Решение жюри под управлением Кейт Бланшетт, очевидно, разочаровали журналистов. Собственно, это решение оказалось в созвучии с настроем смотра, который Гарри Олдмен на церемонии закрытия назвал «лучшим фестивалем планеты».
Канны-2018 оказались чрезвычайно политизированными. Звездный женский марш на красной лестнице в ознаменование справедливости движения #meToo. Пламенная речь на церемонии закрытия Азии Ардженто, которая призналась, что пять лет назад именно здесь, в Каннах, была изнасилована Харви Вайнштейном. Зал выдохнул… На сцене в этот момент уже сидело жюри, в котором подавляющее большинство — женщин.
В общем, было ясно: хорошего — не жди.
Из трех картин женщин-режиссеров две получили награды. Аличе Рорвахер (о ее талантливой поэтической картине «Счастливый Лазарь» мы рассказывали) поделила приз за сценарий с опальным иранским режиссером Джафаром Панахи. Его скромный фильм «Три лица» был, очевидно, поддержан в знак солидарности с автором, дискриминированным на родине. Картина «Лето» Кирилла Серебренникова была проигнорирована. (Хотя французская критика «Лету» отдала пальму первенства).
Женщины на каннском экране — сильный пол. Они преобладают и в жюри… Обзор Ларисы Малюковой
Предсказуемо горячо обласкана лента «Капернаум» ливанской актрисы и режиссера Надин Лабаки. Эта громкокипящая социальная мелодрама об адской жизни бедняков третьего мира не могла быть не поддержана жюри под властью гинекократии. У фильма — почетный «Приз жюри». Сама Надин произнесла гневную тираду в защиту прав детей.
В это время на сцене был и юный исполнитель главной роли в фильме, ему было скучно и он играл с золотой «Пальмой».
Лучшей актрисой названа Самал Есламова, перевоплотившаяся киргизскую мигрантку в российско-казахском фильме «Айка» Сергея Дворцевого. На протяжении всей картины ее героиня, вынужденно оставившая ребенка в роддоме, страдает и мечется в поисках работы среди таких же «зачеркнутых» равнодушным обществом отверженных.
Собачья жизнь. О награде российского кино и сильных конкурсных фильмах, показанных под занавес Каннского кинофестиваля
Похоже, жюри вдохновлялось не только качеством кино, но и его соответствию нерву времени. Возможно, поэтому «Золотая пальмовая ветвь» досталась «Магазинным воришкам» знаменитого японского режиссера Хирокадзу Корээды. Его фильм в неожиданном ракурсе ставит вопрос: что же такое сегодня настоящая семья? Что есть подлинность отношений близких? Корээда показывает «липовую семью», в которой все друг другу формально чужие. Но когда ювенальные и правоохранительные органы вторгаются в их неправедную жизнь, наводят «порядок», разлучая фейковых родственников, никто из них не становится счастливее.
Среди неожиданных решений — награждение «Гран-при» Спайка Ли, одного из столпов афроамериканского кино, за остроумную криминальную комедию «Черный клановец».
Семидесятые. Чернокожий полицейский внедряется в отделение Ку-клукс-клана в Колорадо Спрингс. Делает это по телефону. А навстречу с расистами посылает своего коллегу Флипа Циммермана — белокожего еврея. Таким образом была раскрыта банда, готовившая теракт в городе. Самое поразительное, что в основе фильме — реальные факты. Картина зрительская, смотрится на одном дыхании, в ней отличные диалоги. Много цитат из речей Трампа, поэтому американские журналисты на показе хохотали громче других. Фильмом заинтересовались и российские дистрибуторы. Но на территории кино как искусства —были работы, несомненно, заслуживавшие большего внимания каннский судей, но показательно не замеченные.
Прежде всего, «Горящий» большого художника Ли Чхан-дона. В этом фильме есть «тайное сияние» (так назывался один из фильмов одного из лучших современных корейских режиссеров). Все очевидное на экране превращается в загадку, сама поэзия с ее рифмами и умолчаниями становится саспенсом. А вопрос: что же такое настоящая метафора — звучащий в фильме — может стоить героям жизни. Фильм получил приз ФИПРЕССИ.
Итальянец Марчелло Фонте, сыгравший маленького человека Марчелло в «Догмэне» итальянского режиссера Маттео Гарроне назван лучшим актером. Похоже, он и не перевоплощался — играл себя, хотя он профессиональный актер. Со сцены фестивального дворца он сказал: «Когда я был ребенком, я слушал шум дождя, и мне казалось что это аплодисменты… вот такого огромного зала».
Среди справедливых наград — Приз за лучшую режиссуру Павлу Павликовскому (автору увенчанной Оскаром «Иды»). «Холодная война» — история изломанных судеб на фоне тоталитарного ХХ века. Кино о хрупкости и силе любви в неравной борьбе с системой. Черно-белая изысканная картина, сочетающая минимализм и эпичность. Сдержанность и чувственность.