“Свобода, которая есть у нас в Монголии, просто потрясающая”, — признается Жанетт Хелен Мелбё.
Мы встретились с Жанетт Хелен Мелбё (28), в Салтдале, Норвегия. Она уже несколько месяцев живет в Норвегии вместе со своим мужем — монголом Пүүжээ (27 лет) и сыном Алтаном Штормом (2), пишет норвежский женский журнал Kvinner og Klær.
Выходить замуж за монголов стало новой тенденцией среди иностранок. Мы не раз писали об этом.
Дома в поселке Ронан Жанетт бывает не очень часто, может быть, несколько месяцев зимой, ведь теперь ее новой родиной стала Монголия.
Жанетт работает в детском саду, а Пүүжээ посещает курсы норвежского языка. Алтана (на монгольском означает “золотой”) все зовут обычно “Шторм”. Он был в детском саду и хорошо познакомился с норвежской частью семьи. Скоро Жанетт, Пүүжээ и их сын вернутся в Монголию, и Жанетт рада тому, что жизнь в этой стране будет совсем иной, далекой от повседневности и обыденности, когда день расписан по минутам.
Свободная жизнь
“Свобода, которая у нас есть в Монголии — потрясающая”, — говорит Жанетт. Она понимает, что ее муж очень хотел лошадей и свою ферму. Хотя жизнь в этой стране проста, без воды и электроэнергии, лишь солнечные батареи обеспечивают необходимой энергией для освещения и отопления, она полна других увлекательных элементов, причем совершенно бесплатных.
“Я не очень люблю работать на кого-то. Мне нравится быть начальником самой себе, разрабатывать и создавать что-то”, — говорит Жанетт.
Она всегда была беспокойной душой. Уже в 19-летнем возрасте она начала путешествовать и провела три месяца в Южной Америке. Затем на два месяца отправилась в Австралию и Азию.
“Однажды я побывала в книжном магазине, где продавались книги “The Lonely Planet”. Одна из книг, которые я купила, была о Монголии. Таким образом, у меня родилась мечта и когда дело дошло до возвращения в 2011 году, я решила, что именно Монголия станет последней моей остановкой по пути домой”.
В семье кочевников
В Монголии Жаннет в первый месяц работала в качестве добровольца в семье кочевников, которые путешествовали вместе с экскурсией. Здесь она помогала в уборке и уходе за оборудованием. Верховая езда всегда была частью жизни Жанетт и теперь она купила свою собственную монгольскую лошадь.
“Это стоило около 1400 крон”, — говорит она, добавив, что за два года цены выросли в два раза.
Национальный парк с его красивыми холмами реками и лесами, окруженными тропами, словно был создан для верховой езды. Девушка была очарована гостеприимством кочевников.
“В Монголии я нашла спокойствие, которого не знала в других местах”, — говорит Жанетт.
— Люди здесь открыты. Они не смотрят на вас как на “белых” и я сразу почувствовала себя частью этого народа.
Конный туризм
Среди волонтеров был и Пүрэв-Очир Содномпил, которого все звали просто Пүүжээ. Он стал ей хорошим другом. Через три месяца после возвращения Жанетт в Норвегию она приняла решение вернуться в Монголию. А в Улан-Баторе Пүүжээ со всей практичностью был готов помочь ей.
“То чувство свободы, когда я продала все свое имущество и могла двигаться вперед, было великолепно”, — говорит Жанетт, которая получила в Монголии работу и стала преподавателем английского языка в частной школе. В группе были студенты от 6 до 60 лет, и многие приходили с просьбой “Научите меня говорить по-английски”.
“Обычно люди легко учатся читать и запоминают грамматику, но они не могут говорить, потому что им очень не хватает разговорной практики”, — объясняет Жанетт. В то же время она продолжила работать в качестве волонтера, занимаясь конным туризмом по выходным.
Через несколько месяцев после возвращения в Монголию Жанетт и Пүүжээ стали парой. Теперь начались поиски места, где они могли заниматься конным туризмом.
В сельской местности
“В столице я получила хронический кашель из-за загрязненного воздуха. Я знала, что мне понравится сельская местность, поэтому мы взяли карту и нашли участок, удовлетворяющий всем нашим требованиям: лес, долина, река и в разумной близости к аэропорту. Потом мы поехали туда!
«Это было похоже на возвращение домой», — признается Жанетт. И, к счастью для молодой пары, выбранный участок был свободен. Ферма расположена в местности Гачуурт недалеко от Национального парка Тэрэлж. Они не могли найти лучшей отправной точки для своего нового бизнеса.
Жанетт и Пүүжээ взяли на себя большую задачу — приобрести достаточное количество лошадей, чтобы бизнес начал окупаться и приносить доход. Они также должны были обзавестись жильем.
Традиционная палатка или гэр
Конечно, выбор пал на традиционную монгольскую кочевую палатку – гэр. Сегодня они могут принять на ночлег одновременно восемь гостей. Рядом с юртой есть душ и вполне комфортный таулет. Все живут в палатке или гэр, как ее называют местные. Есть даже гэр-баня, которая обычно не распространена в Монголии.
Юрты кочевники устанавливают, начиная с пола. Затем в будущем жилье расставляют кровати и мебель, после чего собирают каркас. Несколько слоев шерсти и водонепроницаемого материала спасают от холода в зимний период, бружуйка в середине юрты сжигает много дерева и угля, когда столбик термометра зимой опускается ниже -300С.
И Жанетт, и Пүүжээ продолжают мечтать, чтобы как можно большее количество людей смогло насладиться их творчеством. Они надеются, что однажды туристическая фирма Dream Adventure Mongolia станет популярной. Но уже сейчас они видят, что интерес к их фирме вырос, и они получают хорошие отзывы.
Помогает детям
Пара создала благотворительную организацию “Возможность снова мечтать”. Цель ее состоит в том, чтобы собрать достаточно денег на строительство “гэр” в городе, где живут родственники, и нанять людей, чтобы они заботились о детях, нуждающихся в еде и присмотре в течение дня. Это район, в котором развита добыча полезных ископаемых. Недавно в результате несчастного случая погиб брат Пүүжээ, поэтому молодой человек хочет помочь детям, чьи отцы погибли в результате несчастных случаев в шахте.
Жанетт говорит, что у матерей часто нет другого выбора, кроме как запирать детей внутри юрты и уходить на работу. Во время сильных морозов дети остаются дома одни, топят печку и пожары дома не редкость.
«Именно этим детям всех возрастов мы хотели бы обеспечить дневной уход», — объясняет Жанетт.
Потому что, хотя школа в основном бесплатна, учебники, канцтовары и одежда стоят денег, поэтому многие не торопятся отправлять детей в школу.
Долгое путешествие
Что касается семьи Жанетт и Пүүжээ, они еще не решили, будут ли путешествовать между Норвегией и Монголией. Ведь оставить так много животных на несколько месяцев не так уж и просто.
“Возможно, буду ездить на работу в Улан-Батор, а Пүүжээ останется дома и будет заботится обо всем”, — говорит Жанетт.
— Следуйте за мечтой, а не силой. Делайте то, что вы хотите делать, а не то, что ожидают от вас. Не всегда трава зеленее с другой стороны, но вы об этом не узнаете, пока не взглянете. Будьте упорными, ведь вы всегда будете сталкиваться с препятствиями на своем пути, а так легче сопротивляться, — советует Жанетт.
Однаждый Жанетт написала: “В Монголии я встретила любовь всей своей жизни. Он был всадником и экскурсоводом. Он собирал цветы для меня, пока скакал на лошади. В тот момент он завоевал мое сердце.”