Последние недели отмечены активизацией деятельности Национального бюро по противодействию коррупции. Сначала стало известно о задержании двух высокопоставленных чиновников Минкультуры и спорта – директора по административной работе и уполномоченного по этике Ереная Даржибаева и ответственного секретаря ведомства Куатжана Уалиева. Затем в аэропорту Актау сотрудники Нацбюро задержали первого заместителя акима Мангистауской области Серика Амангалиева, который имел при себе немалую для регионального чиновника денежную сумму – 115 тыс. евро.
Неладно что-то в Мангистауском регионе
Впрочем, внимание казахстанской общественности привлекла не столько даже антикоррупционная кампания Нацбюро (к активности антикоррупционного ведомства казахстанцам не привыкать), сколько противоречивая информация о состоянии дел в акимате Мангистауской области.
По сведениям кадрового аналитика, элитолога, автора Telegram-канала YEDILOV ONLINE Ербола Едилова, в настоящий момент должность заместитель акима области покинул Бекмурат Жусупов. Помимо этого образовались вакансии руководителя аппарата акимата Мангистауской области, а также руководителей управления внутренней политики, управления энергетики и ЖКХ, управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог и управления образования региона.
В беседе с Пресс-Клубом «Содружество» Едилов констатировал, что «в настоящий момент в кадровой политике Мангистауской области сложился кризис». Эксперт связывает его с противоречивой кадровой политикой Ералы Тугжанова, назначенного акимом региона в марте 2017 года.
«К сожалению, смена руководства области показала, что практика «командных переездов» в исполнительной власти, несмотря на все увещевания со стороны главы государства, продолжается. В целом могу сказать, что, к сожалению, Ералы Лукпанович не смог построить эффективный диалог с местными кадрами и региональной элитой», — отмечает элитолог.
Е. Едилов ссылается на экспертные комментарии, приведенные в Рейтинге оценки эффективности акимов регионов Казахстана по итогам первого полугодия 2018 года, подготовленном Общественным фондом «Стратегия».
Напомним, что в этом рейтинге Тугжанов занял одно из последних мест, а эксперты, критикуя его кадровую политику, отмечали, что в области «затянулся процесс кадровых перестановок и назначений. В 4-5 управлениях до сих пор сидят исполняющие обязанности. Непонимание среди населения, как и среди интеллигенции, вызывает нежелание акима работать с местными кадрами. В областном акимате становится много «чужих» лиц».
Также в рейтинге, подготовленном ОФ «Стратегия», фиксировалось неодобрение со стороны местного экспертного сообщества управленческих решений Ералы Лукпановича, который «под видом подготовки к саммиту проводит сомнительные ремонтные работы центральных дорог без проведения уставленных законом процедур»; «каждую неделю какие-то псевдофорумы и конференции, шоу на бюджетные средства, видимо, не может отойти от работы АНК». \
Наконец, в рейтинге была приведена критика личностных характеристик акима: «не умеет слушать людей, часто перебивает докладчиков. Готов прилюдно переходить на личности, унижать человека. Это периодически происходит на аппаратных совещаниях».
А ведь с назначением бывшего зампреда Ассамблеи народа Казахстана, опытного «идеолога» Тугжанова в проблемную с социальной точки зрения Мангистаускую область были связаны большие надежды относительно оздоровления социальный среды, усиления идеологической работы, снижения потенциальной конфликтной в регионе.
«Одно дело – работать в Астане на идеологическом фронте, организовывать форумы и конференции, а другое – работать «на земле», в регионе, где необходимо держать под контролем целый спектр вопросов – экономических, индустриальных, инфраструктурных, социальных. Очень жаль, что при назначении в такую сложную и совершенно особую с точки зрения экономики и социальной проблематики область, как Мангистауская, не учитывается специфика региона» — выражает сожаление Е. Едилов.
Команда «западников»
Что же известно о задержанном Амангалиеве? Первым замакимом Мангистауской области он был назначен при Тугжанове, однако элитолог Е. Едилов не относит его к команде действующего акима. Скорее, по мнению эксперта, Амангалиева можно назвать ставленником заместителя руководителя Администрации президента Ондасына Уразалина, в полномочия которого входит курирование местных исполнительных и представительных органов.
Е. Едилов также указывает на то, что карьерный путь Амангалиева пересекался с деятельностью бывшего акима Атырауской области, ныне находящегося в розыске и обвиняемого по восьми статьям Уголовного кодекса Бергея Рыскалиева, а также экс-руководителя Администрации президента Аслана Мусина.
После задержания Амангалиева Telegram-канала YEDILOV ONLINE подготовил инфографику, в которой указаны точки пересечения карьер Мусина, Рыскалиева, Уразалина и Амангалиева. Так Мусина и Уразалина объединяет работа в Актюбинской области: в бытность Мусина акимом этого региона (1995-2002 гг.), Ондасын Уразалин работал акимом Мугалжарского района Актюбинской области (2000-2003 гг.).
Еще одним узлом, связывающим карьеры трех персон из вышеуказанного списка, является Атырауская область, которую в 2002 – 2006 гг. возглавлял Аслан Еспулаевич. В 2003-2005 гг. Бергей Рыскалиев занимал должность секретаря Атырауского областного маслихата, в 2005-2006 гг. был назначен замакимом Атырауской области, в 2006 г. – акимом города Атырау, и, наконец, в 2006 году возглавил регион.
Серик Амангалиев работал на различных должностях в Атырауской области и при Аслане Мусине, и при Бергее Рыскалиеве. В 2002-2007 гг. он работал заведующим Атырауским городским отделом образования, в 2007-2008 гг. возглавил департамент образования Атырауской области, в 2008 стал акимом Курмангазинского района Атырауской области, а в 2008-2011 гг. – заместителем акима региона.
Наконец, карьерные пути Мусина, Уразалина и Амангалиева пересеклись в Администрации президента. С 2008 по 2012 гг. Аслан Мусин являлся руководителем Администрации президента РК. В этот же период (2008-2014 гг.) Ондасын Уразалин работал заместителем заведующего Отделом госконтроля и организационно-территориальной работы Администрации президента. Затем, в 2014-2017 гг., Уразалин руководил этим отделом. В этот же период, с 2011 по 2017 год, Серик Амангалиев работает госинспектором в отделе, возглавляемом Уразалиным.
«И вот, когда Уразалин, будучи заместителем руководителя Администрации президента, курирует местные исполнительные и представительные органы, Амангалиев получает назначение в Мангистаускую областью. Очевидно, что задержанный первый замакима Мангистауского региона является ставленником Уразалина и в прошлом входил в команду Аслана Мусина», — подытоживает Е. Едилов.
Что не так с кадровой политикой в регионах? Впрочем, усмотреть в аресте Амангалиева целенаправленный удар по представителям бывшей мусинской команды можно только с большой натяжкой. Е. Едилов указывает на другое щекотливое обстоятельство. Уже известно, какую неблаговидную роль сыграл экс-аким Атырауской области Бергей Рыскалиев в трагических жанаозенских событиях: как сообщили позднее правоохранительные органы, за провокаторами, устроившими волнения в Жанаозене, стоял именно он. В 2013 году портал Ratel.kz опубликовал собственную версию событий, согласно которой конечной целью жанаозенской бойни был контроль над Атырауским нефтеперерабатывающим заводом, входившим в структуру «КазМунайГаза». Устроив проблемы «КазМунайГазу», Рыскалиев надеялся перехватить контроль над предприятием. Почему же спустя несколько лет человек, близко соприкасавшийся в своей карьере с ныне беглым экс-акимом Атырауской области, получил назначение в Мангистаускую область? Е. Едилов задается и другими вопросами:
Что происходит с кадровой политикой в регионах?
По какому принципу она формируется? Почему складывается ощущение, что назначенцы из Астаны приезжают в область для того, чтобы «делать деньги», но отнюдь не для того, чтобы выполнять свои непосредственные служебные обязанности?». Любопытно также, будет ли иметь столь сокрушительное фиаско предполагаемого ставленника Ондасына Уразалина последствия для его собственной карьеры? Особенно ввиду недавней смены руководства Администрации президента? Покажет только время.
Источник: ia-centr.ru