Статью закона «О реабилитации и банкротстве», которая предусматривает субсидиарную ответственность, в случае, если должник не обратился в суд о признании банкротом в течение шести месяцев, после того как узнал о наступлении неплатежеспособности, предлагают отменить. Об этом сообщил Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев, отвечая на депутатский запрос, передает Tengrinews.kz.
Как известно, 26 марта 2014 года вступил в действие закон Республики Казахстан от 7 марта 2014 года «О реабилитации и банкротстве». С момента введения его в действие одним из распространенных оснований (более 85 процентов), по которым в процедуре банкротства учредители и должностные лица банкрота привлекаются к субсидиарной ответственности, является нарушение подпункта 3) пункта 2 статьи 11 Закона, то есть не обращение должника в течение шести месяцев в суд с заявлением о признании его банкротом со дня, когда должник узнал о наступлении неплатежеспособности. По состоянию на 1 апреля текущего года 3709 должников с суммой задолженности 4, 953 триллиона тенге находятся в процедуре банкротства.
«В свою очередь, из указанного количества банкротов имущество числится только по 600 должникам (или 16 процентов), в связи с чем, погашение задолженности кредиторов составило 58 миллиардов тенге (или 1,1 процента). При этом по результатам процедуры банкротства не в полном объеме погашена задолженность кредиторов 3655 банкротов, которые, в свою очередь, также являются субъектами предпринимательства и несут убытки в связи с банкротством контрагента – должника», — пояснил Сагинтаев.
«В рамках разработки проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства» основание по привлечению к субсидиарной ответственности, предусмотренное подпунктом 3) пункта 2 статьи 11 Закона, в связи с пересмотром понятия неплатежеспособности планируется к исключению», — добавил он.
Отметим, эта статья гласит, что должник обязан в течение шести месяцев обратиться в суд о признании его банкротом со дня, когда должник узнал или должен был знать о наступлении неплатежеспособности, за исключением случая, когда в отношении должника вступило в законную силу решение суда о применении процедуры урегулирования неплатежеспособности.
Как ранее поясняли в КГД, если это требование будет проигнорировано, и, в итоге, на банкротство подаст кто-то из кредиторов, руководитель, пренебрегший этой обязанностью, будет вынужден отвечать всем своим личным имуществом по тем долгам предприятия, на погашение которых не хватило имущества предприятия.
Отметим, согласно закону «О реабилитации и банкротстве» должностными лицами являются: член совета директоров акционерного общества, руководитель (заместитель руководителя) юридического лица — несостоятельного должника, а также иное лицо, входящее в коллегиальный исполнительный орган юридического лица, наделенное постоянными или временными полномочиями по управлению юридическим лицом, главный бухгалтер (заместитель главного бухгалтера) юридического лица — несостоятельного должника, а равно иное лицо, временно исполняющее его обязанности.
Стоит отметить, что сейчас Комитетом государственных доходов Казахстана обсуждается законопроект, согласно которому отвечать своим личным имуществом должны будут только фактически виновные в доведении бизнеса до банкротства. «Законопроект предусматривает введение норм, устанавливающих ответственность фактических бенефициаров банкротства, то есть непосредственно тех лиц, в результате чьих действий предприятие стало банкротом. Данное нововведение позволит пресечь схемы по назначению в преддверии банкротства в качестве руководителей лиц, не имеющих зарегистрированного имущества, а также постоянного места жительства», — сообщила ранее руководитель управления реабилитации и банкротства КГД МФ РК Айгуль Уалиева.
Отметим, в Казахстане установлена ответственность за преднамеренное банкротство.