Поломка на установке производства водорода Павлодарского нефтехимического завода вызвала дефицит дизельного топлива в стране. Об этом сообщил и.о. исполнительного вице-президента НК «КазМунайГаз» по переработке, маркетингу и транспортировке Данияр Тиесов, передаёт Pavlodarnews.
По его словам, 20 октября на установке производства водорода ТОО «ПНХЗ» проводились сварочные работы, которые не входили в план по модернизации завода. Ремонт на установке проходил в рамках ежегодного капремонта.
«Была допущена ошибка. Сварка проводилась на уникальной детали, изготовленной из специальной стали. Здесь требовалась высокая квалификация сварщиков, а также специальное оборудование и подготовка. Но работы проводились сварщиком местной компании. Это бывшее ремонтно-монтажное управление ПНХЗ, которое в своё время было выведено в аутсорсинг. Работы были проведены с нарушением технологии. В уникальной детали появились трещины. Учитывая, что сам процесс на установке производства водорода происходит при высоких температурах и давлениях, необходима полная герметичность, которая была нарушена», – констатировал Данияр Тиесов.
По его словам, о ситуации на Павлодарском заводе в КМГ узнали через 10 дней, когда в стране начал ощущаться дефицит топлива.
«Испугались, никому ничего не сказали, хотели собственными силами починить, изготовили в местной мастерской хомут, попытались его сверху надеть, в результате проблема усугубилась. И только 30 числа вся информация пришла в «КазМунайГаз». Мы потеряли 10 дней. А эта установка, где произошло ЧП, должна была обеспечить завод необходимым количеством водорода для того, чтобы запустить гидроочистку дизельного топлива. В итоге вместо того, чтобы в сутки производить 4000-4500 тонн дизеля, на сегодняшний момент производится всего 600 тонн, и в ближайшее время планируем довести этот объём до 1000 тонн», – сообщил Данияр Тиесов.
После произошедшего были уволены главный механик и технический директор завода. Генеральный директор предприятия Шухрат Данбай покинул свой пост по собственному желанию, так как посчитал себя ответственным за произошедшее, отметил Данияр Тиесов.
«Завод сейчас работает день и ночь, люди очень сильно переживают, потому что весь многолетний труд, все старания, которые были, не должны быть смазаны одним инцидентом, не надо искать в этом системность, что мы плохо управляем компанией. Это – человеческая ошибка, форс-мажор», – заявил Данияр Тиесов.
Между тем в «КазМунайГазе» обещают, что дефицит дизельного топлива в Казахстане ликвидируют уже через неделю. Весь недостающий объём нефтепродукта, который страна не получает от ПНХЗ, рассчитывают восстановить за счёт такой же суточной отгрузки с российских заводов.
5 ноября в России была закуплена первая партия дизеля и вскоре топливо должно прибыть в Астану. На то, чтобы цистерны с дизелем достигли регионов, уйдёт не меньше недели. По прогнозам КМГ, все эти манипуляции принесут компании более трёх млрд тенге убытков.
Помимо этого компания заказала на заводе в Великобритании новую деталь для установки производства водорода, стоимость которой составила 425 000 евро.
«6 декабря она будет изготовлена и незамедлительно авиационным транспортом доставлена в Павлодар. На установку детали потребуется примерно 10 дней, а чтобы запустить установку производства водорода – от трёх до пяти дней. Также нужно набрать необходимое количество водорода, приступить к пусковым операциям на установке гидроочистки дизельного топлива. Таким образом, ориентировочный срок пуска установки гидроочистки дизельного топлива – конец декабря», – сообщил Данияр Тиесов.
В КМГ также заявили, что в отличие от дизеля бензин ПНХЗ производит по плану. Все установки, которые были модернизированы, уже запущены и вышли на плановые показатели.
7 ноября министр энергетики РК Канат Бозумбаев подверг резкой критике работу руководства ПНХЗ. Председатель правления «КазМунайГаз» Сауат Мынбаев 8 ноября заявил, что компания закупит российское топливо и будет продавать его себе в ущерб – по 157-160 тенге за литр.