Акцию «Бессмертный полк» основали в России Сергей Лапенков, Игорь Дмитриев и их друг Сергей – внуки фронтовиков, пытавшиеся сохранить память о своих погибших дедах. Об этом рассказал Лапенков, пишет Begemot.media мо ссылкой на «Московский комсомолец».
По его словам, впервые их акция состоялась в Томске в 2012 году и собрала 6 тысяч участников. А первый такого рода «парад» прошел в 1965 году — в Новосибирске учитель-фронтовик вывел детей с портретами их отцов.
В 2012 году на нашем сайте мы составили устав, где сформулировали принципы «Бессмертного полка». Указали, что мероприятие не носит политический характер, оно не коммерческое, не может служить площадкой для продвижения политиков и чиновников. Как это ни наивно звучит, мы хотели лишь увековечить память о поколении Великой Отечественной войны», — рассказал он.
Вскоре движением заинтересовались политики, которые предлагали Сергею и координаторам акции в других городах России сотрудничество. Но проект отказывался от любой политической и финансовой поддержки.
Первые два года мы существовали как сообщество людей. У нас не было ни печатей, ни юридической формы. Координаторы в регионах занимались этим, объяснили людям, что «Бессмертный полк» — это история про людей и память, это не проект, не акция, спущенная сверху. Нас никто не спонсирует. У нас была задача попробовать сделать «Бессмертный полк» народной традицией. Получилось. Дальше история начала жить сама», — рассказал Лапенков.
Однако координатор «Бессмертного полка» в Москве, теперь уже депутат Госдумы Николай Земцов, добиваясь максимальной массовости акции, создал свою организацию — «Бессмертный полк России» — и начал активно сотрудничать с местными администрациями.
Так «Бессмертный полк» начал переходить на коммерческое основание.
Для меня лично многое стало ясно еще в 2014 году, когда я понял, что «Бессмертному полку» хотят любой ценой придать массовость. Тогда в моем родном Красноярске, где организацией занимались наши товарищи, чиновники все-таки умудрились поставить в ряды «Бессмертного полка» школьников и всучить им транспаранты с фотографиями героев войны, — рассказывает Лапенков. — И когда к подросткам подошел журналист и поинтересовался историей человека на фото, то услышал: «Нам дали транспарант и сказали пройти. Больше ничего не знаем»».
А в 2015 году после акции транспаранты с фото фронтовиков в разных городах просто выбрасывали в кусты и мусорные баки.
В тот же год на сайте госзакупок мы нашли интересный пункт о проплаченных десяти тысяч конструкций – флагштоках. Речь шла, как я понимаю, о транспарантах для «Бессмертного полка», — сообщил Лапенков.
По его мнению, сохранять историю удавалось несколько лет, но от чиновников «ничего другого ждать не приходилось». Он отмечает, что перестал ходить на акции «Бессмертного полка» и занимается только написанием историй людей для сайта проекта: в архив уже внесены более 410 тысяч историй фронтовиков, и это гораздо важнее, поскольку является семейной памятью.
Лапенков подчеркнул, что отличить проплаченные митинги от настоящих можно очень просто: колонна БПР идет под звездой с георгиевской лентой, а акции «добровольного» полка проходят под символикой звезды с журавликом внутри.
По его словам, его дед и многие фронтовики не рассказывали родным об ужасах, пережитых на войне, да и сами не хотели этого вспоминать.
Для меня 9 мая — не предмет бахвальства. А нынешняя бравада, дети в форме — и вовсе для меня оскорбительно и поверхностно. И если бы люди больше говорили о смысле того времени, а не интересовались количеством участников в колонне, тогда сложилась бы другая картина», — подчеркнул он.