На днях я встретила воспитательницу детского сада, в который три года исправно ходила моя дочь. «Хочу увольняться, — печально сообщила она. – В этом году 54 ребенка в группе, и это не предел. Детям по три года, многие не умеют самостоятельно одеваться, у некоторых задержка развития. Я чувствую, что просто не выдержу».
Это сказала воспитательница, которая проработала в детском саду 25 лет. Думаю, вы представляете, что такое полсотни маленьких головорезов в одном месте: бессмысленное броуновское движение, вопли, падения со скамеек, стульчиков и других высот, драки и споры. А в перерывах – необходимость всех накормить, усадить на горшок, уложить спать и развить интеллектуально. У нормального человека отчетливое ощущение съезжающей крыши в этом окружении возникает через десять минут. Воспитательница и няня проводят с ними весь день. Как они в этом режиме умудряются улыбаться и адекватно реагировать на людей – непостижимая загадка. И да, о вознаграждении за эту непыльную работенку: первая получает 63 000 тенге в месяц, вторая – 30 000 тенге.
В этот же день появилась новость о том, что в некоторых школах Астаны дети сидят за партой втроем. Просто потому, что мест катастрофически не хватает, школы не резиновые, а дети рождаются, растут и требуют обучения. И почему-то эта вечная, как мир, надоевшая и замусоленная проблема никак не решается. Она стала перманентной. Мы уже привыкли к тому, что если учебное учреждение – государственное, то будет тесно, сложно и сурово. Терпите или идите к частникам. И так из года в год.
Хотя, если смотреть на цифры, ситуация совсем не безнадежна. Строительство детского сада в Казахстане обходится примерно в 1 млрд тенге, школы – в 1-2 млрд. Если подсчитать, сколько тратит страна на сомнительные имиджевые проекты «на будущее», то это – сущие копейки! Но вкладывать в детей никто не торопится, хотя это и есть главный проект любой здравомыслящей страны. Давно известно, что у нас не любят долгосрочных вложений, но ведь дети – это не жилой комплекс в 20 этажей, который окупит себя через пару лет.
В бюджете Министерства образования в этом году заложено более 930 миллионов тенге на «проведение мероприятий по молодежной политике и патриотическому воспитанию граждан». Мне сложно представить, как воспитывать патриотизм в детях, которые сидят по трое за партами. Рассказывать, как свободно дышится и учится в родной стране?
Примерно на те же цели — проведение государственной информационной политики – в 2018 году заложено почти 53 миллиарда тенге. И я понимаю зачем: чтобы СМИ убеждали нас, что все отлично и жизнь удалась. Школы откроют, детсады построят, зарплату учителям повысят. Но когда это произойдет в богатейшей нефтяной стране – никто не знает. Думаю, что к тому времени учить наших детей будет просто некому. И негде.
Диана Окремова