Почему гламурные идеи властей снова вылетают костанайцам в немалую копеечку?
С конца прошлого года в Костанае закрепилась особая мода: сменившие старую дорожную одежду улицы обязательно должны блеснуть еще и новым бордюрным «маникюром». Причем непременно в гранитных тонах. Натуральный дорогостоящий камень вместо четырех запланированных улиц (Уральская от кольца по ул. Карбышева до аэропорта; пр. Абая от путепровода до ул. Тауелсиздик; ул. Карбышева от ул. Уральской до ул. Воинов-Интернационалистов; ул. Воинов-Интернационалистов от ул. Карбышева до пр. Абая) в итоге появился только на одной Уральской. На трех остальных решили ставить бетонный. Но, как выяснила «НГ», отказ от гранитного удовольствия вовсе не означал уход от главной бордюрной идеи-фикс. Среди множества видов бетонного обрамления власти вновь выбрали самое дорогое, именуемое на языке производителей «бордюром с полным прокрасом». А после этого потратили деньги… на краску «под гранит» для его повторного окрашивания. Что такое полный прокрас по-костанайски, выясняли корреспонденты «НГ».
Нужен «под гранит»
Массовую замену добротных бетонных бордюров чиновники регулярно объясняли улучшением архитектурного облика Костаная. В случае с дорогостоящим гранитом логика заключалась в долговечности камня и отсутствии расходов на его побелку. Когда же на проспекте Абая начал появляться темно-красный бетонный, все доводы свелись исключительно к гламурным. Чиновники сообщали, что городу необходим камень «под гранит», потому что он задает улицам особый по красоте тон. Как выяснила «НГ», бордюрная красота оказалась для Костаная настолько страшной силой, что ради нее на одном пр. Абая подрядчика сменили трижды.
— При капитальном ремонте пр. Абая в границах от ул. Тауелсиздик до путепровода будет заменено 12 915 п. м бетонного бордюра, — сообщал в ответе на запрос «НГ» в начале мая 2017 года тогдашний руководитель отдела ЖКХ акимата Костаная Олжас НУРГАЛИЕВ. — Стоимость одного погонного метра бетонного бордюра составляет 1 450 тенге. Генеральный подрядчик — РГП «Енбек-Костанай», субподрядные организации — ТОО «АБЗ +» и ТОО «Костанай-МБИ».
ТОО «АБЗ +» до сих пор реконструирует улицу, «Костанай-МБИ» на тот момент поставляло бордюр. Однако уже в конце мая новым поставщиком искусственного камня стало ТОО «Ван».
— Изначально бетонный бордюрный камень, который устанавливали на пр. Абая, закупался у компании ТОО «Костанай-МБИ», — пояснял «НГ» 23 мая и. о. руководителя отдела ЖХК Салимжан ДОСУМОВ. — Но в связи с полным опылением бетонного бордюра поставщик сменился на ТОО «Ван». Стоимость 1 п. м увеличилась до 2 100 тенге.
Специалист отдела ЖКХ Нуржас КОЙШИБАЕВ тогда добавлял: «полное опыление бетонного бордюра» подразумевает, что при производстве камня ТОО «Ван» сразу добавляет специальную сухую присадку красного цвета.
— ТОО «Костанай-МБИ» поставляло нам бордюр, который был красного цвета лишь с одной, лицевой стороны, — пояснял Койшибаев. — А нам нужен полностью бордюр красного цвета — под гранит, который поставляет ТОО «Ван».
Но спустя всего месяц с небольшим (в начале июля) выяснилось, что и «вановский» бордюр не устраивает акимат Костаная! В самой фирме-поставщике «НГ» и вовсе заявили, что для укладки на пр. Абая бордюр у них не закупался, да и цены в 2 100 тенге за 1 п. м, озвученной в отделе ЖКХ, в прейскуранте этого ТОО не существует.
— У нас приобретались только поребрик и брусчатка для установки на других улицах, но не на проспекте Абая, — пояснили «НГ» в ТОО «Ван». — Максимальная цена, по которой мы продаем один погонный метр бордюра — как полностью, так и не полностью красного цвета — составляет 1 400 тенге. Откуда в акимате взяли цену в 2 100 тенге, мы не знаем.
Третий поставщик
Неувязочку с бордюрной ценой и поставщиком после очередного запроса «НГ» в отделе ЖКХ выясняли около двух недель. В итоге все свелось к очередной смене поставщика бордюра.
— Субподрядчиками по установке бордюрного камня на пр. Абая является ТОО «АБЗ +», — сообщил 2 августа и. о. руководителя отдела ЖКХ Алексей ТАРАСОВ. — В связи с недавним открытием и запуском цеха по изготовлению мелкоштучных бетонных изделий ТОО «АБЗ +» начал реализовывать доставку и установку вышеуказанного камня. Цена в 1 400 тенге за 1 п. м бордюрного камня складывается без его опыления краской. С опылением цена составляет 2 100 тенге, а стоимость с доставкой и установкой — 4 600 тенге. На данный момент цех функционирует в полном объеме и производит поставку бордюрного камня для благоустройства вышеуказанного проспекта.
Другими словами, нам дали понять, что для достижения главной цели — установки бордюра «под гранит» с полным опылением краской — пришлось не только сменить подрядчика, но и существенно раскошелить бюджет. И этот факт вызывает ряд новых вопросов. Получается, теперь бордюр производит, доставляет и устанавливает один и тот же подрядчик (ТОО «АБЗ +»), но от этого его стоимость нисколько не снизилась, а наоборот — возросла.
Чем акимат не устроил окрашенный лишь с лицевой стороны более дешевый бордюр, «НГ» попыталась выяснить у первого поставщика.
— Мы были первыми поставщиками бетонного бордюра на проспекте Абая. Весной у нас закупили 900 погонных метров с неполным прокрасом, — объяснил «НГ» директор ТОО «Костанай-МБИ» Виктор ГАНЕНКО. — Их установили под путепроводом с правой стороны по пути из Рудного в Костанай. Каждый бордюр высотой 300 мм был окрашен по периметру на 15 мм, а внутри оставался серым. Но потом в акимате сказали, что нужен бордюр с полным прокрасом, поэтому от нашего отказались, а стали закупать более дорогой. И уже напротив нашего под путепроводом установили другой.
О качестве своего бордюра, заверили в ТОО «Костанай-МБИ», в компании ручаются, потому что используют цемент самой прочной марки. За окрашивание — тоже, потому что внешне отличить прокрашенный на 1,5 см с каждой стороны бордюр от прокрашенного до самых «внутренностей» невозможно даже специалистам. Не говоря уже о жителях.
Полный абзац
Разница, как уже упоминалось, оказалась в цене. И существенная. С 1 400 тенге за 1 п. м бордюра с неполным прокрасом цена за погонный метр с полным прокрасом взлетела до 2 100 тенге. Если же стоимость одного погонного метра умножить на общее количество бордюрного обрамления вдоль пр. Абая, разница выльется в миллионы тенге.
По данным отдела ЖКХ, вдоль двух сторон проспекта Абая устанавливают 12 915 п. м бордюрного камня. Из них 900 п. м закупили у ТОО «Костанай-МБИ» по 1 450 тенге за 1 п. м. Оставшиеся 12 015 п. м бордюров с полным прокрасом — у ТОО «АБЗ +» по 2 100 тенге. Получается, львиная доля полнопрокрасного бордюра обошлась налогоплательщикам в 25 231 500 тенге. Если бы устанавливали первоначальный вариант, прокрашенный частично, сумма равнялась бы 17 421 750 тенге — почти на 8 млн тенге меньше (это стоимость установки одного нового светофора или ремонта трех школьных крыш).
Несколько лишних миллионов — ощутимая трата за чистый бордюрный гламур. Объяснить этот феномен мы вновь попросили заказчика работ — отдел ЖКХ акимата Костаная. Запрос о том, чем полный прокрас лучше неполного и почему именно такой бордюр должен стоять на пр. Абая, «НГ» направила 25 августа. 4, 5 и 6 сентября секретарь отдела ЖКХ регулярно повторяла, что и. о. руководителя Алексею Тарасову «осталось только подписать ответ». Однако ответа так и не последовало. В связи с чем «НГ» направит жалобу акиму Костаная Базылу Жакупову о непрофессиональном исполнении его подчиненными своих обязанностей.
Но самое главное, что и дорогостоящий полный прокрас в итоге обернулся для костанайцев… полным абзацем! Другое выражение, учитывая происходящее с бетонными бордюрами вдоль пр. Абая, подобрать сложно.
31 августа фотокорреспондент «НГ» зафиксировал, как бордюры с полным и неполным прокрасом заново красили «под гранит». В связи с чем недешевый бордюр потребовал новых бюджетных вливаний, в отделе ЖКХ стандартно не объяснили. Жители Костаная предположили, что таким образом подрядчики отмывают установленный бордюр от черных следов шин рабочей техники и налипшей грязи.
Если не отмывание, то тотальное нежелание экономить народные деньги во всей этой бордюрной истории явно присутствует. Иначе как объяснить манипуляции со сменой подрядчиков и долгие поиски самого дорогого бетонного бордюра ради того только, чтобы его покрасить. Ведь можно было сразу облить «гранитной» краской старый добротный бордюр. Гораздо дешевле и практичнее.
Ольга ЛИХОГРАЙ