С 1 января 2019 года министерством финансов РК будет проведена налоговая амнистия. По словам министра Алихана СМАИЛОВА, государство готово списать долги малого и среднего бизнеса в размере 111 миллиардов тенге пени и 5,8 миллиарда тенге штрафов.
Выдержит ли такой удар бюджет страны? Почему правительство отказывается сокращать срок исковой давности по налоговым спорам с пяти до трех лет? Ответ на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью с лидером партии «Ак жол», депутатом мажилиса парламента Азатом ПЕРУАШЕВЫМ.
– Выгодно ли государству списание долгов по налогам, чем оно будет восполнять бюджет?
– Для бюджета страны никакого «удара» нет. Более того, такой формат налоговой амнистии, предложенный Нурсултаном Назарбаевым в ходе Послания, выгоден и бизнесу, и самому государству, потому что реально стимулирует выплату долгов по налогам.
«Тело» задолженности, то есть фактические долги по налогам, никто не списывает, их нужно заплатить в любом случае.
А вот пеня и штрафы появляются, когда налогоплательщик совершает нарушения или запаздывает с уплатой задолженности. Грубо говоря, этих денег (налоговых штрафов и пеней) не существует в природе: это не чей-то незаконный доход, не какие-то украденные материальные ценности, а лишь мера за неисполнение обязательств. Они не должны учитываться в бюджетном планировании, а потому их списание некритично.
– Но сумма списаний – 116,8 миллиарда тенге – просто колоссальная! Как же она тогда образовалась, если говорите, что этих денег не существует в природе?
– Дело в том, что в Казахстане штрафы и пеня составляют до половины всех налоговых долгов малого и среднего бизнеса. На 1 января 2018 г. налоговая задолженность МСБ составляла 257 миллиардов тенге, из которых на штрафы и пени приходилось 122,5 миллиарда. То есть реальных долгов по налогам было в два раза меньше, чем начислено!
Фактически речь идет о двойной налоговой нагрузке на малый и средний бизнес.
Как же получается, что штрафы и пеня удваивают налоговую задолженность? Одна из главных причин – в избыточном сроке исковой давности по налогам, который в Казахстане составляет пять лет, тогда как, например, в России – три года. В налоговой отчетности выискиваются недостатки пятилетней давности.
На сумму недоимок и штрафов начисляется пеня за весь срок: фактически налоговики ставят бизнес «на счетчик» за пять предыдущих лет.
Показательно почти 20-кратное соотношение пени к штрафам (111 миллиардов тенге на 5,8 миллиарда). Это подтверждает, что задолженность начислена за долгий срок «задним числом», иначе любой бизнесмен постарался бы погасить долги своевременно.
– Вы не раз предлагали правительству сократить срок исковой давности по налоговым спорам с пяти до трех лет начиная с этого финансового года. Почему кабмин проигнорировал ваши предложения?
– Фракция «Ак жол» начиная с 2013 года неоднократно предлагала решить этот вопрос. В очередной раз такие запросы дважды направлялись нами в 2017 году. Но даже осуществление этой нормы парламентом правительство приняло постановление о сохранении пятилетнего срока давности до 2020 года.
Послание Президента снова вскрыло весь анахронизм этой практики. Поэтому я вновь выступил уже в рамках налоговой амнистии с предложением ввести в действие трехлетний срок давности по налогам с текущего финансового года. Однако и на этот раз мы получили отрицательный ответ со ссылкой на необходимость «совершенствования налогового администрирования». Причем с указанием, что «предложение переходного положения было поддержано бизнес-сообществом».
Что на это сказать?
Совершенствование налогового администрирования – это постоянная обязанность госорганов. И откладывать улучшение налоговой политики из-за неготовности исполнителей по меньшей мере нелогично.
В Грузии всех тех, кто не мог работать по новым правилам, просто уволили и набрали сотрудников чуть ли не со студенческой скамьи. И вчерашние выпускники без всяких «переходных положений» прекрасно справились и с фискальной, и с полицейской реформами. Я неоднократно бывал там и видел, как они работают.
Что касается «поддержки со стороны бизнес-сообщества», речь, видимо, идет о заключении НПП на прошлогоднее постановление правительства. Но в парламенте мы уже неоднократно видели, как после критики депутатами норм законопроектов, ущемляющих интересы бизнеса, представители НПП публично отказывались от своих прежних заключений и официально заявляли противоположные позиции.
Во-вторых, трудно поверить, чтобы бизнес по собственной воле отказался от сокращения штрафов и пени, которые ему вешают на шею.
Ведь именно по просьбам предпринимателей фракция «Акжол» пятый год требует их пересмотра, несмотря на возражения чиновников.
В-третьих, и это самое важное – Послание прямо указало на чрезмерное давление штрафов и пеней на платежеспособность бизнеса.
На этом фоне затягивание перехода к трехлетнему сроку противоречит идеологии Президента, так как оставляет нерешенной причину проблемы.
– В 2016 году оказалась проваленной «налоговая амнистия» зарубежных активов. Деньги от легализации не вернулись в бюджет, не поступили на счета в банки. Они просто условно были засчитаны в общий итог кампании. Какую сумму рассчитывает государство вернуть в бюджет на этот раз?
– Насколько помню, тогда по итогам легализации зарубежных капиталов речь шла о 50 миллионах долларов, хотя как зарубежные источники говорят о 138 миллиардах долларов на счетах казахстанцев в офшорах. Это еще раз показывает, что те, кто выводит деньги за бугор, не связывают свое будущее с нашей страной.
Зачем им легализовывать деньги там, где они не собираются их тратить? Казахстан они рассматривают только как источник дохода, а жить хотят в лондонах и парижах.
Поэтому работа по противодействию коррупции, предотвращению незаконного вывода капиталов должна только усиливаться. В текущем году по запросам «Ак жола» органы финконтроля выявили семисотмиллионные нарушения в областных ДВД, закупавших оборудование через компанию на Кипре, а также незаконные решения в госзакупках Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях. Буквально недавно госорганы согласились с моей поправкой о запрете участвовать в гостендерах компаниям, зарегистрированным в офшорных зонах. Так что мы вносим серьезный вклад в этом направлении.
Что касается ожиданий для государства от нынешней налоговой амнистии, списание штрафов и пеней будет производиться лишь в том случае, если должник погасил основной долг по налогам.
Алихан Смаилов говорит о готовности амнистировать 116,8 миллиарда тенге при поступлении в бюджет 178 миллиардов тенге. В то же время надо учитывать, что далеко не все предприниматели способны закрыть долги по налогам даже на таких условиях. Ситуация в экономике непростая, и, безусловно, это скажется на исполнении планов минфина. Поэтому поступление даже половины от заявленной суммы было бы вполне приличным результатом.
– Вы не раз с трибун парламента требовали раскрыть информацию по владельцам офшорных счетов. Но получили из правительства ответ, что эти данные являются банковской тайной. Борьба с теневиками продолжается?
– То, что не хотят раскрывать наши госорганы, рано или поздно будет обнародовано в результате международных расследований, будь то «Панамское досье», «Райское досье» или какое-нибудь другое. Это глобальный и неотвратимый процесс. Осенью прошлого года генпрокурор поддержал предлагавшиеся фракцией «Ак жол» меры по деофшоризации казахстанской экономики, сообщив, что они могут быть включены в комплексный план по сокращению операций с офшорными юрисдикциями. Однако нам неизвестно, было ли это сделано. В любом случае мы продолжим свои усилия.
– Недавно вы рассказали о дискуссии, развернувшейся в парламенте вокруг Кодекса «О недрах». Удалось ли отстоять свои позиции?
– Пользуясь случаем, я хотел бы выразить признательность газете «Караван» за профессиональное освещение той непростой темы. Мы смогли объединить позиции с единомышленниками, из 131-й поправки, внесенной депутатами «Ак жола» и «Нур Отана», было принято 118. Общими усилиями мы развернули кодекс лицом к казахстанскому бизнесу, отстояли сами понятия «отечественный производитель», «местного содержание» и их наполнение.
Нынешние поручения главы государства о развитии внутреннего рынка подтвердили нашу правоту.
Получается, что депутаты парламента в упорной дискуссии по Кодексу «О недрах» отстояли необходимые предпосылки для активного вовлечения иностранных недропользователей в решение новых задач, поставленных Посланием.
Полагаю, что следующим шагом должен стать закон «Об офсетной политике», регулирующий обязательства сырьевых гигантов по направлению части получаемой от эксплуатации природных богатств Казахстана прибыли на развитие местной экономики.
Прежде всего речь о трансферте технологий по производству оборудования, заменяемых узлов и деталей; поддержке отечественных контрпартнеров, в том числе путем заключения долгосрочных off-take контрактов с казахстанскими производителями. Эти и другие предложения правительству по доработке госпрограммы индустриализации (ГПИИР) на днях озвучены в депутатском запросе фракции «Ак жол».
Помимо прочего, подобный подход поможет наконец обеспечить догоняющий рост МСБ в добывающих регионах. Сегодня этот показатель в Павлодарской, Карагандинской, Кызылординской, Атырауской, Мангистауской областях и ВКО составляет 10–15 процентов и отстает от среднереспубликанских показателей в 2–2,5 раза.
А ведь именно через малое и среднее предпринимательство происходит перераспределение национального дохода, доведение его до каждой семьи.
Низкий уровень МСБ является основной причиной, приводящей к нарастанию разрыва между богатыми и бедными. Поэтому задача роста МСБ в добывающих регионах имеет прямое отношение к повышению благосостояния казахстанцев, их доходов и качества жизни – то есть ко всему тому, на что направлено нынешнее Послание Нурсултана Назарбаева.
Источник: caravan.kz