mobile menu Меню
Рубрики новостей

Совершенствуя судебную систему print

08.09.2015 457 просмотров

В настоящее время в республике активно осуществляются институциональные реформы по Плану нации «100 ша гов: «Современное государство для всех». В соответствии с реформой «Обеспечение верховенства закона» предусмотрено 19 конкретных шагов в сфере совершенствования правовой системы Казахстана. Большая часть из них посвящена реформированию национальной судебной системы, передает сайт Верховного суда РК.

Ключевые приоритеты работы национальной судебной системы были обозначены Президентом Республики Казахстан еще на прошедшем в ноябре 2013 года VI Съезде судей. Это последовательное совершенствование законодательных и процессуальных норм деятельности судов, совершенствование судоустройства, активное внедрение альтернативных способов разрешения споров и конфликтов, обеспечение доступности правосудия, повышение профессионализма судебного корпуса. Эти приоритеты нашли свое непосредственное воплощение в целевых шагах институциональной реформы. 

Национальной комиссией по модернизации выделено два основных вектора реформ. Один из них направлен на модернизацию судопроизводства в стране. Второй – на совершенствование системы отбора и назначения судей. В этих направлениях принято решение осуществить ряд мер. Все они прямо затронут работу судов в регионах. 

Так, в ближайшее время будет произ­ведена оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию. Намечен переход от пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой. При ней районные, городские и приравненные к ним суды будут осуществлять судопроиз­водство первой инстанции, в областных судах будет сосредоточена апелляционная инстанция, в Верховном суде РК – кассационная инстанция.

Во многом такой переход обусловлен вполне обоснованной критикой существующей системы, когда в одном и том же областном суде находится и апелляционная, и вышестоящая по отношению к ней кассационная инстанция. При этом поскольку кассационная инстанция фактически выполняет функции надзора, логично выглядит передача этих функций Верховному суду. Это соответствует также и международной практике других стран сис­темы континентального права, к которой принадлежит и Казахстан, по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов.

Усиление роли апелляционных инс­танций на местах означает и усиление их ответственности. Для повышения эффективности их работы предлагается применение коллегиального рассмотрения дел. При этом в зависимости от сложности и в целях процессуальной экономии гражданские дела, рассмотренные в упрощенном порядке и в приказном производстве, то есть при отсутствии спора, а также уголовные дела о преступлениях небольшой тяжести будут рассматриваться единолично.

Будут также пересмотрены парамет­ры кассационного обжалования в Верховном суде. Например, ограничение подсудности предлагается по уголовным делам небольшой тяжести и административным делам, пересмотр которых должен будет производиться через органы прокуратуры, а гражданские дела упрощенного и приказного судопроизводства должны находить свое окончательное разрешение на уровне областей. Считаю, области готовы справиться с такой задачей. Помимо этого, в соответствии с устоявшейся мировой практикой будут установлены ограничения по суммам исков, дела о которых будут подсудны кассационной инстанции, а также определена государственная пошлина. Это делается также для того, чтобы не содействовать нынешней практике умышленного затягивания дел стороной, не обладающей правовой аргументацией.

С другой стороны, одним из шагов реформы является создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам. Для рассмотрения инвес­тиционных споров образуется специа­лизированный судебный состав в суде города Астаны, а для разрешения споров с участием крупных инвесторов – инвестиционная коллегия Верховного суда РК. Помимо этого, в рамках финансового центра Астаны, в соответствии с Указом Главы государства, создается специализированный финансовый суд. Он не входит в судебную систему страны и будет действовать в особом статусе, на примере суда Дубайского финансового центра (Объединенные Арабские Эмираты). Также в Астане будет создан международный арбитражный центр (AIFC) на примере международного арбитражного центра в Дубае. Он планируется как единый арбитражный центр для оперативного и эффективного рассмотрения коммерческих и хозяйственных споров.

Дело в том, что проведенными в прошедшем году исследованиями было установлено, что действующие в стране арбитражные и третейские суды зачастую разобщены, не имеют единой сети, базы данных, слабо ориентированы на международный опыт. Создание международного центра станет мощным стимулом для их развития и обеспечения альтернативных способов разрешения споров, а также фактором уменьшения нагрузки на судебные органы и снижения уровня конфликтности гражданского общества.

Следующий шаг судебных реформ – сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам. Внесением соответствующих поправок в Гражданский процессуальный Кодекс РК будут сокращены случаи обязательного участия прокурора в гражданских судебных делах. Это позволит, с одной стороны, обеспечить дейст­вительную состязательность сторон как принцип гражданского судопроизводства, а с другой стороны, сосредоточить внимание органов прокуратуры на приоритетных направлениях прокурорского надзора.

Важный шаг институциональных реформ, подтверждающий приверженность Казахстана мировым традициям демократии и верховенства права, – расширение области применения суда присяжных. В настоящее время выработаны конкретные предложения по расширению области применения судов присяжных по пяти сос­тавам особо тяжких преступлений и законопроект об этом внесен в Парламент страны. Актуальной задачей по реализации указанного шага является обеспечение судов всеми местными исполнительными органами постоянно обновляемыми списками граждан для участия в суде присяжных, потому что с подбором присяжных существуют определенные проблемы. 

Одним из важнейших шагов реформы является ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. В этом направлении приняты согласованные решения по совершенствованию механизма отбора кандидатов. Предлагается повысить до 30 лет возрастной ценз для кандидатов в судьи, при этом не менее 5 лет их стажа должны быть связаны с непосредственным участием в судебных процессах. Фактически существующий возрастной ценз в 25 лет едва ли кем всерьез воспринимается. При сдаче профессиональных квалификационных экзаменов для кандидатов дополнительно будет внедрена система ситуационных тестов и психологического тестирования. Кандидаты будут проходить перед решением вопроса о назначении их судьями годичную стажировку в действующих судах. А пос­ле назначения молодые судьи будут проходить еще и годичный испытательный период. 

Помимо этого, в числе новелл также сокращение срока действия квалификационного экзамена с 5 до 3 лет, привлечение СМИ к работе общественных советов при рекомендации судей на вышестоящие должности, онлайн-трансляции пленарных заседаний областных судов при обсуждении кандидатов в судьи. Для обеспечения принципа меритократии, то есть продвижения по принципу профессионализма, будут установлены требования о наличии для кандидата в судьи областного суда не менее 5 лет стажа работы судьей районного и приравненного к нему суда.

Предлагается также преобразовать действующий Высший судебный совет в постоянно действующий орган с самостоятельным штатом работников. Во многих развитых странах, например, Франции или Италии, такой орган наполовину состоит из судей, а наполовину – из прокуроров, адвокатов, правоведов, юридической общественности. На определенный период члены таких советов освобождаются от своей основной работы и занимаются исключительно вопросами кадров для судебной системы. Внедрение такого опыта у нас имело бы положительный результат.

Для соответствия судопроизводства современнейшим требованиям внедряется аудиовидеофиксация всех судебных процессов. В целях исключения приостановки записей или редактирования материалов вносятся соответствующие изменения в программное обеспечение технических комплексов. Система АВФ будет интегрирована с разделом «Судебный кабинет» на сайте Верховного суда РК, что позволит гражданам – участникам процессов дистанционно просматривать и скачивать записи заседаний судов.

Важным направлением внедрения АВФ является обеспечение судебных процессов видеоконференц-связью со следственными изоляторами и учреждениями уголовно-исправительной системы. Это приведет к экономии бюджетных средств на конвоирование и исключению других рисков, в том числе побегов и несанкционированных контактов осужденных, а также повышению безопасности процессов. Напомню, что в городе Житикаре Костанайской области дислоцировано единственное в республике учреждение чрезвычайной опасности, где содержатся лица, приговоренные к пожизненному лишению свободы.

В ближайший период реализация институциональных реформ примет масштабный и предметный характер. Уверен, национальная судебная система имеет четкое видение путей реализации всех поручений Главы государства и готова к осуществлению конкретных шагов по обеспечению верховенства закона.

В избранное
Нравится





Поделиться

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизироваться.


Комментариев пока нет.

полезные номера
Самое интересное, топ 5
день неделя месяц

Рассылка событий

Будь в курсе последних событий.
Новости “ИА ”ТоболИнфо”

Календарь новостей