Недавно на республиканских интернет-сайтах прошла информация о том, что водный источник «Соснового бора» зарос. Не отреагировать мы не могли, это озеро – гордость не только Костанайской области, но и всего Казахстана
Корреспонденты «НК» побывали на месте. Водоросли есть. Но опасны ли они? Ситуацию попросили прокомментировать эксперта-альголога Сергея Кожевникова.
Наш собеседник – магистр биологии, старший преподаватель кафедры биологии, экологии и химии КРУ им. А. Байтурсынова.
– Сергей Константинович, как давно вы занимаетесь изучением водорослей?
– Уже примерно 25 лет, причем исследование биологического разнообразия водорослей я проводил как в отношении естественных, так и искусственных водоемов Костанайской области.
– Недавно на одном из центральных каналов, а после в Сети прошла информация «Грязная жемчужина Костанайской области». Одна из отдыхающих в «Сосновом бору» сняла видеоролик, где показала водоросли, растущие вдоль берега озера. При этом женщина обвинила администрацию санатория в недолжном санитарном уходе. Что скажете по этому поводу?
– Могу однозначно сказать, что этот человек не понимает особенностей функционирования природных озерных экосистем нашего региона, для которых характерно высокое биологическое разнообразие различных групп водных организмов, водорослей, представителей высшей водной растительности (например, тростник и рогоз), мелких ракообразных и определенных видов пресноводных рыб. Озеро «Соснового бора» – это природное явление, а не искусственный водоем или бассейн.
– А что за водоросль была снята на камеру автором?
– Мною были взяты пробы воды и конкретно пробы данной водоросли. Это представитель рода кладофора (вид: кладофора гломерата), зеленая нитчатая водоросль, абсолютно безопасная для человека. Она относится к видам-космополитам. По отношению к минерализации относится к группе индифферентов, то есть существуют в водоёмах с различной соленостью. Представители рода кладофора встречаются повсеместно во всех водоёмах области и не только, причем качество воды для них не играет особой роли. Виды данного рода живут как в абсолютно чистых высокогорных реках с очень пресной водой, так и сильносоленых водоемах, например, в Каспийском, Азовском и Черном морях. В простонародье данную водоросль называют тиной.
Кстати, вы можете и дома ее вырастить. Достаточно профильтровать воду через любой фильтр типа «кувшин» и оставить на солнце в пластиковой емкости, через неделю на дне появится зеленый налет, среди него – тонкие зеленые ниточки, это и есть кладофора. И заметьте, это в очищенной фильтром воде! Причем антибактериальные свойства на ее развитие не влияют.
– Данная водоросль может вызывать отравление человека или вообще плохо сказаться на его здоровье?
– Нет, это абсолютно безопасный организм, причем остатки данной водоросли входят в состав лечебной грязи, а в высушенном виде она является прекрасным удобрением.
– Почему, по-вашему мнению, началось заметное ее развитие в озере на территории санатория «Сосновый бор»?
– Основной причиной является высокая температура воды и глобальное потепление. Все жители нашей области, наверное, заметили, что последние годы лето у нас начинается не в июне, а в мае. Теплый период – благоприятный для развития, будь то деревья, кустарники, травы или водоросли, стал более продолжительным. Следовательно, например, таллом (тело) водоросли кладофора начинает формироваться гораздо раньше, а высокая температура воды приводит еще и к снижению свободного кислорода в воде, что в свою очередь замедляет процессы разложения иловых отложений и создает благоприятные условия для развития данного типа водоросли.
– Стоит заметить, что на курортах Турции или санаториях Европы в бассейнах или местных прудах водорослей нет.
– В данном случае мы сравниваем два абсолютно разных типа водоемов – природный, к которому относится рассматриваемое нами озеро, и искусственный. Например, чистота воды в бассейне на территории гостиницы обуславливается следующими факторами. Во-первых, объем воды в бассейне намного меньше, чем в озере. Во-вторых, вода там находится в режиме постоянной циркуляции в системе очистки и фильтрации. Но и главное, для того чтобы там не развивались водоросли или какие-либо бактерии, в воду добавляют специальные химические соединения, например, альгоциды.
– Почему же не добавить альгоциды в нашу «жемчужину»?
– Ни в коем случае! «Альго» переводится как водоросль, «цид» – убивающий. Альгоциды представляют собой химические соединения, убивающие водоросли. Чаще всего это вещества на основе ряда азотных соединений, меди или вещества, которые при добавлении выделяют свободный хлор (хлорирование). В бассейн их добавляют в концентрациях, относительно безопасных для здоровья человека. Но для того чтобы они подействовали на флору природного озера, их концентрация должна быть на порядок выше. Но данная концентрация уже токсична и для самого человека. А мы говорим про санаторий, куда часто приезжают лечиться люди с букетом хронических заболеваний, а тут озеро, от которого несет хлоркой! Купаться в нем или отдыхать на его берегу уже точно никто не будет.
– Так что же делать? Как, не навредив, привести в эстетический вид водоем?
– Администрация санатория и так применяет ряд методов борьбы, которые безопасны для отдыхающих. Во-первых, это механичная уборка у побережья. Во-вторых, это биологический метод борьбы. В частности, этим летом в озеро была запущена микроскопическая водоросль хлорелла, которая успешно прижилась. Она со временем усилит конкуренцию за питание с той же кладофорой. Кроме того, особенностью хлореллы является обогащение воды кислородом, что уменьшит образование донного ила и ограничит благоприятные условия для развития кладофоры. Кстати, как мне сказали в администрации, после добавления хлореллы прозрачность воды улучшилась, а это говорит о том, что происходит постепенное уменьшение органической взвеси в толще воды, а возможно и уменьшение иловых отложений на дне.
– А сама хлорелла безопасна для отдыхающих?
– Хлорелла – это микроскопическая одноклеточная водоросль, невидимая невооруженным глазом. Считается одной из двух съедобных одноклеточных водорослей (вторая – спирулина). Доказана ее противогрибковая и антибактериальная активность. Так что эта водоросль абсолютна безопасна. Кроме того, она галофил, то есть предпочитает жить в соленых водоемах, к которым относится данное озеро. Вообще-то в озере практически невозможно заразиться какой-либо инфекцией, так как минерализация примерно в 8 раз выше, чем, например, в реке Тобол. При таком значении концентрации солей болезнетворные организмы, будь то бактерии или простейшие, просто не выживут.
– Что вы посоветуете администрации, чтобы в дальнейшем ситуация с развитием водорослей в данном водоеме улучшилась?
– Во-первых, продолжить работу по хлорелле. При этом желательно следить за биомассой в озере хотя бы путем анализа проб раз в квартал.
Во-вторых, при возможности проводить искусственную оксигенацию воды, то есть добавлять кислород через компрессор с периодическим контролем уровня иловых отложений.
В-третьих, периодически брать пробы воды на гидрохимию. Особенно по таким показателям, как минерализация, БПК5 и ХПК, чтобы не допустить резкого опреснения воды, которое может спровоцировать массовое развитие нитчатых водорослей.
Источник: «Наш Костанай»