А невозврат их связан со сложностями при трудоустройстве по полученной специальности, отсутствием поддерживающих программ для молодых специалистов
Для кого-то лето – пора отдыха, а для абитуриентов – самый непростой период. Нужно выбрать не только профессию, но и учебное заведение, в котором лучше всего ее освоить. Выбор не из легких, и, как оказалось, не все выпускники выбирают казахстанские вузы.
Ежегодно констатируемый высокий процент оттока молодежи студенческого возраста в страны ближнего и дальнего зарубежья является показателем целого ряда факторов, которые до последних лет не вызывали тревогу. Однозначно следует признать, что данные процессы не могут быть в полной мере связаны с миграцией по национальному, этническому признаку, поскольку среди студентов, обучающихся в зарубежных вузах, высокий процент представителей титульной нации. Чаще всего в списке приоритетных – вузы России.
— Проблема оттока в российский вузы, а наша молодежь чаще всего выбирает именно их, является одной из комплексных проблем современного образования, — считает Денис Качеев, старший преподаватель кафедры философии КГУ им. А.Байтурсынова, кандидат философских наук. — Но одной из причин, по моему мнению, все же является качество образования, к тому же, как показывает практика, в российский вуз поступить гораздо легче. Система ЕНТ, к сожалению, пока еще несовершенна, а психологическое давление, оказываемое на учеников, отбивает всякое желание сдавать его.
По мнению Качеева, в нашем мировоззрении пока еще не сложился образ казахстанского образования, именно как качественного. Стоит отметить грамотную профориентационную работу российских вузов, в отличие от наших. Россияне работу с абитуриентами начинают задолго до приема документов, примерно за год-два.
Стоит отметить, что нынешнему абитуриенту и его родителям даже не стоимость обучения важна, а его качество. Так что не могут быть поставлены во главу угла экономические факторы, поскольку платное обучение, например, в российском вузе, соразмерно коммерческому обучению в Казахстане, а нередко и значительно превышает его. Что касается обучения в странах дальнего зарубежья, то оно еще более дорогостоящее.
— Соответственно основные причины следует искать в более глубоких моментах, связанных со стремлением молодежи к получению достойного образования, отвечающего современным требованиям. В данном случае можно отметить следующие вопросы, по причине которых казахстанская молодежь решает продолжить свое образование за рубежом: получение образования «узкого» профиля, которое недоступно в Казахстане, — говорит Юлия Симонова, доцент кафедры права Костанайского филиала ЧелГУ.
А это достаточно весомый фактор, поскольку целый ряд специальностей, как гуманитарного, так и технического профиля, невозможно получить в казахстанских вузах. Не секрет, что в российских вузах более развитая «студенческая инфраструктура»: есть возможность проживать в общежитии. Там активно реализуется значительное количество программ, в том числе по международному обмену студентов.
— Большинство университетов, к примеру, в Чехии, – старейшие вузы мира, — отмечает Наталья Дубровина, директор языковой школы «Grand Luxe». — Взять тот же Карлов Университет, который был основан в 1843 году. Сегодня он сотрудничает с такими вузами, как Оксфорд, Сорбонна и Университет Женевы. Частой практикой для Карлова Университета является международный обмен студентами, то есть, учаясь в Чехии, можно попасть на обучение в другие вышеупомянутые вузы. Доступные стажировки и отличные карьерные перспективы. Вузы Европы, Америки, да той же России предлагают стажировки в крупнейших мировых компаниях. Так, например, обучаясь в Пражском техническом университете, можно попасть на стажировку в Google, а из Российского Университета дружбы народов или МГИМО можно отправиться в ООН, Университет Голдсмит в Лондоне предлагает своим студентам стажировки в Yahoo! И таких примеров масса. Большую роль играет широкий выбор специальностей: бизнес-образование, гейм-дизайн и мультимедиа, альтернативная энергетика и нейробиология — в отечественных вузах эти направления пока развиты слабо или не развиты совсем. По оснащенности лабораторий и близости к переднему краю науки зарубежные университеты находятся далеко впереди наших. К примеру, наш языковой центр в период с 2018 года отправил 25 студентов на обучение в Чехию и США. В основном приоритет выбора попадает на Чехию, 22 человека из отправленных выбрали университеты Чешской Республики.
В вузах зарубежья имеются хорошие библиотечные фонды, электронные базы данных. В то время как наша система образования вводит каждый год новшества, а там осталась приверженность традиционным формам обучения.
— Все это не может не иметь важное значение, поскольку многие реформы в казахстанской сфере образования к настоящему времени населением восприняты негативно, – отмечает Симонова. — Значимым фактором является также работа организаций по приему студентов в зарубежные вузы (например, известная «RussiaStady», которая осуществляет предварительный отбор кандидатов на обучение, дающий возможность заблаговременно поступить в российский вуз на бесплатной основе).
И, наконец, в вузах зарубежья имеет значение последующее трудоустройство. Все можно было бы отнести к нормальным явлениям, если оно находится в рамках того, что можно назвать «учебной миграцией». Однако существует риск оттока молодежи и его невозвращения. И главная причина здесь в том, что есть сложности с трудоустройством по полученной специальности, отсутствие достаточных поддерживающих программ для молодых специалистов.
И, конечно, в этой ситуации должна быть для уезжающего студента мотивация: получить образование более высокого уровня и вернуться на родину. И, наконец, как бы ни было прискорбно, по количеству вузов Казахстан можно отнести к странам с развитым уровнем высшего образования, а вот многими ведущими странами мира дипломы наших вузов не признаются. И тут есть всем задуматься над вопросом: как поднять престиж отечественного образования?
Динара Утебаева