В Союзе фермеров Казахстана (СФК) обеспокоены тем, что в регионах фермеры не могут реализовать выращенный хлеб. 25 октября состоялось заседание Центрального совета СФК, где руководители объединения решили обратиться за помощью к государству. Письмо с просьбой рассмотреть дополнительный закуп зерна Продкорпорацией было направлено на имя премьер-министра Бакытжана Сагинтаева. Об этом сообщает пресс-служба РОО «СФК».
Как говорится в обращении, в Союз фермеров поступают жалобы аграриев из регионов, о том, что цена, которая на сегодня сложилась на рынке, фактически покрывает лишь себестоимость производства. При этом, фермерам необходимо оплачивать кредиты. Аграрии вынуждены отдавать выращенный с таким трудом хлеб по низкой цене, чтоб избежать штрафных санкций со стороны кредиторов.
«Выходом из данной ситуации могут стать интервенционные закупки зерна со стороны государства. Считаем, что подобный закуп в объеме 2-3 млн тонн зерна в интервенционный фонд. Это достаточный объем для установления и поддержания цены на зерновом рынке», — говорится в официальном обращении СФК.
Кроме того, Союз фермеров просит государство рассмотреть возможность пролонгации кредитов до марта 2018 года.
На ситуацию, сложившуюся на рынке зерна повлияло несколько причин. Во-первых, рекордный, и довольно качественный урожай пшеницы в соседней России. Во-вторых, низкая цена на пшеницу обусловлена логистическим коллапсом и простоем вагонов-зерновозов.
На юге Казахстана, где расположена половина всех мощностей отечественных мукомолов, на прошлой неделе звучали весьма негативные прогнозы, мол, переработчики совсем могут остаться без сырья, а регион – без хлеба. К слову некоторые нашли выход в использовании автомобильного транспорта – идущего «порожним» с севера страны, после доставки туда фруктов и овощей. Однако, это «пожарные», а не системные меры, подчеркивают в СФК.
Кроме того, на фоне кризиса с логистикой, в экспертной среде заговорили о необходимости субсидирования именно транспортников. Как считают в Союзе фермеров Казахстана, даже если субсидирование транспортных компаний и потребуется, то проблемы фермеров это не решит, так как сбыть продукцию фермеры не могут здесь и сейчас. Поэтому вопрос субсидирования перевозчиков может быть рассмотрен и позже, уже после того, как будет снят острый вопрос производителей, считают в СФК.