В его ряды все больше вовлекают несовершеннолетних, и это почему-то не настораживает костанайскую полицию
Центральные улицы Костаная буквально заполонили молодые волонтеры от 14 до 20 лет от некоего благотворительного фонда «Үміт жарығы». Они ходят с ящиками для пожертвований с фотографией малыша с мамой, а также диагнозом ребенка. При возникновении вопросов тут же предоставляют договор и разрешение родителей на сбор денег. Волонтеры просят помочь ребенку-инвалиду деньгами на лечение, порой настойчиво… Реакция горожан на деятельность «попрошаек» неоднозначная.
— Каждый день, возвращаясь домой с работы, я сталкиваюсь с этими ребятами. Иногда кладу деньги в ящик. Думаю, все-таки ребенок болеет. Но вызывает сомнение то, что этим занимаются несовершеннолетние дети, и их много, особенно в центре города. При этом ребенок-инвалид не местный. Возникает вопрос: доходят ли до адресата эти деньги и кто контролирует их деятельность? — рассказывает Куляш Талгатбекова.
Мнение местной жительницы подтверждает тот факт, что именно деятельность этой организации после многочисленных жалоб жителей повлекли проверку правоохранительными органами, по итогам которой фонд прекратил работу в Алматы, Караганде, Усть-Каменогорске. Зато у нас фонд «Үміт жарығы» активно работает вот уже два месяца. Филиал благотворительного фонда в Костанае не зарегистрирован. Офис находятся на Аль-Фараби, 7, каб. 2. Здесь ежедневно сбираются волонтеры и здесь же сдают деньги. Куда дальше уходят деньги, одному богу известно… Кстати, на улицах в разговоре с коррепондендатами волонтеры уверяли, что работают бесплатно, на общественных началах.
— Волонтеры получают 20% от собранной суммы. Мы в Костанае работаем с мая, — говорит старший волонтер Кристина Трошина. — Волонтеры — молодые парни и девушки. Ежедневно выходят и ведут сбор для больной ДЦП девочки из Алматы. Стоит отметить, что ежедневные суммы сбора не космические. Когда 5 000 тенге собирается, когда 12 000 тенге. В фонде Костаная 10 ящиков. После оплаты процентов оставшуюся сумму отправляем на общий счет в Алматы, а там уже распределяют их на счета родителей детей-инвалидов.
По словам Трошиной, на данный момент в очереди на лечение у фонда семь детей с различными диагнозами из разных регионов.
Какую сумму за два месяца собрали в Костанае, ведется ли отчетность работы, Кристина Трошина оответить не смогла. Удивил нас и тот факт, что она не знает учредителя данного фонда, постоянно ссылалась на некоего Бахтияра Кенжебаева, якобы курирующего работу всех региональных представительств. Мы связались с Бахтияром. Он также не дал конкретного ответа, как работает фонд, скольким детям уже помогли и почему массово закрываются филиалы в других регионах.
Нам удалось поговорить с мамой девочки с диагнозом ДЦП из Алматы Асель Нурдиновой. Как оказалось, на нее вышли работники фонда «Үміт жарығы» в марте прошлого года. Они предложили помочь ребенку, если Асель предоставит все документы о себе и о ребенке. Нурдинова приняла условия. За этот период на ее счет поступило около 2 млн тенге, которые Асель тратит на лечение 4-летней дочери Султаны.
-Мне написала девушка, что открывается новый фонд в Шымкенте, и скинула контакт парня, которого зовут Кирилл. Он мне показал официальные документы, их устав. Мы заключили договор в прошлом году. Обещали, что будут вести сборы на лечение по всему Казахстану. Раз в месяц я получаю когда 100 тысяч тенге, когда 200 тысяч, смотря как сборы идут. Около 2 миллионов тенге собрали уже, больше половины я потратила на лечение. В Алматы лечимся, ездим раз в месяц в Бишкек, получаем коллагеновые нити. Деньги поступают, — говорит мама Султаны Асель Нурдинова.
Правомерность работы благотворительного фонда «Үміт жарығы» подвергла сомнению руководитель волонтерского центра Гражданского альянса «ГрИН» Айнур Ахменова. Даже то, что волонтеры-подростки ходят по улицам без координатора и соответствующей имиджевой продукции, к примеру, такой, как футболка, кепка, бейджик и эмблема фонда, показывает несерьезный подход к такой ответственной работе, не говоря уже о корреспонденте с фотоаппаратом, который бы фиксировал работу волонтеров.
-А то, что эти волонтеры еще берут свои проценты от собранной суммы, недопустимо. Ведь есть Закон «О волонтерской деятельности» РК, который регулирует нашу деятельность. По этому закону никто за волонтерскую деятельность не может брать деньги, как за другие услуги. Один из принципов нашей деятельности — безвозмездность, добровольность, равноправие и законность, — прокомментировала Айнур Ахменова.
К сожалению, сложившейся ситуации потакает Закон «О волонтерской деятельности» РК, который дейтствует с 2016 года. Сегодня не запрещено проводить сбор денег или просить помощь в общественных местах. Этим и пользуются недобросовестные волонтеры, а может быть, и мошенники. Они играют на таких человеческих чувствах, как доброта и милосердие.
Такая ситуация, по мнению Ахменовой, подрывает авторитет настоящих волонтеров и вызывает недоверие со стороны людей. Удивляет и тот факт, что родители несовершеннолетних детей подписываются на это, письменно разрешая своему ребенку заниматься не совсем безопасным для него видом деятельности, прививающим также иждивенчество с малых лет.
Что касается фонда «Үміт жарығы» в Костанае, тут, на наш взгляд, явно пора правоохранительным органам Костаная поинтересоваться их деятельностью. Ведь не зря филиалы были закрыты в других городах…
Улту Жузбай
Иллюстративное фото Nur.kz
Один комментарий
Святогор
Цитата «… пора правоохранительным органам Костаная поинтересоваться их деятельностью».
====================================================
Поверьте, правоохранители намного больше знают об этой деятельности. Там работают специалисты с высшим специальным образованием и немалым опытом работы. Только вот их интересы не всегда совпадают с интересами народа. Во всяком случае пока они не отойдут от «палочной» системы и не перейдут на сервесное обслуживание с оценкой их деятельности общественностью. Так планировалось, когда система явно оказалась в тупике в выполнении государственных задач.