6 сентября в Астане откроется ежегодный съезд глав суверенных фондов, где соберутся три десятка руководителей госфондов со всей планеты. Они впервые встречаются в одной из бывших союзных республик, что для всего финансового мира, на мой взгляд, является совершенно однозначным сигналом — «здесь есть на что посмотреть».
Главы 32 крупнейших суверенных фондов из 31 страны, объединившихся в организацию под названием Международный форум суверенных фондов, ежегодно собираются в разных точках планеты в ведущих городах мира, чтобы обсудить глобальные экономические тренды. В этом году они встретятся в Казахстане поговорить на самые насущные для держателей больших государственных денег темы — как распределить активы и управлять рисками на нестабильных мировых рынках и каков может быть инвестиционный сценарий для суверенных фондов в горизонте пяти лет.
Помимо дискуссий на глобальные темы главы фондов обсудят и вполне прикладные вопросы — инвесторам расскажут о финансовом положении выходящих на IPO госкомпаний Казахстана. Правительство страны запускает вторую волну приватизации и намерено отдать в руки частных инвесторов доли в гигантских предприятиях: на биржу выходят «Эйр Астана», нефтегазовая «КазМунайГаз», железнодорожная «Казакстан Темiр Жолы», «Казпочта», национальный оператор по импорту-экспорту урана «Казатомпром» и много других. Все они сегодня находятся под управлением казахстанского фонда нацблагосостояния «Самрук-Казына».
Активы, конечно, находятся в привлекательных для инвесторов отраслях. Но здесь встает вопрос их доходности и, самое главное, надежности. Ведь для любого фонда нацблагосостояния главный принцип работы — сохранить и приумножить деньги своей страны. А чтобы этой цели добиться, нужно их вкладывать в надежные предприятия.
Вопрос надежности и доходности, да и вообще состояния активов, входящих в сектор госбизнеса в постсоветских республиках, до сих пор открыт. Ведь пережить распад Союза, справиться со свалившейся на голову независимостью, понять, что с ней делать, как дальше управлять доставшимся экономическим наследством, были способны немногие республики. Ведь во всех республиках бывшего СССР были построены и действовали сотни предприятий — машиностроительные, нефтяные, текстильные, горнорудные, пищевые. Список можно продолжать долго. И что с ними стало? Некогда гремевший на весь СССР Ереванский автомобильный завод, например, выпускавший автофургоны, в начале 2000-х был закрыт. В другой бывшей республике — Узбекистане — есть не менее печальный пример. Созданный там авиационный завод «ТАПОиЧ», выпускавший такие самолеты, как Ил-76, был переориентирован на выпуск сначала авиационных комплектующих, после здесь было производство автозапчастей, потом строительных материалов, с 2015 года завод производит дверные замки. Опять же, список можно продолжать долго.
Понятно, что все республики начинали независимый путь с разных стартовых позиций. Но тому же Казахстану после Беловежских соглашений с трудом удавалось сначала поднять экономику на ноги, а потом выстоять в турбулентности череды экономических кризисов.
Почти весь госбизнес здесь отдали в управление фонду нацблагосостояния «Самрук-Казына», который в 2014 году запустил пятилетнюю программу трансформации самого себя и дочерних компаний. Суть программы в том, чтобы, во-первых, сделать портфельные компании фонда привлекательными для зарубежных инвесторов, то есть повысить их стоимость и доходность. Во-вторых, превратить фонд из управляющего госимуществом в активного инвестора, разумно распоряжающегося национальным капиталом. И, в-третьих, уйти от формата министерства, которым фонд, по сути, раньше был, и стать эффективной компанией, не уступающей частным компаниям по качеству корпоративного управления.
Судя по данным отчетности фонда, путь казахстанцы выбрали верный — финпоказатели компаний фонда за последние два года значительно выросли. Например, одна только чистая консолидированная прибыль фонда всего за два года с начала трансформации выросла на 90 процентов. Находящиеся под управлением фонда госкомпании, которые традиционно считались малоэффективными и негибкими, после непродолжительной реорганизации оказались лидерами в своих областях как по наращиванию чистой прибыли, так и по увеличению стоимости активов.
Нам есть над чем задуматься и, конечно, стоит присмотреться к опыту соседей, ведь реформировать госкомпании и вывести их на операционную рентабельность — дело непростое. Справедливости ради надо сказать, что у нас в России многие годы проводили реформу энергетики, но посчитать прибыльные энергокомпании можно по пальцам, а реформа РЖД, может, и никогда не завершится. Прибыльными и эффективными у нас оказались разве что сырьевые госкомпании.
В Казахстане, на мой взгляд, получилось превратить неповоротливые госкомпании в эффективные предприятия, которые не стыдно представить инвесторам со всего мира, по двум причинам: была политическая воля и четкое исполнение. Президент в своей стратегии развития Казахстана до 2050 года поставил задачу преобразовать все процессы в госкомпаниях. Руководство фонда, в свою очередь, изучило мировой опыт, проанализировало победы и провалы других госкомпаний по всему миру — попыток таких реформ было немало — и выбрало наиболее подходящие методы. Стоит также заметить, что в достаточно консервативной республике с восточным менталитетом не испугались пригласить ведущих мировых менеджеров, привнесших свежий взгляд на бизнес-процессы госкомпаний. Хотя людей с опытом госуправления в казахстанском фонде тоже достаточно. Видимо, не последнюю роль здесь сыграла синергия разных взглядов на госбизнес — управленцев из государственного и частного секторов.
За очень короткое время — три года — Казахстану удалось показать, что тащить бегемота из болота, то есть превращать госкомпании в эффективные предприятия, вполне возможно. Владеющий этими компаниями фонд нацблагосостояния «Самрук-Казына» вошел в Международный форум суверенных фондов — организацию, очень тщательно подходящую к принятию в свои ряды нового участника и скрупулезно отбирающую места встречи методом тайных голосований.
Все логично — сингапурское экономическое чудо финансисты со всего мира уже видели и досконально его изучили. Пора внимательно посмотреть на казахстанское.
Руслан Гринберг,
Научный руководитель Института экономики РАН, член-корреспондент РАН
(«Российская газета», 28 августа 2017 года, федеральный выпуск N 7853 (192)