы "монголы", которых в  XIII веке имелось менее миллиона человек, покорить такую огромную территорию без помощи гораздо более многочисленных тюрков? Почему потомки великого завоевателя правили казахской степью на протяжении шести сотен лет и их ханское право никогда не оспаривалась со стороны кыпчакоязычного населения? Отчего в русском языке практически нет монголоизмов, зато полно тюркизмов? 

Что касается джунгар XVII–XVIII веков, то они не имеют прямого отношения к племенам Центральной Азии периода Чингисхана и предъявлять претензии на территорию Казахского государства, мотивируя это тем, что наши степи входили в состав улуса Джучи, они никак не могли. Более того, джунгары практически не имели над собой правителей-чингизидов и с большим уважением относились к казахским потомкам Чингисхана, даже во времена боевых действий. Показательный пример: когда Абылай в 1741–1743 годах находился в их руках, он считался почетным пленником и отношение к нему было соответствующим. Джунгары знали, кого держат.

Основная же причина джунгарских набегов заключалась в расширении жизненного пространства, захвате новых пастбищ, военной добычи, увеличении податного населения, контроле над торговыми путями и пополнении количества рабов – Джунгарское государство практиковало торговлю людьми. Совершением набегов нередко занимались и сами казахи, и волжские калмыки, и башкиры, и ногайцы, и кыргызы – кочевые и полукочевые народы. 

Джунгарское ханство занимало относительно небольшое пространство, и для того, чтобы прокормить миллион своего и полмиллиона податного населения, совершать набеги на соседей, для них это было необходимостью. Соответственно, там выработался специфический  – военный – уклад жизни, джунгары обладали хорошей мобилизацией. 

джунгары.png

Джунгария 1720 года. Фото с сайта dic.academic.ru

 –  Почему мы в самом начале не пресекли на корню джунгарскую экспансию? Ойраты были более дисциплинированны, но ведь наше государство имело большую численность и, соответственно, могло выставить больше воинов. По летописям, Казахское ханство при Касыме (начало XVI века) обладало мощью в 300 000 всадников.

–В обыденном сознании – и даже у профессиональных историков –закрепилось мнение, что джунгары являлись кровными, непримиримыми врагами казахов. Однако это не совсем так. Отношения между государствами состояли не только из войны. Мирных лет было гораздо больше, существовала взаимная торговля, заключались браки, как династийные, так и между простым населением. Ханы Абулхаир, Нуралы, Абылай имели по несколько калмыцких жен. 

У многих современных казахов, если покопаться в их генеалогическом древе, обнаружатся джунгарские предки. Даже Кенесары – последний из наших могущественных ханов, которого Лев Николаевич Гумилев называет самой сильной пассионарной личностью в истории казахского народа, происходил от токалки-калмычки (был правнуком хунтайджи Галдан-Цэрена – Ред.). К слову, тургайский военный губернатор Мейер – жесточайший враг Кенесары-хана –уважал его, наделив эпитетом: "Храбр донельзя". "Примесь" кровей двух воинственных, достойных друг друга противников и соседей давало такое потомство, что казахи вплоть до XIX века приговаривали "Катынды алсан, калмактан ал" (Если берешь жену, приводи калмычку).

По историко-этнологическим экспедициям по Омской области я помню один материал, собранный на территории Одесского района, аула Кудук Шилик. Во время одного из столкновений с джунгарами казахи захватили большое количество пленных, в том числе и лекаря по имени Жумба. В знак благодарности за то, что он вылечил одного из тяжелораненых батыров, казахи дали ему земельный надел, скот, женили его. Целитель жил отдельным хозяйством, который казахи называли просто "Аул Жумба". Впоследствии селение стало называться Даригер (врач в переводе с казахского – Ред). Сейчас у аула другое название, он находится в Одесском районе Омской области России. Этот пример показывает, что джунгары свободно и гармонично вкрапливались в казахское общество. 

Многие топонимы, гидронимы в стране, в частности, в Алматинской области, тот же Боралдай – джунгарские. В Казахстане живут много потомков калмыков, растворившихся среди казахов.

Не стоит забывать и о внешних факторах. Китай всеми силами старался отвести от себя острие калмыцкой пики и, соответственно, направлял ее на другие народы. Другая соседняя империя проводила аналогичную политику стравливания уже в отношении казахов, что зафиксировано в документах той эпохи. Когда в 1716–1720 годах по правобережью Иртыша началось строительство военных укреплений, джунгарам ("Мы эти земли завоевали у казахов") рассказывали, что форты возводятся против казахов, а нам в свою очередь ("Это наши исконные территории, здесь лежит прах предков") говорили обратное. 

Что касается непосредственно Казахского ханства, то пресечь, как вы выразились, на корню первые походы калмыков в XVII веке мешали следующие факторы: огромная протяженность государства, малое количество населения с учетом масштабов страны, родственные связи отдельных казахских чингизидов, биев, батыров с джунгарами и волжскими калмыками. 

– Тем не менее в XVIII веке набеги принимают уже угрожающие формы. 20-е годы столетия – это "Актабан шубырынды" ("Время великих бедствий"), период самых разрушительных ойратских походов. С чем связана их активизация в это время?

– Усиление названных ранее факторов, а также перемирие, заключенное между Китаем и Джунгарским ханством в 1722 году. Военизированному населению нужно было куда-то деваться, и оно пошло в нашу сторону большими силами. 

В последние годы в стране проделывается большая работа по исследованию деятельности батыров, если ранее мы досконально знали о достижениях всего 10–15 казахских военных деятелей, то сейчас хорошо изучена биография сотен, а возможно, и тысяч батыров. 

И здесь удивляться чему-то не стоит, XVIII век – это расцвет казахского рыцарства. Жизнь обязывала быть воином, если у тебя нет сабли, пики и доспехов, значит, ты не обладаешь правом голоса на собраниях. На курултае вооруженный юнец не уступал место взрослому, но безоружному мужчине, для которого это было позором. Когда про определенного человека говорят: "Его предок в седьмом поколении был батыром", то никто не привирает. Большой воин найдется в шежире практически любого нынешнего казаха.

Быть батыром заставляло само время, если ты не умеешь драться, на твоих глазах заберут твой скот, имущество, уведут жену и детей, а самого сделают рабом. 

Степной образ жизни сам по себе предрасполагает к выработке воинских навыков. Ты находишься в постоянном движении, на лошади, дышишь чистым воздухом, ешь натуральную пищу, пьешь чистую воду и целебный напиток кумыс. Скот и землю нужно охранять беспрестанно – от воров, волков и беспокойных соседей. Все игры и спортивные ристалища казахов являлись, по сути, боевой тренировкой молодежи. 

Все это пригодилось во времена джунгарских набегов. 

– Сколько людей погибло в период "Актабан шубырынды"?

– Точных данных нет, где-то идет преувеличение, где-то приуменьшение. Мухамеджан Тынышпаев приводит цифру в один миллион человек. К аналогичному выводу пришел и еще один алашский деятель Кошке Кеменгер. Думаю, такие потери могли быть возможны. Причем большая часть населения погибла от сопутствующих войне факторов: голода, холода, болезней, угона в плен. 

Сколько это от общего количества казахов того времени? Наверное, половина. По российской переписи населения 1897 года казахов было около четырех миллионов. На момент октябрьского переворота алашская интеллигенция насчитала уже 6 миллионов. Такой разброс связан с тем, что в переписи конца XIX века многие казахи скрывали точное количество своих детей в силу существовании такого интересного обычая, как страха сглаза. 

Таким образом, можно предположить, что в XVIII веке в казахской степи жили 2–2,5 миллиона. 

Да, как вы правильно заметили, если прежние отношения между двумя кочевыми государствами чередовались мирными и военными годами, то с 1723 года началась отечественная война казахов против джунгар. 

– Олжас Сулейменов в одной из книг приводит такой случай со своим предком Олжабай-батыром. Видя разобщенность казахов на военном совете, он велел поймать змею и на глазах всего воинского круга откусил ей голову, сказав следующее: "Мы оторвем голову джунгарскому дракону только тогда, когда будем едины как эти зубы". Исследователями множество раз отмечалось, что казахские военачальники зачастую не могли прийти к общему мнению, спорили, каждый тянул одеяло на себя. Откуда эта разобщенность?

–  Казахи действительно были очень восприимчивы к словам, необходимо было найти емкую формулировку. В 1710 году Богенбай-батыр воодушевил на ратный подвиг воинов такой короткой фразой: "Робели ли когда-либо сыны равнин кыпчакских?" Эту информацию до нас довел известный российский исследователь Гавердовский, оставивший капитальный труд по истории казахов в 1803 году.

богенбай.png

Богенбай-батыр. Фото с сайта vikant.ucoz.ru

Дробление казахских скотоводов-кочевников, населявших огромные пространства, связано с хозяйственно-экономическими условиями. Богатство – это скот, чем его больше, тем ты сильнее и могущественнее. Для повышения поголовья домашних животных было необходимо увеличивать количество пастбищ. На одном месте находиться нельзя, скот все вытопчет и съест. Из-за этого нашими предками был изобретен уникальный принцип дробления, когда кровные и даже близкие родственники жили и хозяйствовали на расстоянии нескольких сотен километров друг от друга.

Но весной и осенью – во время перекочевок – все встречались между собой на тоях, тризнах, асах, свадьбах. Каждый род выставлял своего акына, шешена, батыра, палуана, едока мяса. Каждый из них хотел доказать превосходство над соперниками и получить уважение для своего рода, что, опять же, могло способствовать улучшению хозяйственных условий. И для одного рода мнение другого указом не было. 

Однако все подчинялись сословию торе или чингизидам, такова, в принципе, и была их роль в разноплеменном казахском социуме. До внешнего вмешательства, когда казахам стали подсовывать откровенно слабых правителей в целях дискредитации верховной власти, у нас практически не было слабых ханов и в прямом и в переносном смысле слова. Как вам известно, трон в казахской степи не наследовался, хана выбирали из соответствующего сословия по его морально-волевым и прочим качествам. 

Власть должна была принадлежать сильному в физическом отношении человеку, который в состоянии сидеть на коне и лично командовать войском, дипломату, полиглоту, оратору, умеющему играть на домбре, обладающему недюжинной мужской силой. Тот же Абылай в молодости участвовал в поединках, у него было 12 жен (это не считая наложниц), родивших ему 70 детей. Он лично составил 20 кюев. 

Вторым объединяющем фактором для казахов являлось наличие опаснейшей внешней угрозы. В частности, как раз нашествие 1723 года. 

– Оправившись, казахи одержали две крупные битвы над ойратами – у Буланты (1728 год) и под Анракаем (1730 год). Можно ли сказать, что именно эти успехи остановили экспансию, причем коренным образом?

– Да. Оба названных сражения позволили сломать спинной хребет Джунгарскому государству. В Анракайской битве как раз и было собрано общенародное ополчение, в которое вступили представители всех казахских племен – вплоть до Каспия и Волги, от Ташкента до Тары – это город на севере современной Омской области. Каждый род считал для себя делом чести пойти на эту войну. 

В ней принял участие и мой седьмой предок – Байболат-батыр, отправившийся под знамена единого казахского войска с территории нынешней Омской области. В 2014 году мы возвели в честь его 320-летия памятник. Кстати, он, по нашей генеалогической таблице и преданиям, внучатый племянник основателя Джунгарского ханства Батура, сестра Батура Толке – бабушка Байболата. Поэтому большинство омских казахов-кереев называют "толке-кереями", по имени женщины! И в царское время волость называли именно так – "Толке-Курсары-Керевская волость". Под таким названием она значится во всех документах XVIII–XIX веков, вплоть до 1875 года, когда волость была переименована на Покровскую Омского уезда Акмолинской области.

Известные российские исследователи Среднего и Младшего жузов Алексей Левшин и Андреев – авторы книги "Описание киргиз-кайсаков Средней Орды" называют известного батыра Бердыкожу из рода Шанышкылы одним из активных участников тех сражений. Казалось бы, зачем жителю южного Казахстана воевать на востоке страны? 

Тому же Абулхаиру жилось совсем неплохо в районе современного Оренбурга. Тогда почему он пошел и бился за несколько тысяч километров от своего края – отвоевывал у джунгар священный город Туркестан и гнал их прочь? Да, разобщенность в определенных моментах у казахов наблюдалась, но общее национальное самосознание: "Менин жерим", "Меним елим","Менин улы далам" пересиливало. 

– Какое количество ополчения было собрано перед Анракайским сражением?

– Точных данных опять же нет, однако, основываясь на исследованиях того же Мухамеджана Тынышпаева, можно предположить о 100 000 сарбазах. Тогда на поле брани легло 10 000 джунгар – весьма внушительная цифра. А ведь военные действия в степи отличаются от боев у городских стен. Сторона, которая понимает, что проигрывает, имеет возможности для ухода, спасения своей живой силы. 

Анракайское сражение. Фото с сайта khabar.kz

Поле Анракайской битвы назвали "Калмак кырылган" ("Место, где были вырезаны калмыки"). После этого крупных 
набегов в казахскую степь они больше не предпринимали, если не считать похода 1741–42 годов, совершенном при попустительстве российских крепостных начальников Иртышской линии. 

В 1745 уже в самом Джунгарском ханстве начались внутренние раздоры, а это прямой признак упадка. Абылай проводил искусную дипломатию, принимал одну междоусобную сторону калмыков, затем другую, тем самым расшатывая ситуацию. В их ослаблении напрямую были заинтересованы лишь мы, наступавшие с востока и запада мощные державы, напротив, стремились сделать так, чтобы казахско-джунгарская война продолжалась постоянно. Ни одна из империй не хотела возвеличивания Казахского либо Джунгарского ханств за счет уничтожения одного другим. Им нужна была слабая степь, для последующего ее захвата с как можно меньшими для себя потерями. Что в дальнейшем им в общем-то и удалось сделать. 

После Анракая, к сожалению, началось брожение внутри казахов. Абулхаир как верховный главнокомандующий и представитель торе надеялся на титул всеказахского хана, однако ему в этом было отказано. Обидевшись, он, ни с кем не согласовав, даже со своим близким окружением, направляет прошение о принятии российского подданства, надеясь таким образом получить верховную власть в степи.

Нужно понимать, что каждая сторона по-разному понимала данный шаг. Абулхаир, принимая подданство, прежде всего, подразумевал военный союз. В истории человечества никто и никогда от своей государственности в добровольном порядке не отказывался. Независимость только ликвидируется. Для империи оказалось достаточно одной подписи…

– Принципиальный момент: казахи сами выиграли войну против джунгар, не так ли? Несмотря на обратные утверждения, которые на протяжении долгого времени были у нас приняты на официальном уровне. 

– Совершенно верно. В советской историографии подчеркивалось, что лишь принятие подданства спасло наш народ от тотального уничтожения джунгарами. Ничего подобного! Наоборот, как я уже отмечал, сохранились исторические документы, в котором чиновникам прямо указывалось максимально стравливать казахов и джунгар друг с другом, казахов на волжских калмыков, башкир на казахов, если кто-то из них оказывался непослушным. 

– И китайцы в 50-х годах XVIII века приняли решение уничтожить ойратов только тогда, когда поняли, что они больше не представляют для них интереса?

– Правильно. Что было потом? До 1781 года – смерти Абылай-хана – в степи была хорошая сытная жизнь. Собиратель устного народного творчества Машхур Жусуп Копеев отмечал, что во время правления Абылая казахи были настолько богаты, что иметь двух и более жен мог каждый второй. 

Русский историк Гавердовский, владевший казахским языком и побывавший в 1803 году на территории Младшего жуза, также подтверждает хорошие условия в степи в середине XVIII века: тот, кто имел "всего" 100 лошадей и 1 000 овец, считался бедняком! 

При Абылай-хане наблюдался подъем, активно развивалось кузнечное дело, землепашество, сенокошение, правитель специально выписывал косцов из России. Города и земледелие у нас были и до этого. Только в одном Нуро-Ишимском районе находилось около десятка городов. В 1816 году горный инженер Иван Шанги обнаружил их развалины. Я сам видел оригинал его карты в Российском военном историческом архиве, где он зафиксировал эти города.

Мало кто мог подумать, что в будущем ханству придет конец. С введением в 1822 году "Устава о сибирских киргизах" и в 1824 году "Устава об оренбургских киргизах" казахская государственность была ликвидирована. Почти на 170 лет.

– Зиябек Ермуханулы, как известно, история не знает сослагательного наклонения. Тем не менее давайте представим ситуацию: Казахстан не подвергся джунгарской экспансии. Что было бы в этом случае, как развилась страна?

– Мы имели бы больше земли и народа. Казахи не потеряли бы огромную территорию к северу от нынешних границ, в районе Новоишимского района, равную современным ЮКО или Венгрии. Но наша страна верна межгосударственным договорам и никому не предъявляет территориальных претензий.  

К моменту прихода в степь империи мы были бы лучше подготовлены: в арсеналах имелось бы весомое количество пушек и огнестрельного оружия. Порох у нас уже научились изготовлять, пусть и плохого качества. 

Как выглядело бы Казахское ханство в XIX веке, не случись джунгарского нашествия, можно представить на примере Букеевской орды. Вам известно, что Жангир-хан заселил 50 000 гектаров земли насаждениями, создав свой "Зеленый пояс"? Он первым в казахской степи открыл Оружейную палату, повсеместно создавал школы, обучал своих подданных торговле. Русским купцам Жангир личным имуществом гарантировал безопасные маршрут и пребывание с торговыми целями в Букеевской орде. Он ввел рыночные отношения, активно занимался духовным и нравственным воспитанием молодежи, отправляя лучших в учебные заведения Казани, Москвы и Санкт-Петербурга. Устраивал для народа фейерверки, привозил в степь зоопарки, при нем казахи впервые сыграли в бильярд. В общем, как мог, старался модернизировать страну. 

Похожие условия могли наблюдаться и во всем Казахском ханстве, не испытай оно джунгарских набегов и не помешай другие соседи. 

Тем не менее произошло так, как произошло. Глава государства Нурсултан Назарбаев говорит: "Наша история уникальна, и нам ни перед кем не должно быть стыдно". А казахам и в самом деле ни перед кем не стыдно – мы не захватывали чужие земли, своей хватало. Никому не устраивали геноцид, никого не встречали плохо во времена депортации, делясь последним куском хлеба. И на нас нет вины за жесточайшие национальные трагедии XVIII–XX веков, которые все были организованы со стороны. 

Бравировать своим шежире нужно не от лишней праздности или гордыни, а ради сохранения исторической памяти. Любой, кто начнет исследовать семейное древо, найдет сильную личность, пользовавшегося в свое время успехом и уважением: бия, батыра и т.д. Забитого беспросветного крепостного крестьянского существования на протяжении многих поколений у нас не было и в помине. Так же как и не было рабства среди казахов.

Французский философ Монтескье, отмечая большое количество сильных государств, созданных в разные времена тюрками, писал, что единственное, чего не хватило нашим предкам, – это своих профессиональных историков для прославления их деяний…

К сожалению, ментальность народа за последние двести лет изменилась в худшую сторону. Русские и западноевропейские исследователи многократно подчеркивали верность казахов того периода своему слову, на чем, кстати, приезжавшие в степь торговцы хорошо наживались. Известны случаи, когда казахи возвращали долг детям уже умершего кредитора, говоря: "У меня аманат" (обещание, долг).

А что сейчас? Умеют ли все наши мужчины отвечать за свои поступки? 

В степи не было самоубийств. Те, кто думали наложить на себя руки, знали, что их похоронят отдельно от других и оставят без поминок, памяти, с одинокой отдельной могилой. Мы были сверхгостеприимны, считая всякого иностранца посланником Бога. У нас был культ старшего поколения, культ семьи, большого количества детей от разных жен.

Конечно, мир меняется, и никто не призывает возвращаться к патриархальному строю. Но почему бы нам не усилить свои традиционные качества? Воинский дух, мощное воспитание молодежи, большая духовность, почитание обычаев и религии, уважение и беспрекословное подчинение старшим, помощь нуждающимся всем миром – асаром, отсутствие кровосмешения. Казахи не бросали стариков и детей на произвол судьбы, вдове погибшего не грозила голодная смерть из-за утери кормильца – она оставалась в роду мужа, о ней и ее детях заботились.

Нам есть чем гордиться: толерантностью, миром, гостеприимством, современными экономическими, культурными, спортивными успехами, Астаной. Однако изучение родной истории также очень важно для казахов. В том числе для дальнейшего развития, вхождения в разряд 30 передовых государств планеты и решении других озвученных стратегических задач.

В избранное
Нравится





Поделиться

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизироваться.


Комментариев пока нет.

полезные номера
Самое интересное, топ 5
день неделя месяц

Рассылка событий

Будь в курсе последних событий.
Новости “ИА ”ТоболИнфо”

Календарь новостей