Мукомолы Карагандинской области готовятся к самому напряженному периоду работы в году — переработке зерна нового урожая. И очень надеются, что им не помешают проблемы с транспортировкой. Ведь в прошлом сезоне дефицит вагонов и коллапс железнодорожных перевозок привел к срыву планов по экспорту муки.
В прошлом году Карагандинская область оказалась «забыта» — вагоны отправлялись в северные регионы, а в центре страны ощущался их острый дефицит, напоминает собкор издания «КазахЗерно.kz». В результате, местные мукомолы смогли выполнить свой план по переработке и отгрузке муки лишь на 35%. То есть, ими было продано порядка 200 тыс. тонн, тогда как в хороший год объём составлял 500 тыс. тонн.
Об этом на встрече с представителями железнодорожников и госорганов напомнил Дос-Мукасан Таукебаев, директор группы компаний «Мутлу», также являющийся главой Ассоциации мукомолов и хлебопеков Карагандинской области.
— Из-за проблем с отгрузкой в прошлом году мы меньше заработали, — сказал он. — Мы упустили тот момент, когда наши традиционные покупатели вели основной закуп. И наше место заняли мукомолы из других регионов. А значит, бюджет нашей области получил меньше налогов, наши сотрудники получили меньшие зарплаты.
Сезон уборки зерновых культур в нынешнем сезоне начался с большой задержкой, поэтому и мукомолы начали свою работу лишь после 15 сентября, когда пошло первое зерно с полей. А многие только сейчас, в первой декаде октября, приступили к заключению контрактов. Так что, пиковая нагрузка на мельницы (а значит, и железнодорожные пути) только ожидается. Не возникнет ли сбоев во всей системе экспорта — вот что волнует мукомолов.
Всего в Карагандинской области 24 мукомольных предприятия, из них работает 21. При этом, обеспечить внутренний рынок способна и одна мельница. Все остальные должны работать на внешние рынки, выполняя в том числе и поручение Президента РК в 2,5 раза за пять лет увеличить экспорт переработанной сельхозпродукции.
— В настоящий момент вагонами мы обеспечены полностью, — говорит Дос-Мукасан Таукебаев. — Но тут есть важная оговорка — мы пока не начали работать на полную мощность. На большие объемы мы выйдем в середине октября, и тогда увидим, насколько готовы железнодорожники. Пока они дают нам гарантии, что повторения прошлогодних проблем не будет. Также и с государственными органами мы договорились о том, что оформление грузов будет идти оперативно, вплоть до выхода их сотрудников в выходные дни для выдачи фитосанитарных сертификатов и таможенного оформления. В этом нам помогла Карагандинская палата предпринимателей «Атамекен».
Экспортные перспективы Дос-Мукасан Таукебаев считает намного более оптимистичными, чем ранее. Ведь в нынешнем сезоне во многих региона мира случилась засуха, что повысило спрос и на зерно, и на муку. Предварительно мукомолы оценивают объем отгрузки на 20 — 30% выше, чем в 2016, когда на экспорт ушло 500 тыс. тонн муки из Карагандинской области. Но опять же, это станет возможно только в случае чёткого взаимодействия с транспортниками и госорганами.
— Причина проблем прошлого года была в нашей неорганизованности, — говорит Дос-Мукасан Таукебаев. — В нынешнем году все эти проблемы решены, чему помогло создание штаба, который возглавил заместитель акима Карагандинской области Серик Шайдаров. Железнодорожники извлекли горькие уроки из прошлогоднего опыта. И мы надеемся, что проблемы не повторятся.
По словам Ербола Сарсенбаева, представителя ТОО «KTZ Express», в регионе создан специальный вагонный парк (порядка 500 вагонов), предназначенный только под погрузку муки и зерна и не задействованный под другие грузы. Работа в таком формате должна позволить оперативно подавать вагоны под погрузку и отправлять товары покупателям. При этом, железнодорожники просят самих грузоотправителей сокращать сроки погрузки-разгрузки и для более быстрого оборота.
.
Источник: kazakh-zerno.kz
Автор: Сергей Буянов, Газета «КазахЗерно.kz»
Иллюстративное фото: kazakh-zerno.kz