Самолет «Эйр Астаны» выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, передаёт ratel.kz
В воскресенье, 10 декабря, с самолетом компании «Эйр Астана», который следовал рейсом КС931 из Алматы в Бангкок, произошел инцидент. По информации Комитета гражданской авиации, «Боинг-767» при рулении до предварительного старта выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы.
Блогер Денис КРИВОШЕЕВ назвал случившееся чрезвычайным происшествием и сообщил подробности инцидента на своей странице в Facebook.
— Все рейсы, что должны были взлетать и садится до КС931, сделали это в штатном режиме, — утверждает блогер. — За 15 минут до происшествия из аэропорта Алматы взлетел другой борт авиакомпании «Эйр Астана» в Сеул и Lufthansa вылетела в Европу. Из Петропавловска прибыла «Скат». Все это время температура в районе аэродрома была около 3 градусов ниже нуля. Видимость ограниченная, но по допуску порта самолеты могли взлетать и садиться в штатном режиме. Полоса по требованию была обработана антиоблединительной жидкостью. Коэффициент сцепления с поверхностью полосы «0,5», стандартные условия для зимы. Опасный порог, 0,3-0,35, ниже — самолеты садиться не могут. При этом данные о состоянии полосы делаются автоматами, без участия человека и вместе с прочими данными: ветер, видимость вертикальная и горизонтальная, температура и многими другими — пилот получает в кабине, и согласно процедурам все решения о взлете и посадке после тщательного взвешивания принимает командир судна.
Кривошеев также подробно остановился на хронологии произошедшего. По его данным, самолёт авиакомпании «Эйр Астана» должен был вылететь в 01:15 по направлению Алматы-Бангкок с 60 пассажирами на борту.
— Пройдя все процедуры, он выехал на руление на полосу «05 Правая», ту самую, что недавно открыли после реконструкции, — пишет блогер. — Взлетать он должен был в обратном, западном направлении, так сказать на город, со «старой» полосы. Самолет набрал скорость, и, по свидетельству пассажиров, она была настолько высокой, что многие восприняли это как взлет. Почему это произошло, должна выяснить специальная комиссия, которая сейчас уже создана. Варианты могут быть разными: пилот не рассчитал скорость, что-то произошло с управлением, но в конечном итоге самолет излишне разогнался и пропустил съезд на исполнительную полосу. Поняв, что до конца полосы совсем немного, экипаж начал торможение, но слишком высокая скорость и огромная инерция заправленного под завязку борта весом в триста тонн не позволила сделать это быстро. Экипаж принимает решение включить реверс и в конечном итоге съезжает с полосы.
По информации Дениса Кривошеева, аэропорт Алматы развернул после этого спасательную операцию, пассажиров рейса вывезли в здание аэропорта, там они ждали до 7:35 и по прибытии подменного воздушного судна вылетели в Бангкок.
— Что касается самолета, то его вытащили из грунта в 6:35 и отогнали в ангар, где сейчас осматривают, — утверждает пользователь Facebook. — При беглом осмотре — повреждены оба двигателя. Требуют замены 6 лопаток на одном и 4 на другом. На фото видно, как глубоко сел самолет в грунт, и, как говорят специалист, очень повезло, что не сел он на двигатели.
Также, по словам блогера, в момент операции произошло еще одно ЧП:
— По требованию безопасности из самолета перед буксировкой должно быть выкачено все топливо. К месту событий подогнали заправщик, он начал откачивать топливо из баков. В этот момент на полосе задним ходом начал движение микроавтобус «Эйр Астаны», который привез кого-то из руководств. Его с трудом удалось остановить в 5 метрах от заправщика. Оказалось, что водитель вышел из кабины, не заглушил [двигатель] и не выставил ручной тормоз.
Департамент по корпоративным коммуникациям АО «Эйр Астана» дал свою версию происшедшего. По данным АО, самолет во время руления перед взлетом выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, применив реверс тяги двигателей, из-за невозможности остановить самолёт в пределах взлётно-посадочной полосы торможением колёс по причине неудовлетворительного сцепления колёс самолёта с её поверхностью.
— Тормозная система самолёта находится в исправном состоянии, — уточнили в авиакомпании.
Департамент по расследованию происшествий Министерства по инновациям и развитию РК начал расследование причин инцидента.