В немецком Оберхаузене проводится старейший фестиваль короткометражного кино. Проводится с 1954 года. Свои первые работы здесь представили такие известные режиссеры, как Мартин Скорсезе, Джордж Лукас, Роман Полански. В этом году в число 53 работ из 33 стран мира отобрали и картину костанайца Адиля Мусатаева. В мир кинематографа Адиль попал в 2010 году. На киностудии «Казахфильм» молодой человек занимал небольшие должности, затем стал ассистентом режиссера. Наконец, в конце 2017-го, на площадке творческо-производственного объединения «Дебют» снял собственный фильм, пишут «Костанайские новости».
«Письмо»
Это фильм, основанный на реальной истории. Воспитанник детского дома в Оскемене написал письмо своей маме – это и стало стержнем сценария. Сценарий также принадлежит Адилю. Автор идеи — Назым Дюсембинова.
Тернии
Трудности преследовали фильм с самого начала. Адиль потерял надежду на финансирование, приехал в Костанай, и тут звонок. Его художественный руководитель, известный режиссер, почетный гражданин Франции Дарежан Омирбаев сообщил, что деньги выделили, и Адилю нужно срочно лететь в Алматы.
Фильм нужно было снять и смонтировать за месяц. Кроме цейтнота возникла проблема с локацией – местом съемок. Департамент образования Алматы отказал предоставить детский дом.
— Вероятно, опасались, что фильм повредит имиджу их системы. В конце концов департамент нам стал помогать, — делится Адиль. — Но времени стало еще меньше. Многое я бы переделал сейчас, но такой был ритм. Этот месяц я едва ли спал.
Серик
Адиль прислал ссылку на фильм и пароль с просьбой никому его не давать. Кроме Оберхаузена «Письмо» ждет и другая фестивальная жизнь.
Картина начинается в ночном, зимнем лесу. Издалека раздается казахская колыбельная, неясная женская фигура. Это сон мальчика по имени Серик – сон пройдет рефреном по фильму. Мальчик хочет догнать женщину, увидеть ее лицо, но просыпается.
Серик не такой, как его соседи по комнате. В столовой детям на десерт раздают яблоки, они выносят их и отдают крупным ребятам. Только Серик демонстративно надкусывает яблоко и проходит мимо. За это его бьют, а товарищи наблюдают.
У мальчика есть союзник – воспитатель Мария. За 30 минут, которые идет фильм, Серику начинаешь сопереживать. Он заступается за соседей – его бьют. Он перелазит забор, покидает детдом. В продуктовом магазине незаметно берет с полки сгущенное молоко. В этот момент входит мужчина, останавливает Серика и забирает сгущенку.
На улице мужчина (Кайрат) говорит, что отдаст купленное им молоко, если мальчик поможет ему. Но когда узнает, что он из детского дома – отдает банку.
— Больше не попадайся, — советует он и садится в машину. Серик после раздумья останавливает машину. Во дворе частного дома Кайрат рубит дрова, а Серик складывает их в поленницу. Супруга Кайрата зовет их на ужин.
За столом Кайрат рассказал жене, что забыл в магазине кошелек, а Серик догнал и отдал его.
— Вечно ты все забываешь. А ты, Серик, молодец, — супруга кладет ему самый вкусный кусочек.
Мальчик, помолчав, говорит:
— Я украл молоко в магазине, а Кайрат увидел и купил его для меня…
Немая сцена. Следующий кадр – Серик и его соседи за ночным столом в комнате едят сгущенное молоко.
Кайрат
Адиль рассказал, что с оператором Акылбеком Абдурахмановым, художником-постановщиком Ратмиром Назаровым они прорабатывали каждый план так, чтобы его можно было понять без слов. Другая задача – ритм. Ритм одновременно и динамичный, и тягучий.
Марие Захаровне Серик признается, что хочет написать маме. Женщина узнает адрес и дает ему конверт:
— Твоей маме было 16 лет, когда она тебя родила.
Мальчик рисует огненную жар-птицу и подписывает: «Мама, я люблю тебя». В обратном письме из конверта выпадает жар- птица, разрезанная на мелкие кусочки.
Серик переживает потрясение. Снова зимний лес, разбитый дом без окон, мальчик с остановившимся взглядом. Он возвращается в детский дом. В коридоре дети играют в «Море волнуется – раз». Он проходит сквозь застывших в разных позах детей, не видя их. Дети заканчивают игру и с криком убегают – напряжение достигает пика. Мальчик поворачивает за угол, навстречу ему с кресла встает Кайрат. Финальная сцена: воспитанники у окон детдома смотрят во двор, по которому уходят мужчина и ребенок с рюкзаком за спиной.
Океан
— Кафка говорил, что роман должен разбить в человеке замерзший океан. Пока я смотрел фильм, у меня несколько раз щипало глаза, а потом я и вовсе расплакался. Так что океан «Письмо» разбило.
— Правда, фильм не попал в призы – он оказался слишком классическим. Победили экспериментальные работы. Но для меня это важный опыт, –сказал Адиль.
— И к тому же дебют. «Культурный кинематограф – путь к образованию» — это ведь эпиграф к фестивалю Оберхаузен. Зря департамент образования не хотел помогать в начале. Твое кино — это воспитание души, а этого современному образованию как раз не хватает. Надеюсь, в дальнейшем твои работы будут находить понимание везде.
— Я тоже на это надеюсь, спасибо…