Еще древний мыслитель Ликург утверждал: «Государство существует только благодаря личному участию каждого». В современных условиях формой такого участия призваны стать общественные советы (ОС), которые созданы при акиматах и других госорганах. Как они работают, каковы их перспективы? Об этом размышляет член общественного совета акима южной столицы Асхат Асылбеков, передает Camonitor.kz.
Закон «Об общественных советах», принятый в ноябре 2015 года, дал шанс тысячам активных граждан принять участие в общественной жизни страны. Напомню главные цели и задачи, поставленные перед ОС. Первая – представление интересов гражданского общества при обсуждении и принятии решений на республиканском и местном уровнях. Вторая – обеспечение взаимодействия центральных и местных исполнительных органов и органов местного самоуправления с гражданским обществом. Третья – организация общественного контроля и обеспечение прозрачности деятельности центральных и местных исполнительных органов и органов местного самоуправления.
Наличие обратной связи с гражданским обществом позволяет всем ветвям власти, включая и высшее политическое руководство, держать руку на пульсе жизни. К сожалению, сложилось так, что коррупция и круговая порука подрывают веру граждан в справедливость закона. И общественные советы, по идее, должны взять на себя важную функцию – контролировать исполнение законов страны и президентских указов, бороться в нынешней непростой экономической ситуации с расточительством и коррупцией, будировать проблемы экологии, защищать права граждан вообще и журналистов в частности.
Через ОС граждане и общество смогут достучаться до власти, через ОС легче будет донести до нее волнующие людей проблемы, решить их. Политическое руководство страны может использовать гражданский контроль как инструмент воздействия на тех, кто саботирует его решения или злоупотребляет своими полномочиями. Тем самым оно сумеет перехватить инициативу у политических оппонентов.
Сегодня начинается новый этап в деятельности ОС. Необходимо принять соответствующую программу и утвердить единое Положение об общественных советах. То, что сейчас каждый из них сам регламентирует свою работу, не совсем правильно. Поэтому предлагаю на предстоящем республиканском форуме общественных советов рассмотреть основные вопросы их функционирования.
Главный из них, на мой взгляд, связан с финансированием. Чтобы обеспечить реальную независимость ОС от акиматов и маслихатов, каждому из них необходимо предоставить отдельный офис, где будут находиться секретариат и общественная приемная. Аренда офиса, зарплата сотрудников секретариата, материально-техническое обеспечение, командировки, проведение «круглых столов», общественных слушаний – эти и другие сопутствующие расходы должны быть предусмотрены отдельной строкой в местных бюджетах. Возможно, следует подумать и об альтернативных источниках финансирования. Например, следует ли выделять на эти цели специальные гранты от государства? Могут ли ОС принимать пожертвования?
В плане практической работы общественных советов предлагаю следующие целевые проекты:
1) «Честные закупки» – обсуждение проектов бюджетов и выполнения бюджетов. Полномочия ОС позволяют этим заниматься (ст.5 закона);
2) «Дорожная карта нарушений законов РК и указов президента РК». Повсеместный контроль за соблюдением законодательных актов просто необходим!
3) «Зеленый Казахстан» – объединение усилий экологов, защитников животных и общественности по охране природы родного края, флоры и фауны;
4) «Проблемы ЖКХ и работа КСК» – это самые больные темы. Больше 85% писем, поступающих в ОС Алматы, связано с этой проблематикой;
5) «Религиозный экстремизм и борьба с терроризмом» – актуальность этих вопросов очевидна, и привлечение гражданского общества к их решению жизненно необходимо;
6) «Цифровой Казахстан». Решение этой задачи требует совместных усилий и контроля со всех сторон;
7) «Народная экспертиза». Ситуацию с формированием цен на продукты питания, лекарства, ряд других жизненно важных товаров и услуг необходимо постоянно отслеживать;
8) «Дорожное строительство». Состояние дорог и дорожной инфраструктуры оказывает серьезное влияние на экономику. Необходим контроль за реализацией правительственных и региональных планов по строительству дорог;
9) «Соблюдение прав заемщиков». Тысячи граждан страны страдают от трудностей, связанных с выплатой ипотечных займов и банковских кредитов;
10) «Модернизация общественного сознания» – актуальная тема для всего государства, и площадка общественных советов является самой подходящей для ее обсуждения.
Как показывают наблюдения, в некоторых регионах ОС не смогли выработать свою принципиальную позицию, поскольку их составы сформированы местной исполнительной властью из числа лояльных людей. Требования закона и установки главы государства, направленные на то, чтобы в ОС пришли наиболее честные и активные представители гражданского общества, кое-где были, можно сказать, проигнорированы. Вот некоторые из типичных проблем.
Функция общественного контроля требует от членов ОС принципиальности при принятии решений. Для этого должны быть устранены возможные случаи конфликта интересов, а они обычно возникают при получении членами ОС грантов и тендеров от управлений акимата.
Жалобы на то, что те или иные члены ОС требовали мзду за свои услуги по «решению проблем», должны быть либо доказаны на основе фактов, либо получить опровержение. Каждый такой случай необходимо запротоколировать, и по нему должно быть принято решение.
При рассмотрении проекта бюджета профильная комиссия должна заранее разослать документы для ознакомления, а затем, на общем заседании ОС, представить свои предложения, озвучить в полном объеме цифры. Проект должен быть одобрен или отклонен решением общего собрания ОС.
Нельзя допускать, чтобы на запросы общественных советов отвечали отписками. Полномочия членов ОС по перепроверке данных, приведенных в ответах на запросы, необходимо закрепить в Положении об общественных советах и продублировать в законе.
Решения по резонансным вопросам вроде повышения тарифов на проезд в общественном транспорте или на вывоз ТБО, работы платных парковок и т.д. не должны приниматься одним членом или одной комиссией ОС. Необходимо решение общего собрания ОС. Важно соблюдать кворум.
Проведение рейдов с участием членов ОС должно фиксироваться на видео с привлечением СМИ.
Работа комиссий ОС должна быть регламентирована. Нужно мотивировать привлеченных экспертов к участию в работе комиссий. Сейчас они помогают безвозмездно, движимые чувством гражданской ответственности.
Рабочие группы, создаваемые для рассмотрения конкретных вопросов, должны нести ответственность перед общим собранием ОС. Их списки должны утверждаться президиумом ОС – только в этом случае деятельность таких групп будет легитимной. В каждой из них должно быть несколько членов ОС с равными полномочиями.
Госслужащий не имеет права оказывать давление на члена ОС или препятствовать его работе, когда тот приходит по общественному делу один или в составе рабочей группы.
Проведение общественных слушаний членами ОС и привлечение к ним представителей любых организаций гарантированы законом. И это должно неукоснительно соблюдаться.
Предложения ОС, направленные в правительство или парламент, не могут быть изменены местной властью. Акиматы вправе лишь передать свои встречные предложения по конкретному вопросу или закону.
Критика действий акимата жителями города в СМИ и в соцсетях должна анализироваться и доноситься от лица ОС в акимат, прокуратуру города и другие органы. При этом необходимо изложить конкретные вопросы – факт нарушения, обоснование, номер документа, когда и кем подписан, кто утверждал программу, кто внес изменения в документ или вольно трактовал его, утвержден ли он маслихатом?
Нужно избавиться от засилья бумаготворчества. Некоторые члены ОС слишком увлекаются этим – вместо того, чтобы работать непосредственно с людьми, о благе которых они и должны думать. Причина здесь в том, что для таких членов ОС главным «оценщиком» являются не жители, а госорганы. Рекомендации, предложения, поправки в законодательство нужны только тогда, когда они базируются на требованиях граждан. Перед выработкой каждой такой рекомендации необходимо советоваться с населением.
Пассивные члены ОС, пропускающие заседания, не работающие с простыми людьми, безынициативные, при всем уважении к их прошлым заслугам, должны удаляться из состава ОС. Например, общественный совет Алматы принял решение: в случае, если член ОС пропустил три заседания, он может быть лишен своих полномочий.
Принципиальность и честность, активная гражданская позиция, отстаивание интересов гражданского общества – эти качества должны быть приоритетными при оценке деятельности члена ОС и всего общественного совета.
Если говорить в целом, то необходимо сделать этот институт общественного контроля именно таким, каким он предусмотрен в законе. Сам Закон «Об общественных советах» следует, исходя из аккумулированного опыта практической работы, дополнить конкретными статьями.