ЧТОБ НЕ ПРОПАСТЬ ПООДИНОЧКЕ…
Открывая Съезд, глава СПК «Аманат», Андрей ПРИГОРЬ, зачитал ряд поздравлений от иностранных коллег.
«…У профсоюзов нет границ, но есть общие цели, — отмечалось в письме Федерации профсоюзов Луганской народной республики. — Наша сила в единстве…»
Московский межрегиональный профсоюз работников общественного транспорта тоже подчеркнул, что сейчас ситуация круто изменилась.
«…Те, кто начинал работу во время существования нашей общей многонациональной родины, СССР, — отмечается в их письме, — и подумать не мог, что придется возвращать профсоюзам их истинное, первородное призвание….»
Призвания все те же, как и на заре создания организаций. Борьба за право на достойный труд и его достойную оплату. Право на оплачиваемый отпуск и отдых. Право на общедоступное образование и здравоохранение. И за другие права, в том числе право на свободное выражение своего мнения, и право не лишиться свободы и самой жизни за выражение своего протеста против бесправия и беспредела новых хозяев, своих, отечественных или иностранных.
«…Сейчас и вам, и нам приходится вести борьбу еще и за право на создание и существование самих профсоюзов, — констатируется в обращении. — Не смотря в рот начальникам и собственникам-работодателям, отбивать атаки и разоблачать ложь о настоящих профсоюзах, которые твердо стоят на защите интересов трудящихся…»
Москвичи угадали. Бороться с теми, кто прикидывается твоими же сподвижниками – самое сложное. И коллеги с другой страны здесь, как ни странно, оказываются ближе соплеменников.
«…У нас общие интересы и общие задачи, — подчеркивает письмо, — избавиться от несправедливости и неравенства, системы эксплуатации человека человеком…»
РОС «СПК «Аманат»» с этим даже согласны.
Отдельное поздравление казахстанским профсоюзам прислала Объединенная Коммунистическая партия.
«…Российские коммунисты всегда выступали, и будут выступать в одних рядах, вместе с трудящимися Казахстана, — отмечается там. — Вместе с трудящимися всех республик, входивших в СССР…»
Свое приветствие прислала «Аманату» и Всемирная Федерации Профсоюзов.
«…Федерация, объединяющая 96 миллионов трудящихся на всех пяти континентах, передает привет через делегатов съезда всем трудящимся Казахстана, — подчеркнули они, — которые понимают реальную роль проправительственных профсоюзов основанных и ведущих линию соглашательства и предательства интересов….»
А вот никто из коллег и земляков никаких поздравлений и писем «Аманату» почему-то не прислал.
СЯДУ В СКОРЫЙ ПОЕЗД, СЯДУ В ДЛИННЫЙ ПОЕЗД…
О сложных отношениях с казахстанскими коллегами, собравшимся рассказал глава СПК Андрей Пригорь. А еще о том, как его организации, с учетом нового законодательства, пришлось добывать место под солнцем. Согласно закону, профсоюзам было предоставлено полгода для подтверждения юридического статуса и создания филиалов не менее чем в 9 регионах республики. «Аманат» справился. Не смотря ни на что.
— Это было очень непросто пройти такую усложненную процедуру, подчеркивает Пригорь. — Мы нередко получали отказы, в областях не местном уровне в регистрации филиалов. Хотя в некоторых регионах это не вызывало никаких вопросов. Возникала странная ситуация. Документы одни и те же, но подход к нашей регистрации был избирательный, в разных регионах по-разному.
Несмотря на стесненные условия, объединению профсоюзов удалось, по выражению его руководителя «буквально, вскочить на подножку уходящего поезда». Минус здесь один – полгода объединения было занято собственными регистрационными проблемами и не могло приступить к полноценной работе по профсоюзной деятельности.
Открытые военные действия начались в апреле прошлого года. Тогда отраслевой казахстанский профсоюз работников здравоохранения, выйдя из рядов Федерации Профсоюзов РК, вступил в СПК «Аманат».
— И здесь пошла другая борьба, которая отнимает и продолжает отнимать у нас очень много сил, — констатирует Пригорь.
По его словам, ФПРК такой пассаж не понравился. И тогда они пошли по другому пути – создали свой медицинский отраслевой профсоюз «Сеним».
— И они направили свою работу не на привлечение новых членов, а на то, чтобы дробить и уничтожать существующий профсоюз работников здравоохранения, — уверен глава Аманата. — С применением административного ресурса, на уровне акиматов, руководства внутренней политики, управлению здравоохранения и пр.
Пригорь говорит, что вербовка новых членов ФПРК происходила под угрозой потери работы. «Аманат» жаловался на произвол во все инстанции. А в ответ получал отписки. Или, что нарушения закона нет, или, что есть, но так быть не должно. На этом помощь государственных структур, как правило, заканчивалась. Доказать незаконность действий коллег, по словам Пригоря, было сложно, улик они старались не оставлять.
— Казахстан посетила делегация Международной Организации Труда, — рассказывает он. — По результатам этой встречи, они на месте убедились, что факты имеют место быть и рекомендовали нам изменить сам закон о профсоюзах. Была создана рабочая группа, которая, долго не могла прийти к общему мнению.
Изначально на предложения «Аманата» не соглашалась ФПРК, а на их предложения уже «Аманат». Но потом, как утверждает Пригорь, каким-то образом возник общий проект, который ФПРК выдал за свой. А потом все просто остановилось.
— Сейчас на данный момент, уже месяца три рабочая группа не собирается, — сообщает глава «Аманата». — Закон завис и о нем никто ничего не вспоминает. Трехсторонняя комиссия где-то тоже потерялась. Не объявляют, где и когда ее будут проводить. Все покрыто тайной.
Сейчас «Аманат» продолжает работать. В том числе и над поправками в Трудовой Кодекс РК. И к ним никто не предъявляет претензий в отсутствии законности и легитимности. Один минус – влияние в рабочей группе напрямую зависит от количества членов организации. А за ФПРК тут не угнаться.
— Мы на этих комиссиях представляем меньшинство, — констатирует Пригорь.
С другой стороны «Аманат» входит во Всемирную Организацию Профсоюзов. А ФПРК – уже нет.
— Их членство было приостановлено с формулировкой – «полная потеря независимости», — отмечает Пригорь. — Так получилось, что мы – единственный профсоюз в Казахстане, который представляется в крупнейшей международной профсоюзной организации.
ПРОЦЕДУРА НЕ ФИГУРА…
Конечно, противостояние с ФПРК никак не убавляет у профсоюзных организаций их профильной деятельности. Сейчас «Аманат» работает над открытием отраслевых профсоюзов для работников ЖКХ и строителей. И готовится к подписанию меморандумов с Казахстанской Конфедерацией труда. Кстати, им, при такой ситуации тоже не сладко.
— Нам нужно выступать единым фронтом, это просто необходимо, — считает Пригорь. — Чтобы сохранить независимое профсоюзное движение в Казахстане.
Проблему ухудшает то, что согласно новому законодательству, управления здравоохранения и других ведомств напрямую подчиняются акиматам. Республиканские же министерства, увы, по словам профсоюзников, ничего не решают. И инспекции по труду, теперь, вместо разбирательств, просто перенаправляют жалобщиков в суды.
— К ним приходят за решением проблемы, они говорят – ничем помочь не можем, идите в суд, — сетует Пригорь. — Зачем содержать такую структуру, кормить ее? Человек и без них знает, что может обратиться в суд. Замкнутый круг какой-то получается!
В отличие от ФПРК «Аманат» не отрицает, что для решения проблем с работодателем существует крайний метод – забастовка. Только очень сложно сделать так, чтобы она, прописанная по закону, получилась по-настоящему законной.
— У нас в Казахстане все забастовки признаны незаконными, — не без горечи отмечают профсоюзники. — Из-за несоблюдения процедур.
Сейчас, при разработке Трудового Кодекса, неоднократно предлагалось упростить процедурные вопросы. Но пока реальных подвижек нет. Скидки и льготы в одной области госорганы-разработчики успешно компенсируют в другой.
Результат тоже налицо. Позапрошлогодняя забастовка шахтеров «Арселор Миттал» очень явно показала, что в критической ситуации работники действуют без оглядки на профсоюзных лидеров.
— Они сами самоорганизовались, объявили забастовку, и профсоюзный комитет про это узнал одновременно с работодателем, — констатировали участники Съезда. — Что ему не делает чести, в общем. А потом мы получаем за всех тумаки: «У нас нет профсоюзов! Они бездействуют!»
В ПОЗИЦИИ ОППОЗИЦИИ
Что реальная работа профсоюзных организаций у нас все-таки есть, рассказала делегат отраслевого профсоюза работников госучреждений сферы обслуживания Усть-Каменогорска, Анжела ГОРНОСТАЕВА.
Так профсоюзу удалось через суды (32 процесса!) отстоять льготы жертв Семипалатинского ядерного полигона. Коллега Горностаевой, Михаил АЙСМАН и его организация в пяти случаях добились доплаты работникам за вредные условия труда, восстанавливали на работе незаконно-уволенных и сумели вытребовать медикам недоплаченную зарплату. С участием профсоюзов работников предпринимательства были прекращены незаконно возбужденные уголовные дела в отношении ряда бизнесменов. Тех пытались с помощью госструктур устранить с рынка недобросовестные конкуренты. А еще, предпринимательский профсоюз отстоял вопрос незаконного отстранения перевозчиков от перевозок пассажиров в Усть-Каменогорске. И тем самым защитил права 1500 работников.
Параллельно профсоюзники добиваются отмены странного и неуклюжего показателя базового должностного оклада (БДО), который не менялся уже более 10 лет, но, исходя из которого, начисляется зарплата бюджетникам. Лучше уж перейти в расчетах к Минимальному Расчетному показателю (МРП). Его хотя бы раз в год индексируют с поправкой на инфляцию.
Однако времени на основную работу здесь попросту не хватает.
— На сегодняшний день мы свои силы тратим на непонятное противостояние со своими же социальными партнерами, — с горечью констатирует Горностаева.
Местные власти, по словам представителей «Аманата», почему-то воспринимают травлю на ура. И объявляют ушедших от ФПРК оппозиционерами, частными и нелегитимными, а их работу – деструктивной. Горностаева объясняет такой подход исключительно желанием властей монополизировать профсоюзное движение в целом и произвести целенаправленный развал других республиканских профсоюзов. Сейчас, чтобы отстоять свое право, «Аманат» собирает доказательства незаконной деятельности «конкурентов». В том числе и экономической. Сейчас восточно-казахстанский профсоюз выселяют из зданий, когда-то построенных сообща на деньги работников. И отказывают им даже в коммерческой аренде Дома Профсоюзов, возведенного еще в советские времена.
— Все это, конечно, отнимает и здоровье, и силу, и время, которое мы могли бы направить в мирное русло, — уточняет Горностаева. – И на нашу профильную работу.
Итоги Съезда напрашиваются весьма грустные. Проблема здесь даже не в том, что один профсоюз, вместо того, чтобы набирать новых членов, пытается просто перетащить работников от конкурентов под свою вывеску. А в том, что разборки бьют по имиджу профсоюзных организаций в целом. И народ, насмотревшись на эту междоусобицу и окончательно разочаровавшись, просто уходит из профсоюзов вообще. Без возврата. И над этим стоит задуматься.