К слову, собственник закрытого на ремонт отрезка железнодорожного пути не уведомил предпринимателей заранее
В редакцию «ТоболИнфо» поступили жалобы от руководителей предприятий о том, что с 9 мая перекрыт участок дороги, через который свою продукцию доставляет основная часть крупных предприятий. Полотно давно нуждалось в ремонте, однако, как утверждают некоторые пострадавшие фирмы, их заранее никто не предупредил, поэтому времени найти альтернативу не было. Среди фирм-экспортеров ТОО АПК «Кунай», ТОО «Эталон авто», ТОО КФ «Маслодел трейд», ТОО «Бірлік», ТОО «База сжиженного газа» и многие другие, в общей сложности около 20 предприятий.
— Мы несем огромные убытки, платя за простой вагонов, — рассказывает директор ТОО АПК «Кунай» Ильяс Шалов. — Каждый день приходится платить за каждый вагон, с 9 мая набежала уже приличная сумма, больше миллиона. Тупики закрываются на неопределенное время, то есть мы не можем даже рассчитать убытки. Мы не можем ни получить, ни отправить товар. Никому не можем предъявить. Сейчас у нас стоит 13 вагонов, убытки будут около 1,5 млн тенге.
Закрытие данного участка дороги — далеко не единственная проблема, возникшая между собственником пути и пользователями. Буквально недавно между ними бушевал конфликт из-за тарифов по перевозке, сейчас многие руководители предприятий уже опустили руки и молча выполняют условия монополистов.
ТОО «Алтын дән» занимается хлебоперерабатывающим производством. Руководитель предприятия Асылбек Курбанов с возмущением рассказывает, что из-за действий ЦТС многие предприятия стоят на грани банкротства.
— С нами никто не хочет работать, несмотря на то что наши услуги дешевле, чем у остальных. Мы писали куда только можно, никто не может на них повлиять. Они недобросовестно выполняют свои условия. Выкачивают из нас всю прибыль, мы уже стоим на грани банкротства, и не только мы. У нас 12 вагонов уже 15 дней стоят, убытки растут в геометрической прогрессии, — сетует Асылбек Шержанович.
Кроме постоянных незапланированных ремонтных работ собственники самого проходимого участка дороги грешат постоянным повышением тарифов. По сравнению с 2015 годом, сейчас предприниматели платят за перевозку вагонов в три раза больше.
— Конкурентного пути рядом нет, — объясняет юрист ТОО «Эталон авто» Арман Мухамбетов. — Получается так, что мы являемся заложниками их условий, у нас нет другого выхода. В 2015 году, к примеру, мы платили за один вагон 9 тыс. тенге, сейчас эта сумма составляет 30 тыс. Есть разница? Мы выплачиваем все, как положено, а они закрывают без предупреждения. Более того, пути не соответствуют нормам.
ТОО «Маслодел трейд» также жалуется на безвременный ремонт. По словам супервайзера Анны Евтеховой, смена способа отгрузки плюс аренда тупика для простоя лишь одного вагона обошлась предприятию около 150 тыс. тенге. Это с условием, что эту продукцию есть возможность разгружать фурами. Чего не сделаешь с продукцией предприятия «База сжиженного газа» — вагоны с газом вынуждены ждать открытия путей.
Пока материал готовился в печать, директор ЦТС сообщил, что участок дороги уже открыт. Но, как показывает предыдущий опыт сотрудничества с этими монополистами, эта проблема поднимается далеко не в последний раз.
Алина СУШКО
Фото и видео Нуржана СМАИЛОВА