Антикитайские акции в странах Центрально-Азиатского региона стали часто попадать в топ международных новостей. Антикитайские настроения заметны и в Казахстане. Откуда они?
Политические спекуляции
Одни политологи фиксируют объективные опасения по поводу активного экономического вторжения соседа, другие обращают внимание на грамотные манипуляции общественным настроением. И действительно: мы стали наблюдать в соцсетях яростный взрыв «патриотизма»: «Пекин купил нас с потрохами», «Китай проглотит Казахстан». В научной среде активизация китайского экономического присутствия вызвала яростные дискуссии об угрозах «экономического поглощения Китаем Центральной Азии».
Политизация вопроса, конечно, во многом носит спекулятивный и явно рукотворный характер. Но факт одновременных всплесков и в кухонных разговорах, и в научных баталиях сразу бросается в глаза. Синофобские настроения (синофобия – неприязнь к Китаю, китайцам и всему китайскому) в последние годы действительно усилились. Причем не только в Казахстане, но и в других республиках Центральной Азии. Министр информации и общественного развития Казахстана Даурен Абаев прямо заявил: сознанием казахстанцев кто-то пытается «манипулировать, навязывать ксенофобию, русофобию, американофобию».
Внешние игроки
Да, Китай – крупнейший инвестор в Казахстане, но лишь четвертый по счету. В тройку лидеров входят Нидерланды, США и Швейцария. Но что-то о голландской или швейцарской угрозе не слышно. Сами внешние игроки явно за ситуацией наблюдают. Об их причастности к антикитайским акциям говорить было не принято. Официальные власти Казахстана и сейчас об этом молчат. Но китайские дипломаты, оценивая выпады против своей страны, заявляют об этом прямо. Они не обвиняют Казахстан, к нашей стране в Китае отношение хорошее, зато видят связь между этими событиями и той «торговой войной», которую ведут против Китая прежде всего США.
Казашки не для китайцев
Будем говорить прямо: антикитайские лозунги в центральноазиатских республиках используют и как инструмент борьбы за власть разные политические кланы. В Казахстане ксенофобией грешат как отечественные либералы, так и национал-популисты. Первые не приемлют «социализм с китайской спецификой» из идеологических соображений. Вторые боятся, что «тысячи казашек выйдут замуж за китайцев». И где «гарантии, что китайский зять не возьмет в аренду миллионы гектаров земли и тут не соберутся китайцы»? Псевдопатриоты даже срывают свадьбы с гражданами КНР. Раздувают антикитайскую истерию и беглые олигархи. Тот же Мухтар Аблязов и его запрещенный в республике Демократический выбор Казахстана стремятся организовать гражданские конфликты, используя любой повод.
Мягкая сила Китая
Ксенофобия (невосприятие всего чужого) в среде творческой интеллигенции явление неоднозначное. Тему межэтнических отношений, нередко устраивая склоки, будируют бывшие партийные номенклатурщики. Группка людей, возомнивших себя «властителями дум», конечно, небольшая. Опасность в другом: на поводу у них идут те люди, кто, интуитивно опасаясь быть поглощенными то огромным «китайским драконом», то страшным «русским медведем», зачастую воспринимают иностранные инвестиции как экономическую и геополитическую экспансию. Они не доверяют государству, полагая, что чиновники, подписывая контракты с Китаем, могут не учитывать интересы Казахстана.
При этом среди творческой интеллигенции есть люди, к мнению которых стоит прислушаться. К ним я бы отнес культуролога Мурата Ауэзова. Он действительно обеспокоен положением «китайских» казахов и уйгуров в Синьцзяне. Без лишней ангажированности призывает быть с соседом осторожными, считая, что проблема «мягкой силы Китая» требует большого внимания. И это справедливо.
Несмотря ни на что, на прошлой неделе Президент РК Касым-Жомарт Токаев все же совершил запланированный визит в Пекин. Там он заявил, что стратегическое партнерство с КНР продолжится. А как иначе, ведь от этого зависит имидж страны. Да, власть, чего-то опасаясь, недоговаривает, оппозиция разных мастей сознательно перебирает через край. Но, по мнению экспертов, у Казахстана нет альтернативы, кроме как продолжать сотрудничество с Китаем.
На днях мне пришлось давать интервью китайскому информагентству Синьхуа. Трижды побывав в Китае на международных научных форумах, пришел к выводу: проявление ксенофобии по отношению к китайцам не только необоснованно, но и просто несправедливо. По крайней мере на этом этапе наших отношений.
Дмитрий ЛЁГКИЙ, доктор исторических наук, профессор КГУ им. А. Байтурсынова
Фото informburo.kz
Источник: «Костанайские Новости«