Житель поселка Измайловский Кизильского района Челябинской области Туленде Жунусов многие годы искал могилу своего деда Жакии Жунусова, который ушел на войну из города Джетыгары Кустанайской области. В 1944 году он погиб, но все эти годы родные не знали о месте его захоронения. И только недавно поиски увенчались успехом: могила Жакии Жунусова найдена в Беларуси. Этой необычной историей Туленде Жунусов поделился с нами.
-Туленде, вашей семье были известны хотя бы приблизительные ориентиры места захоронения?
-Мы знали, что дед погиб в Белоруссии недалеко от станции Орша 13 января 1944 года — он подорвался на мине. Больше никакой информацией не обладали. Похоронка пришла в сельсовет весной того же года, но с годами она была утеряна, обстоятельства произошедшего — забыты. Это и усложняло поиски.
Дед ушел на войну в ноябре 1941 года в возрасте 34-х лет из Джетыгаринского РВК (об этом я узнал только в 2012 году). Бабушка осталась с четырьмя детьми — дочерьми 9,5 и 2 лет и 6-летним сыном Раимбеком, ставшим впоследствии моим отцом. Главу семьи хорошо запомнили только он и его старшая сестра Уркия Амангусова, которая живет в поселке Гранитный Челябинской области. Они-то и мечтали найти могилу отца, чтобы поклониться его праху.
В семье сохранилась лишь одна фотография деда, по которой можно судить, что я очень на него похож. Но не только это нас сближало: когда я был в армии, выяснилось, что я служу совсем недалеко от места, где подорвался на мине дед. Неудивительно, что всю сознательную жизнь я искал точное место его гибели и захоронения, писал в различные архивы, военкоматы, делал запросы на сайтах, в поисковых группах, просматривал Книги памяти в местных и публичной библиотеке Челябинска. Наконец, 6 лет назад я нашел документальное подтверждение места гибели солдата Жунусова (сведения отыскались в Житикаринском военкомате Костанайской области), поехал туда и получил копии документов. Мы с тетей посетили в Житикаре парк Победы, где на обелиске высечено имя деда. Теперь едем туда на 9 Мая, идем в колоне Бессмертного полка с портретом дедушки в руках и очень гордимся, что являемся потомками героя.
Но это не был конец поисков — точное месторасположение могилы деда я нашел лишь летом 2017 года. По счастливой случайности племянник Мухтар встретил в то лето в Орше полицейского Егора Шахрая, чей отец 30 лет возглавляет военно-патриотический клуб «Русичи» и отдал ему копии документов. В течение года я вел переписку с Григорием Степановичем Шахраем, который рассказал какую важную работу ведут члены его клуба. Они-то и нашли место захоронения моего деда.
-И где же оно находится?
— В 300 метрах от железной дороги на станции Орша. С одной стороны могила прикрыта лесом, с другой — хлебными полями, за которыми лежит деревня Стайки. Одинокая могила, тем не менее, не затерялась и не сровнялась с землей, ведь рабочие станции постоянно обкашивают вокруг нее траву. Именно здесь деда по мусульманским обычаям похоронил его сослуживец, земляк из Нагайбакского района.
И вот спустя 74 года после смерти деда я приехал на его могилу, на которой не успел побывать его сын. Зато привез туда Уркию Амангусову, хотя ей уже 87 лет.
-Какие эмоции вы испытали на месте захоронения?
-Эмоции меня просто переполняли. Было огромное чувство радости: наконец-то я нашел , наконец-то доехал до тебя, мой родной дед! И вместе с тем испытывал горечь, что никогда не сидел у него на коленях и не слышал перезвона медалей на его груди. А еще было чувство удовлетворения, что выполнил данное тете слово и проехал вместе с ней 2,5 тыс. км до братской Белоруссии, где покоится ее отец. «Спасибо деду за Победу!» — с этими словами я низко поклонился праху предка от всех его потомков — сына, трех дочерей, 28 внуков, 58 правнуков и 45 праправнуков.
-Туленде, 74 года прошло после гибели вашего деда. Кто же все эти десятилетия ухаживал за его могилой?
-Замечательный белорусский народ. Местные жители с большим уважением относятся к могилам наших солдат. Дважды в год возлагают венки — 9 мая и 3 июля — в день освобождения Белоруссии. Низкий поклон всем работникам Витебской дистанции пути, жителям деревни Стайки, председателю Межевского сельсовета Николаю Сергеевичу Барковскому. Вообще, на территории этого сельсовета находится 20 захоронений — это братские могилы, где покоятся от 5 до 27 человек, и несколько индивидуальных захоронений, в том числе могила моего деда. Николай Сергеевич знает все об этих погибших и лично курирует работу по уходу за их последними пристанищами. На каждого погибшего заведен паспорт захоронения.
В дедовском документе есть записи: «Обелиск неизвестному поставлен в 1946 году, размеры 2 на 3,5 метра, материал — жесть с металлической оградкой. Дополнительная запись внесена в 1985 году — «Могила рядового солдата 109-го восстановительного батальона обложена кирпичом». В 2009 году с помощью сведений из областного краеведческого музея выяснили персональные сведения: «Погибший — рядовой 109-го восстановительного батальона рядовой Закия (Жакия) Жунусов, год рождения неизвестен, дата гибели — 13 января 1944 года». Тогда же установили на обелиске табличку — единственно, имя записали неправильно. Николай Сергеевич тут же заверил, что табличку заменят.
Какие в Белоруссии отзывчивые и замечательные люди! За короткое время они успели стать нам родными. Спасибо вам всем, мои дорогие друзья, низкий поклон от нашей семьи!
Хочется верить, что наши внуки, пусть даже сейчас они малы и не смышлены, поймут со временем, что важно в этой жизни сохранять память о погибших.
Автор: Барлык Альмагамбетов, г. Челябинск
Фото: из семейного архива Туленде Жунусова
Один комментарий
Сергей
Без прошлого нет будущего. Рад, что могила солдата нашлась.