Такое решение приняли 27 июля на закрытой части заседания Евразийского межправительственного совета, рассказал “Ъ” источник, знакомый с ходом встречи премьеров стран ЕАЭС.

По его словам, российской стороне удалось убедить казахстанских коллег в том, что документ нанесёт ущерб угольной отрасли РФ.

Как сообщили изданию в Минтрансе, по итогам заседания решено оценить доступ казахстанских экспортёров к российским портам. В министерстве уверены, что поставщики из Казахстана уже располагают недискриминационным доступом и в случае подписания соглашения могут быть ущемлены интересы российских компаний.

Соглашение, которое должно было облегчить транзит казахстанского угля через морские порты РФ, разрабатывали год.

Первая редакция, подготовленная Астаной, вызвала массу негативных откликов со стороны российских угольщиков и стивидоров (компании, занимающиеся погрузкой и разгрузкой судов). Она давала казахстанским грузоотправителям, планирующим к вывозу до 14 млн тонн угля ежегодно, приоритет перед существующими долгосрочными контрактами. В январе правительство поручило Минтрансу доработать проект, что было сделано к апрелю.

Вторая редакция была оформлена гораздо строже первой. Она предполагала разделение объёмов казахстанского угля между операторами российских морских терминалов пропорционально пропускной способности.

Также грузоотправители должны были работать по принципу take-or-pay и возместить убытки, если соглашение вынуждает стивидора разорвать имеющийся контракт с российской компанией в пользу казахстанского груза. Предусмотрели и финансовое участие Казахстана в мероприятиях по развитию инфраструктуры.

Но и эту версию раскритиковали. В России заявили, что приоритет РК невыгоден для страны. Федеральная антимонопольная служба отметила высокую загрузку железных дорог (Байкало-Амурская магистраль и Транссиб) в направлении дальневосточных портов, дефицит вагонов, низкую маржинальность для ОАО «Российские железные дороги».

В РЖД говорили о том, что соглашению нужно придать рамочный характер, а вся коммерческая составляющая, в том числе объёмы, надо вывести в двусторонние договоры монополии с казахстанскими клиентами.

Самым резким был отзыв Минэнерго, где подчёркивали, что условия перевозки и перевалки для казахстанских грузоотправителей уже тождественны российским.

В протоколе совещания у замминистра энергетики Анатолия Яновского от 18 мая говорится, что из-за дефицита провозных мощностей дополнительная нагрузка на транспортную инфраструктуру РФ в части транзита до 14 млн тонн в год угля из Казахстана негативно скажется на конкурентоспособности российских экспортёров угля и приведёт к снижению уровня занятости трудового населения в моногородах угольных регионов (Кузбасс и Хакасия).

В Министерстве инвестиций и развития Казахстана, а также в Ассоциации горно-металлургических предприятий (АГМП) Казахстана отказались комментировать ситуацию «Коммерсанту».

В мае глава АГМП Николай Радостовец говорил “Ъ”, что казахстанские грузы идут через порты РФ с начала года и проблем нет.

«Но в один прекрасный момент они скажут: «А сейчас мы не грузим вообще. У нас нет никакой уверенности и нас в любой момент могут подвинуть«, – уточнял он.

Один из российских угольщиков рассказал «Коммерсанту», что против приоритета для Казахстана единым фронтом выступали все российские игроки, которые писали письма и обивали пороги не по одному разу. По его словам, соглашение готовилось исходя из политики, а не из экономики и интересов российских угольщиков.

Другой участник рынка отметил, что общая позиция угольщиков была выражена на совещании у господина Яновского, где СУЭК, «Распадская», «Мечел-Транс», Evraz, «Русский уголь» и «Кузбассразрезуголь» отметили нецелесообразность согласования проекта соглашения.

На совещании у вице-премьера Максима Акимова 24 июля, добавляет другой собеседник “Ъ”, было решено, что соглашение пока не нужно, поскольку угольщики Казахстана и так грузят сколько хотят – 6 млн тонн в год. Никто не мешает угольщикам Казахстана входить в портовые активы в РФ – купили порт Высоцк в апреле, продолжает собеседник “Ъ”, добавляя, что антимонопольная служба категорически против аналогичных соглашений внутри России (например, с Кемерово), которые могут дать преимущество в перевозках одним игрокам за счёт других.

В 2017 году Казахстан экспортировал 29,3 млн тонн угля, на 3,1 млн тонн больше, чем годом ранее. При этом заметная доля прироста приходится на российские направления.