КНПК неоднократно ставила вопрос о том, что приоритетом социально-экономической политики государства должна стать борьба с бедностью. При этом мы предлагали два ключевых направления – повышение реальных доходов населения и изменение системы распределения национального богатства через прогрессивную ставку подоходного налога. И теперь отрадно видеть, что мы движемся именно в этих направлениях.
Среди пяти социальных инициатив, выдвинутых недавно Главой государства, значится «Снижение налоговой нагрузки для повышения заработных плат низкооплачиваемых работников».
Сейчас у нас действует «плоская» — одинаковая для всех – ставка индивидуального подоходного налога, 10%. Со следующего года те казахстанцы, которые получают зарплату в размере менее 25 МРП (60125 тенге), будут платить лишь 1%.
Теперь главное, чтобы средства, которые будут сэкономлены на подоходном налоге, пошли действительно на повышение зарплат. То есть чтобы они были перераспределены от государства к работнику, а не работодателю. А проверить это будет не так-то просто, поскольку реформа затронет большое количество людей.
По официальной статистике, зарплату до 60 тысяч тенге получают 25% всех наемных работников. В том числе среди занятых в сельском хозяйстве – 40%, в дошкольном образовании -60%, в госуправлении -30%. Понятно, что сокращение подоходного налога и переброска этой суммы на зарплату не сделает их доходы на порядок выше. Но все же рост важен, и на этом не следует останавливаться.
Резервы для повышения зарплат есть даже после сведения к минимуму подоходного налога. И они связаны с более справедливым распределением национального дохода. Президент поручил «изучить возможности внедрения прогрессивной шкалы подоходного налога».
По сути, первый шаг к этому уже сделан, с появлением двух ставок мы уже уходим от плоской шкалы. Принципиально важно, как будет сделан следующий шаг – необходимо правильно определить пороговые значения дохода, при котором применяется повышенная ставка налога. Нужно, не затронув средний класс, адресно применить ее именно к получателям сверхдоходов.
Ранее правительство уже предпринимало попытку ввести прогрессивную ставку, но она оказалась неудачной именно из-за того, что увеличивала нагрузку на средний класс. Чтобы не наступать на те же грабли, нужно значительно поднять пороговый доход, с которого взимается больше налогов. При этом речь идет не о повышенной ставке, а о справедливой.
Сейчас размер индивидуального подоходного налога в Казахстане составляет 10%, и такого нет ни в одном государстве на постсоветском пространстве. Мало того, мы вообще находимся в числе стран с самым низким уровнем подоходного налога. В других странах он выше не на проценты, а в разы, во многом благодаря прогрессивной ставке.
В Еврозоне средняя ставка достигает 42%, в Японии — 56%, Израиле – 50%, США – 47%, Турции – 35%. В среднем по миру показатель составляет 32%, т.е. втрое выше казахстанского. В странах ОЭСР, в число которых мы хотим попасть, ставка налога на доходы физлиц достигает 42%.
Высокий налог – это не удел исключительно развитых стран. Граждане примерно полсотни развивающихся стран Азии и Африки платят более 30% дохода. В целом ниже нас только две страны – Черногория (9%) и Гватемала (7%). Еще в ряде государств, в основном, нефтяных монархиях Персидского залива, подоходный налог с физлиц не взимается вовсе.
В целом хорошо, что у нас такая щадящая налоговая система. Однако количество богатых и сверхбогатых у нас все же побольше, чем в Гватемале. И нынешняя ставка делает Казахстан для них настоящим налоговым раем. Если за рубежом богатые отдают государству до половины своего дохода, то у нас – всего десятину. Но и то, конечно, условно, потому что администрирование реальности декларируемых доходов – отдельный вопрос.
Казахстан идет верным курсом выравнивания социальных условий. Но нужно понимать, что здесь предстоит еще огромная работа, которая законодательными изменениями не ограничивается. В целом мы должны прийти к кардинальной переоценке стоимости труда.