С 2017 года в Костанайской области применяются механизмы государственно-частного партнерства
О том, что было реализовано за этот период в рамках ГЧП рассказывает руководитель управления экономики и бюджетного планирования акимата Костанайской области Гульбарам Мусагазина.
— На основе конкурсных процедур, проведенных в соответствии с законом РК «О государственно-частном партнерстве», за эти годы заключено 47 договоров на 18 млрд. тенге. По каждому проекту разрабатывалась конкурсная документация, которая проходит экономическую и независимую экспертизы. Создается комиссия (состоящая из представителей палаты предпринимателей «Атамекен» и отраслевых управлений) по рассмотрению конкурсных заявок и проведению переговоров с частными партнерами. Кроме того, перечень планируемых к реализации проектов утверждается на общественном совете и на сессии областного маслихата.
По всем проектам разрабатывается проектно-сметная документация с обязательным прохождением вневедомственной государственной экспертизы.
Что касается возмещения инвестиционных затрат частных партнеров, то ежегодная нагрузка на областной бюджет по выплате государственных обязательств по заключенным договорам составляет до 2 млрд. тенге. При этом, приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 1 августа 2018 года № 5 для всех областей установлен лимит государственных обязательств по ГЧП. К примеру, нашей области лимит установлен на сумму 34,5 млрд. тенге, что почти вдвое больше суммы заключенных договоров.
Отбор проектов ГЧП для реализации, и в дальнейшем, не будет носить массовый характер, а будет производиться точечно и приоритетно в сфере жилищно-коммунального хозяйства, максимальная сумма всех договоров ГЧП не будет превышать 20 млрд. тенге.
В Костанайской области проекты распределены по всем отраслям: в сфере образования реализуется 21 проект, в спорте – 6, в сфере здравоохранения – 12, жилищного строительства – 3, жилищно-коммунального хозяйства — 5.
Все проекты имеют открытый доступ на сайте АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства». Хочется отметить, что в других областях реализуются проекты, где стоимость одного строящегося объекта превышает 10 млрд. тенге, а в нашей области реализация всех проектов составляет 18 млрд. тенге.
Необходимо отметить, что мы находимся на лидирующих позициях, как по количеству проектов, доходности, так и по наличию договоров без возмещения государственных обязательств, что было неоднократно отмечено на заседаниях Правительства РК.
Все завершенные проекты были проверены компетентными органами, по результатам которых не было выявлено замечаний.
Хочется подчеркнуть, что комиссией уже отклонено более 10-ти проектов по причине завышенной стоимости. К примеру, не поддержан проект по строительству и эксплуатации городской поликлиники в городе Рудный по причине расхождения с ТОО «Медикер» в стоимости. Частный партнер предлагал построить поликлинику за 5,1 млрд. тенге, тогда как конкурс при наличии ПСД с положительным заключением государственной экспертизы был объявлен на 1,4 млрд. тенге. То есть инициатор в свою расходную часть включил почти тройную стоимость готового объекта.
Не могу понять тех людей, которые критикуют ГЧП в области. Налицо преображение областного центра за счет строительства вышеуказанных объектов, созданы все условия для тренировок спортсменам, уменьшилась очередность в детские сады, после строительства домов частично решится вопрос обеспечения жильем.
Ошибаются и те, кто думает, что реализация проектов ГЧП осуществляется за счет сокращения денег из других сфер. У нас в области по всем направлениям отмечается ежегодное увеличение привлеченных инвестиций. Приведу несколько примеров. Так, на жилищное строительство выделено в текущем году в 4,6 раза больше денег по сравнению с 2016 годом, на строительство дорог — в 2,3 раза, на сельское водоснабжение – в 2 раза.