Или о том, почему госорган не заинтересован, чтобы перевозчики получали субсидии
Из 517 населенных пунктов, где проживают более 100 человек, в Костанайской области на сегодня, по данным руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Олжаса Нургалиева, охвачено автобусным сообщением только 185. Еще 119 пунктов вообще не рассчитывают на транспорт, так как там проживают менее ста человек.
Пару лет назад в сфере пассажирских перевозок появилось понятие «субсидии», которые, по идее, должны были помочь разрешить проблему отсутствия транспортного сообщения. Но, к сожалению, их получают единицы, основной получатель субсидий — ИП Муканов.
— Мы говорили перевозчикам, чтобы они подавали, но они неправильно оформляют документы, вот и не получается у них, — комментирует ситуацию руководитель отдела управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Гульнар Бекмухамедова.
При этом, как она сама признается, в управлении не было ни одного обучающего семинара или тренинга, чтобы перевозчикам области рассказали, как оформлять документы.
— Мы несколько раз ходили в управление пассажирского транспорта, чтобы нам разъяснили. Всю информацию не дают, а лишь отрывками, и каждый раз новые замечания, — говорит директор ТОО «Рудныйавтотранс» Султанбек Ермуханов. — В конце концов мы поняли, что госорган просто не хочет, чтобы мы получили субсидии…
О том, что управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог давно перестало с ними работать, рассказывают и другие автоперевозчики области.
— Но мы же работаем индивидуально, — признается Гульнар Сабировна.
Индивидуальная работа закончилась тем, что любимцем у управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог оказался Муканов. Под него даже заявки подают. Например, в Житикару перевозки осуществляют несколько перевозчиков, но в перечень социально значимых сообщений указывают только те маршруты, которые выполняются ИП Мукановым, вплоть до времени – Костанай-Житикара-Костанай. Время отправления из Костаная в город Житикару — 7 часов 15 минут или 14 часов 50 минут. С таким письмом в прошлом году управление обратилось к областным депутатам.
В июле прошлого года заместитель премьер-министра — министр финансов Ерулан Жамаубаев отметил некачественную работу по развитию автобусных перевозок и общественного транспорта акиматы Алматы и Костанайской области. По итогам совещания, посвящённого проблемным вопросам бизнеса, было решено рассмотреть ответственность виновных должностных лиц с информированием Канцелярии премьер-министра РК. Что и как проинформировали, известно только чиновникам управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Одно можно сказать, что за последние полгода лишь ухудшилось качество перевозок. 308 поселков оторваны от областного центра. Более того, в городе даже не знают, откуда и куда можно уехать. Действует четыре пункта отправки пассажиров, при этом информации о них нигде нет. Представьте гостя, приехавшего в наш Костанай: куда ему ехать и откуда отправляться в тот же Узунколь или Житикару?
— Мы сейчас работаем над увеличением субсидий для перевозчиков, — заметил аким области Кумар Аксакалов журналисту «ТоболИнфо» во время единого приема граждан.
Но, как показывает практика, даже если деньги будут, пойдут ли перевозчики? Не пропала ли у них вера к чиновникам управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог?
Ангелина Токбаева