В ходе встречи с премьер-министром Бакытжаном Сагинтаевым президент Казахстана Нурсултан Назарбаев высказал опасения по поводу влияния западных санкций в отношении РФ на экономику РК, передает forbes.kz.
— Я считаю, что правительство напряженно работает. Я обращаюсь ко всем, до конца года мы должны организованно отработать, чтобы выйти в этом году с хорошими показателями. Существуют риски. Колебания цен на наши энергоносители, сырьевую продукцию. Влияние, возможно, западных санкций в отношении России. Это надо учитывать, — сказал Нурсултан Назарбаев.
Министр национальной экономики РК Тимур Сулейменов также прокомментировал влияние антироссийских санкций на экономику Казахстана.
— В долгосрочном периоде эти санкции будут иметь определенное влияние на экономику России. Соответственно, будучи страной-соосновательницей ЕАЭС, нам также необходимо будет смотреть, какое влияние будет на нас. Допустим, поднимался вопрос по трубопроводам. Трубопровод, который связывает нашу нефть с морями, в частности, с Новороссийском, в санкциях не прописан. То есть сами же американские компании, такие как «Шеврон», которые являются инвесторами в Каспийском трубопроводном консорциуме, добились от конгресса того, чтобы транзитные трубопроводы были исключены из-под санкций. В этой части эффекта на доставку нашей нефти на внешние рынки не будет, — сообщил Тимур Сулейменов журналистам в кулуарах заседания правительства.
Министр призвал подготовится к возможному влиянию западных санкций в отношении РФ, но подчеркнул, что сгущать краски не стоит.
— Мы не считаем это каким-то чрезвычайным событием. Мы считаем, что эффект будет иметь примерно такой же, как любое повышение или понижение цены на нефть или индекса на металлы, либо снижение экономики в любом из наших стран-партнеров. То есть чего-то экстраординарного, с немедленным эффектом не происходит, — отметил он. — Что касается возможного ухудшения экономического состояния в России — так было всегда. Мы всегда живем в такой ситуации, когда происходит замедление у другого партнера, к примеру, у Китая. Они росли по 6,9-7%, сейчас предполагается, что 6,3%. Российская экономика и так была, к сожалению, в не лучшей форме. Она два года подряд показывала спад, поэтому мы к этому привыкли. В этом году планируется определенный рост — это уже положительно.
Обозреватель Forbes.kz обратилась к экспертам и спросила могут ли западные санкции в отношении РФ повлиять на экономику РК.
Тенге под угрозой
Эксперт, пожелавший остаться неназванным, считает, что основные риски антироссийских санкций связанны с курсом рубля по отношению к иностранной валюте.
— Снижение курса рубля может оказать давление и на нашу валюту, так как РФ является нашим крупным экономическим партнером. Нацвалюта Казахстана в этом случае может девальвировать до 400 тенге за $1, а если власти этого не допустят, то под ударом окажутся казахстанские производители — сказал он.
В этом случае Казахстану, чтобы защитить отечественных производителей, по мнению эксперта, придется запретить ввоз ряда товаров из России.
Дело в политике, а не в экономике
Старший партнер консалтинговой компании CSI Олжас Худайбергенов уверен, что антироссийские санкции не повлияют на экономику Казахстана.
— Прямое влияние санкций в отношении России на нашу экономику нулевое, так как санкции не вводятся против Казахстана. Косвенное влияние тоже практически нулевое, так как давление санкций на экономику России в целом небольшое. Нам надо больше думать о внутренних проблемах, в первую очередь о том, как повысить эффективность системы госуправления, — отметил он.
Олжас Худайбергенов напомнил, что практика санкций действует постоянно, только поводы постоянно разные.
— Каждый раз эти санкции снижали объем взаимной торговли США и России, но какую-либо значимую роль не несли, так как объем торговли был в целом всегда невысок, плюс всегда существовали разные лазейки для обхода. Нынешние санкции тоже особого изменения в ситуацию не вносят, — подчеркнул он.
Старший партнер консалтинговой компании CSI вспоминает, что, начиная с 2014, большая часть американских компаний начала сворачивать свою деятельность на территории РФ, стараясь не поставлять оборудования или не предоставлять финансирование. В результате, по наблюдениям Олжаса Худайбергенова, экономика России не особо пострадала. Большее влияние на экономику федерации, по мнению эксперта, оказали снижение цен на нефть и неэффективности собственной системы госуправления.
— У новых санкций есть три особенных момента. Во-первых, санкционный режим институционализируется и его трудно отменить, и, мне кажется, российская элита больше переживает по поводу политических персональных последствий, нежели общеэкономических. Во-вторых, этот режим вносит ясность в долгосрочную перспективу по санкциям, что, скорее всего, вынудит Россию заняться вопросами реальной эффективности системы госуправления. В-третьих, санкции больше призваны нанести ущерб экономическим отношениям между Россией и Европой, что может вызвать возмущение Европы, точнее, уже вызвало. В условиях высокой импортозависимости России санкции помогают снизить импорт и нарастить производство, тогда как импорт, в первую очередь, из Европы, будет сокращаться, что чревато снижением экономики и потерей рабочих мест. Для США снижение торговли с Россией не столько критично. В целом новые санкции имеют больше политическое значение, нежели экономическое, – говорит Олжас Худайбергенов.
Пойдут ли Штаты на ЕАЭС?
Директор ТОО «OilGasProject» Жарас Ахметов обратил внимание на то, что значительная часть санкций в этом законе уже давно действует. Дело в том, что новое решение Белого дома лишь ввело в ранг закона уже принятые еще Бараком Обамой санкции. Теперь президент США не может их самостоятельно отменить, только с согласия конгресса.
— Конечно, часть санкций была ужесточена. Например, сократили предельные сроки кредитования российских государственных банков. Однако банки и при старых сроках не особо могли кредитоваться. Также на этот раз санкции коснулись участия в проектах по строительству, расширению и модернизации проектов по транспортировке нефти и газа. Они, возможно, заденут проект расширения Каспийского трубопроводного консорциума. Однако еще не факт, что КТК под них попадет, — сказал он.
Учитывая это, Жарас Ахметов уверен, что непосредственный новый негативный экономический эффект для России будет незначительным, потому что речь идет о вариациях уже действующих санкций. Более того, по мнению эксперта, в этом законе больше угроз, чем реальных действий.
Между тем, Жарас Ахметов считает, что новый закон содержит потенциальную угрозу для Казахстана на будущее.
— Пока неясно, как отразятся ограничения на сотрудничество с российскими компаниями на казахстанских компаниях. Есть вероятность, что до поры до времени они могут остаться вне поля зрения американцев. Если противостояние между США и Россией будет усиливаться, если Штаты захотят отколоть от России союзников, они будут шантажировать Казахстан распространением санкций и на наши компании, — предположил Жарас Ахметов.