Кроме того, на этой неделе в суде выступил экс-сотрудник управления сельского хозяйства, который числится в списке подсудимых
В суде №2 Костаная продолжается рассмотрение дела директора мясоперерабатывающего завода TOO BEEF EXPORT GROUP Александра Пархоменко и еще 29 человек, которые, по версии следствия, создали «мясное ОПГ», незаконно получая субсидии и не доплачивая налоги.
Напомним, что на прошлых заседаниях в качестве эксперта допрашивали директора филиала ТОО «Казахский научно-исследовательский институт перерабатывающей и пищевой промышленности», доктора PhD Ануарбека Суйчинова. Он делал заключение по заводу TOO BEEF EXPORT GROUP и отметил, что мощность предприятия на самом деле куда ниже, чем указано в заявке на субсидии.
Адвокат Пархоменко Илья Лунев заявил отвод эксперту, посчитав его некомпетентным, так как Суйчинов делал свои выводы исходя из теоретических познаний советского учебника 50-х годов и не выезжая на предприятие. Судья Алтын Байжуманова ходатайство стороны защиты оставила без удовлетворения.
На процессе продолжили допрос свидетелей. Так, адвокаты Пархоменко пригласили для дачи показаний Федора Федоровского, который работает технологом в TOO BEEF EXPORT GROUP. Мужчина рассказал, что имеет большой опыт работы на мясокомбинатах разных стран, в том числе России и Великобритании. Он отметил, что принцип работы оборудования везде один и тот же, и утверждал, что на заводе Пархоменко могут забивать 1500 голов скота в сутки, если не больше.
Примерно о том же говорил и другой свидетель, Роберт Хмелевский. Это представитель польской компании, которая поставляла на завод Пархоменко холодильное и вентиляционное оборудование. Свидетель выступал онлайн.
Хмелевский рассказал, что 1 мая 2020 года он заключил договор с TOO BEEF EXPORT GROUP на поставку техники. Изначально договаривались, что польская фирма выполнит и монтаж оборудования, но позже Пархоменко от этих допуслуг отказался ввиду дороговизны.
— Потом мы проверили, монтаж был выполнен качественно, — отметил Роберт Хмелевский. — Оборудование было частично польского, частично немецкого производства. Максимально можно было пропустить 90 голов КРС в час. Вообще мощность оборудования измеряется в кВ/ч, но при его подборе закладывается пропускная способность, чтобы рассчитать нагрузку. В данном случае было до 90 голов в час. Это было и пожелание клиента, и наш опыт. Мы всегда закладываем с запасом, потому что цеха увеличивают производительность.
Так может ли завод переработать 1500 голов скота в сутки? Это уточнил подсудимый Пархоменко. Хмелевский ответил, что да, и даже больше.
При этом свидетель подчеркнул, что 90 голов в час — это не исключительно их расчеты, а еще и компании, которая поставляла Пархоменко оборудование для убоя. Важно, чтобы и холодильники, и остальная техника друг другу по мощности соответствовали.
В тот же день на вопросы суда и сторон отвечал уже экс-сотрудник управления сельского хозяйства и ныне подсудимый по данному делу Аслан Досмагамбетов.
По версии следствия, он состоял в рабочей группе по рассмотрению заявок на получение субсидий, убедил коллег незаконно одобрить заявку Пархоменко и впоследствии рассчитывал на вознаграждение от него.
Сам Досмагамбетов это отрицал и заверял, что изучил все документы, поданные заводом, насколько мог, и одобрил заявку. При этом подсудимый ответил, что в силу отсутствия специальных познаний досконально не изучал документ от компании «СНК-проект», которая делала для предприятия заключение по мощности.
— У меня даже вопросов не было по мощностям, потому что она оговаривалась с самого начала. Во всех документах она была прописана. У меня не было сомнений, что что-то может не соответствовать действительности, — уверял подсудимый.
Досмагамбетов, отвечая на вопросы сторон, еще раз напомнил, что заявки подаются онлайн, а сумму субсидирования вычисляет программа, то есть это происходит автоматически. При этом подсудимый все равно говорил о формулах, о расчетах. Суд посчитал, что Досмагамбетов сам себе противоречит и путается в показаниях.
— В обвинительном акте сказано, что вы, имея большой опыт работы в данной сфере, знали о преступной деятельности TOO BEEF EXPORT GROUP. Можете это как-то прокомментировать? — задал вопрос адвокат Пархоменко Илья Лунев.
— Нет, для меня это тоже стало большой новостью, почему следствие сделало такие выводы, — ответил Досмагамбетов.
Далее подсудимый рассказал, что он в целом о данном предприятии знал и целенаправленно собирал о нем информацию, когда заступил на свою должность в управлении, так как его отдел курирует инвестиционные проекты региона.
— Есть целая дорожная карта, которая утверждается акимом области. Она должна исполняться, потому что это влияет на рейтинг акима области, — подчеркнул Досмагамбетов.
Все обвинения в том, что он убеждал других членов группы одобрить заявку Пархоменко и состоял с ним в преступном сговоре, направленном на хищение денег, Досмагамбетов отрицал.
— Ваша позиция какова: вы законно одобрили заявку или незаконо? — резюмировал Лунев.
— Законно, — заключил Досмагамбетов.
Рассмотрение дела продолжится на следующей неделе.
Татьяна ФАЙЛЬ, скриншоты из видео ИА «ТоболИнфо»