mobile menu Меню
Рубрики новостей

Кадровые перестановки в Казахстане закончатся к 6 июля print

22.06.2016 470 просмотров

В Казахстане началась традиционная кадровая чехарда. Президент республики Нурсултан Назарбаев, подобно гроссмейстеру, меняет местами фигуры на политическом поле, пытаясь добиться наиболее эффективной конфигурации, сообщает regnum.ru.

С каждым годом эта задача становится все сложнее, поскольку старых и проверенных временем и невзгодами соратников становится все меньше в силу их возраста, а найти среди молодого поколения умных, а главное преданных людей, достаточно сложно.

В итоге, некоторые чиновники спустя несколько лет возвращаются на должности, которые ранее уже занимали.
Наглядным примером служит сегодняшняя рокировка: 21 июня спикера Мажилиса (нижняя палата) парламента Бактыкожу Измухамбетова выбрали председателем общественного объединения «Организация ветеранов», а руководителя Администрации президента Нурлана Нигматулина отправили депутатом в Мажилис парламента с прицелом на должность спикера (которую он уже занимал в 2012—2014 гг.).
Акима (мэра) Астаны Адильбека Джаксыбекова назначили руководителем Администрации президента, где он уже работал в 2004 — 2008 г.г.
Место акима Астаны занял теперь уже бывший министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев, который в разные годы был вице-министром индустрии и торговли, министром индустрии и торговли, а также министром индустрии и новых технологий. Его министерское кресло досталось вице-министру по инвестициям и развитию Женису Касымбеку, который успел к этому моменту поработать вице-министром транспорта и коммуникаций и министром транспорта и коммуникаций.

Для завершения процесса осталось назначить нового заместителя новому министру индустрии и новых технологий.
По мнению казахстанского политолога, главного редактора энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане» Данияра Ашимбаева, кадровая чехарда в стране если и продолжится, то завершится в аккурат ко дню столицы, который отмечается 6 июля. О рокировках в высших эшелонах власти республики и их причинах Ашимбаев рассказал в интервью корреспонденту ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Данияр, скажите, с чего вдруг изменился политический расклад?

Ситуация в стране в поствыборный период (в марте текущего года в Казахстане прошли выборы депутатов в нижнюю палату парламента — прим. ИА REGNUM ) охарактеризовалась резким обострением обстановки: это и митинги против поправок в Земельный кодекс, и теракты в Актюбинске, и увеличение градуса социального недовольства.
Причем причины, по которым люди вышли на митинг, были несколько запоздалыми и неправильными. Поскольку люди митинговали против поправок, которые дают иностранцам право приобретать в Казахстане земли. Но таких положений не было ни в старом Земельном кодексе, ни в новом.
Второй момент недовольства — против частной собственности на землю. Но это право было узаконено еще в 2003 году. Поэтому вот эта апрельско-майская волна митингов прошла с большим опозданием и произвела впечатление некой организованной кампании, которая усугубила настроения в казахстанском обществе по итогам прошедших выборов.
И хотя выборы в стране прошли четко и организованно, но они были без лишней конкуренции. Тем не менее, элементы теневой организации митингов с целью давления на власть все-таки имели место.
С другой стороны, к ситуации, которая обострила общественно-политическую обстановку в стране, привели многие ошибки правительства, парламента, акиматов и других госструктур. В результате ситуация сильно накалилась. По этой причине на введение поправок в Земельный кодекс был объявлен мораторий и была создана специальная Комиссия по земельным реформам, которая должна была заняться разъяснением норм законодательства, вызвавших отторжение в обществе.
При этом, как мы видели, в этой работе активно принимали участие члены правительства и премьер-министр, которого в последнее время не было видно на публике, активизировался президент, активизировались отдельные депутаты. А вот парламент нового созыва, как политический институт, из поля зрения фактически исчез. Хотя именно он должен был поднимать наиболее острые вопросы, критиковать правительство и предлагать какие-то меры по решению имеющихся проблем.

ИА REGNUM: То есть вы хотите сказать, что освобождение Нурлана Нигматулина от должности руководителя Администрации президента и его регистрация в качестве депутата Мажилиса напрямую связаны с земельными митингами и терактами в Актюбинске?

Прежде всего — да. Потому что теперь уже бывший спикер Мажилиса — Бактыкожа Измухамбетов — во всех этих ситуациях никак себя не проявил. Кроме того, в последнее время его стали довольно часто критиковать за работу в бытность его акимом Западно-Казахстанской области (в 2008—2012 гг. — прим. ИА REGNUM ) и акимом Атырауской области (2012−2016 г.г. — прим. ИА REGNUM ). И, скорее всего, президент принял решение об отставке Измухамбетова с поста спикера Мажилиса, хотя его выдвижение на эту позицию в свое время (в марте 2016 года — прим. ИА REGNUM ) имело определенную логику — соблюдение регионального баланса в политических кругах Казахстана, наличие представителя кланов Западного Казахстана в парламенте и т. д. Но Измухамбетову не хватило ни веса, ни авторитета, ни политической воли для полномасштабной работы в Мажилисе по всем направлениям.


Нигматулин же известен и как кадровик, и как политический организатор, и как опытный политик — он был и первым заместителем руководителя партии «Нур Отан», а также возглавлял Администрацию президента. Кроме того, он уже когда-то достаточно неплохо руководил Мажилисом. Его выдвижение преследует цель усилить парламент, поднять уровень его работы и усилить влияние нижней палаты парламента на правительство, а также укрепить взаимодействие между парламентом и правительством, которое, к слову, не ругает сейчас только ленивый.

ИА REGNUM: Можно ли из этого сделать вывод, что назначение Измухамбетова на пост председателя «Организации ветеранов» означает закат его политической карьеры?

Вы знаете, «Организация ветеранов» — это такое объединение, которое политическую карьеру уже не подразумевает. Единственное исключение — это Сагадат Нурмагамбетов, который в 1989 году был председателем Казахского республиканского совета ветеранов войны, труда и Вооружённых Сил, а затем в 1992 году был назначен указом президента министром обороны республики. Но тогда нужен был авторитетный и опытный генерал, поэтому этого уважаемого аксакала и выбрали. Остальные же председатели такую карьеру сделать не смогли. Безусловно, двери на политический олимп для председателей «Организации ветеранов» не закрываются, но фактически, на мой взгляд, Измухамбетов ушел не на самую лучшую позицию.

ИА REGNUM: Почему на пост руководителя Администрации президента был назначен Адильбек Джаксыбеков?

Данная кандидатура подразумевает усиление координации между различными структурами законодательной и исполнительной власти. Джаксыбеков, будучи руководителем Администрации президента в первый раз, проводил именно такую политику. При этом он мог эффективно сглаживать конфликты внутри всех властных структур. Приход Джаксыбекова на эту должность означает то, что президент выбрал наиболее мягкий сценарий, поскольку Джаксыбеков неконфликтный человек, который сможет консолидировать президентскую команду.

ИА REGNUM: А почему не назначили на этот пост премьер-министра Карима Масимова, который тоже уже был руководителем Администрации президента?

К работе правительства имеются большие претензии. И эту миссию Масимов должен довести до конца. Если бы его назначили руководителем Администрации президента, это было бы воспринято как повышение. Но с учетом критики в его адрес, которая в последнее время достигла определенного пика, это было бы не самым лучшим решением. Не случайно Масимов сейчас резко активизировался в информационном плане. Даже реанимировал свой Twitter-аккаунт, стал часто выступать и давать различные указания — зачастую банальные, но зато в «резком и решительном тоне». Я думаю, что правительство сейчас будет всеми силами стараться отбиться от критики, хотя в последние месяцы, если не сказать годы, оно на эту критику никак не реагировало. Исходя из этого, могу предположить, что политический спектакль в Казахстане заиграет новыми красками.

ИА REGNUM: Можно ли предположить, что сегодняшние назначения являются началом серии кадровых перестановок в высших эшелонах власти, в том числе и в правительстве?

У нас перестановки идут постоянно. Тем более в правительстве, где сейчас появились три новых вице-премьера и три новых министра, а как сложится ситуация внутри Администрации президента и какие там будут перестановки, думаю, будет ясно уже в ближайшие дни. К тому же, учитывая, что правительство в последнее время активно занималось передачей объектов госсобственности в конкурентную среду, сейчас, на мой взгляд, создается ситуация, когда само правительство будет помещено в такую конкурентную среду, и как оно себя там поведет, мы увидим в ближайшее время. Мне кажется, что правительство сейчас будет находиться под сильнейшим прессингом, и от того, как оно сможет держать удары и исправлять свои прошлые ошибки, будет зависеть его дальнейшая судьба.

ИА REGNUM: А что вы можете сказать о назначении Асета Исекешева на пост акима Астаны, а Жениса Касымбека на пост министра по инвестициям и развитию?

Что касается Исекешева, то его назначили на этот пост с учетом его опыта работы в сфере привлечения инвестиций, заодно чтобы испытать его в новом амплуа и во многом обеспечить проведение международной выставки EXPO-2017, поскольку данный проект связан с работой с иностранцами и инвестициями. И его опыт в этом контексте может оказаться весьма полезным.
Относительно Жениса Касымбека могу сказать, что он уже был министром транспорта и коммуникаций и имел достаточно неплохой опыт в плане транспортно-коммуникационного развития страны. А сейчас одной из главных проблем является реализация государственной программы «Нурлы жол», поэтому его повышение обратно в министры достаточно логично.

ИА REGNUM: Является ли назначение на должность акима Астаны понижением для Исекешева?

Для него это повышение, поскольку в негласной иерархии пост акима Астаны один из самых высоких.

ИА REGNUM: Каникулы правительства не за горами. Закончатся ли кадровые перестановки до отпусков министров?

Думаю, да. Все должно закончиться до 6 июля, чтобы спокойно провести праздник и после этого закрыть политический сезон примерно до середины августа. Это традиция, но как сложатся обстоятельства, предположить сложно, поскольку год выдался тяжелый.

В избранное
Нравится





Поделиться
Теги данной новости

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизироваться.


Комментариев пока нет.

полезные номера
Самое интересное, топ 5
день неделя месяц

Рассылка событий

Будь в курсе последних событий.
Новости “ИА ”ТоболИнфо”

Календарь новостей